Презентация на тему гидросфера. Презентация: "Гидросфера

Вода, как морская, так и пресная, обладает многими аномальными свойствами, зависящими от изменения главным образом двух внешних параметров: давления и температуры. 1. Пресная вода не имеет запаха, цвета, вкуса; морская вода имеет вкус, цвет и может иметь запах. 2. В естественных условиях только вода имеет три агрегатных состояния: твёрдое (лёд), жидкое (вода) и газообразное (водяной пар). Присутствие солей в воде изменяет ее фазовые превращения. Пресная вода на поверхности суши при давлении в 1 атмосферу имеет температуру замерзания 0°С и температуру кипения 100°С. Морская вода при давлении в одну атмосферу и при солености 35‰ имеет температуру замерзания около – 1,9°С и температуру кипения 100,55 °С. Температура кипения зависит от атмосферного давления: чем больше высота над землей, тем она ниже. 3. Вода замерзает не при температуре наибольшей плотности (4°С), как все растворы, а при 0°C; у морской воды температура наибольшей плотности за счёт солености ниже. 4. Вода – универсальный растворитель; она растворяет больше солей и прочих веществ, чем любое другое вещество.

Слайд 2

ГИДРОСФЕРА

Гидросфера – прерывистая водная оболочка Земли, располагающаяся между атмосферой и твердой земной корой (литосферой) и представляющая собой совокупность вод океанов, морей и поверхностных вод суши.

Гидросфера покрывает 70,8% земной поверхности

Слайд 3

Слайд 4

КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ

  • Слайд 5

    1. МИРОВОЙ ОКЕАН

    Мировой океан – непрерывная водная оболочка Земли, окружающая материки и острова и обладающая общностью солевого состава (99 % от суммы солей составляют ионы натрия, магния, калия, кальция, хлора и серы); средняя концентрация солевого раствора 35 г/л.

    Слайд 6

    МИРОВОЙ ОКЕАН

    Мировой океан – основная часть гидросферы, занимает около 70.8 % поверхности земного шара

    • Средняя глубина – 3795 м
    • Наибольшая глубина – 11022 м (Марианский желоб)
    • Объем воды – 1370 млн. км³
  • Слайд 7

    1.1 ОКЕАНЫ И МОРЯ

  • Слайд 8

    ТИХИЙ ОКЕАН

  • Слайд 9

    Самый большой и самый глубокий из всех океанов планеты

    • Поверхность – 181,34 млн км2
    • Соленость – 33 – 37 ‰
    • Температура воды – от 29˚С до -3˚С в полярных районах
    • Средняя глубина – 3980м
    • Наибольшая глубина – 11022м (Марианский желоб)
    • На дне Тихого океана происходит интенсивная вулканическая деятельность
  • Слайд 10

    АТЛАНТИЧЕСКИЙ ОКЕАН

  • Слайд 12

    ИНДИЙСКИЙ ОКЕАН

  • Слайд 14

    СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ ОКЕАН

  • Слайд 15

    Самый молодой из океанов

    • Поверхность – 14,75 млн км2
    • Соленость – 30 (к концу лета) - 34 ‰
    • Температура – зимой близка к температуре замерзания морской воды, летом повышается на о,1 – 0,2˚С
    • Средняя глубина – 1220м
    • Наибольшая глубина – 5527м (Гренландское море)
  • Слайд 16

    ЮЖНЫЙ ОКЕАН

  • Слайд 17

    Южный океан появился на картах совсем недавно. Весной 2000 Международная Гидрографическая Организация приняла решение объявить водное пространство к северу от побережья Антарктиды до 60 градуса южной широты отдельным океаном - Южным. Решение основано на последних океанографических данных, указывающих на уникальность вод, окружающих Антарктиду.

    • Площадь: 20 327 млн км2
    • Максимальная глубина: Южно-Сандвичев желоб - 7 235 м
  • Слайд 18

    МОРЕ

    Море – более или менее обособленная островами, полуостровами или подводными возвышенностями часть океана (исключение составляет Саргассово море, расположенное внутри океана)

    По местоположению моря бывают

    • Окраинные
    • Внутренние
    • Межматериковые
    • Внутриматериковые
    • Межостровные
  • Слайд 19

    МОРЯ, ЗАЛИВЫ

    Моря составляют около 10% площади Мирового океана

    Самые крупные моря – Филиппинское, Аравийское, Коралловое

    Залив – часть океана или моря, вдающаяся в сушу. Заливы менее изолированы, чем моря, поэтому их режим более близок к открытым океанам

    Слайд 20

    ПРОЛИВЫ

    Пролив – относительно узкая часть океана или моря, разделяющая два участка суши и соединяющая два смежных водоема

    • Самый широкий (1120 км) и глубокий (5249 м) пролив Дрейка
    • Самый длинный (1760 км) Мозамбикский пролив
  • Слайд 21

    1.2 СВОЙСТВА ОКЕАНСКОЙ ВОДЫ

    • Температура
    • Соленость
    • Замерзание
  • Слайд 22

    1.2.1 ТЕРМИЧЕСКИЙ РЕЖИМ ОКЕАНА

    Температура всей массы океанской воды около 4˚С

    Средняя температура поверхностных вод – более 17˚С, причем в северном полушарии она на 3˚С выше, чем в южном

    • Суточные колебания температуры воды не превышают 1˚С
    • Годовые колебания – не более 5 - 10˚С в умеренных широтах
    • Температура поверхностных вод зональна
  • Слайд 23

    КОМПОЗИЦИОННАЯ КАРТА ТЕМПЕРАТУРЫ МИРОВОГО ОКЕАНА

    Слайд 24

    1.2.2. СОЛЕНОСТЬ МОРСКОЙ ВОДЫ

    Соленостью называется количество солей в граммах, растворенных в 1кг (л) морской воды

    • Выражается в промилле, т.е. в тысячных долях (‰)
    • Средняя соленость океанской воды - 35‰

    В распределении солености поверхностных вод прослеживается зональность, обусловленная прежде всего соотношением выпадающих атмосферных осадков и испарения

    Слайд 25

    1.2.3. ЗАМЕРЗАНИЕ МОРСКОЙ ВОДЫ

    Замерзание морской воды происходит при отрицательных температурах: при средней солености – около -2˚С

    Чем выше соленость, тем ниже температура замерзания

    Льды покрывают около 15 % Мирового океана

    Слайд 26

    АЙСБЕРГИ

  • Слайд 27

    1.3. ДВИЖЕНИЕ ВОД В ОКЕАНЕ

    1.Ветровые волны

    3. Приливо-отливные волны

    4. Морские течения

    Слайд 28

    1.3.1. ВЕТРОВЫЕ ВОЛНЫ

    Ветровые волны – колебательные движения водной поверхности

    Образуются за счет энергии ветра при непосредственном воздействии воздушного потока на поверхность воды

    Достигают длины 400 м, высоты 25 м, скорости распространения 14-15 м/с

    Слайд 29

    1.3.2. ЦУНАМИ

    Цунами – морские гравитационные волны большой длины, возникающие главным образом при подводных землетрясениях в результате сдвига вверх (или вниз) протяженных участков дна

    Скорость распространения от 50 до 1000 км/ч

    Высота в области возникновения от 0,1 до 5 м, у побережья от 10 до 50 м и более

    Слайд 30

    ЦУНАМИ

  • Слайд 31

    1.3.3. ПРИЛИВО-ОТЛИВНЫЕ ВОЛНЫ

    Приливо-отливные волны вызывают колебания поверхности Морового океана относительно его среднего уровня в связи с притяжением Земли Луной и Солнцем

    Максимальная высота (18м) наблюдается у полуострова Новая Шотландия

    Слайд 32

    Морская звезда, ожидающая прилива

  • Слайд 33

    Пещеры на берегу Индийского океана во время прилива они заполняются водой

    Слайд 34

    1.3.4. ТЕЧЕНИЯ

    Морские течения – это горизонтальные движения воды в океанах и морях, характеризующиеся определенным направлением и скоростью

    Их длина достигает нескольких тысяч км, ширина – десятки, сотни км, глубина – сотни метров

    Течения многоструйны и многослойны и по обе стороны от осевой зоны представляют собой систему вихрей

    Слайд 35

    КЛАССИФИКАЦИИ ТЕЧЕНИЙ

    По продолжительности

    • Постоянные
    • Периодические
    • Временные

    По глубине расположения

    • Поверхностные
    • Глубинные
    • Придонные

    По температуре

    • Теплые
    • холодные
  • Слайд 36

    Морские течения на Дальнем Востоке

  • Слайд 37

    Слайд 38

    2. ВОДЫ СУШИ

    1. Подземные воды

    5. Ледники

    Слайд 39

    2.1. ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ

    Подземные воды – это воды, находящиеся в почвах и горных породах верхней части земной коры

    Подземные воды. Образующие водоносный горизонт на первом от поверхности водоупорном слое, называют грунтовыми

    Водоносные горизонты. Заключенные между двумя водоупорными слоями называются межпластовыми

    Слайд 40

    МЕЖПЛАСТОВЫЕ ВОДЫ

    Если межпластовые воды полностью заполняют водоносный горизонт и находятся под давлением, они называются напорными

    Напорные воды, заключенные в слоях, залегающих в вогнутых тектонических структурах называются артезианскими

    Слайд 41

    2.2. РЕКИ

    Рекой называется естественный водный поток, текущий по одному и тому же месту (руслу) постоянно или с перерывами на сухой сезон (пересыхающие реки).

    Место, с которого появляется постоянное течение воды в русле,- исток, в большинстве случаев можно определить только условно. Истоком реки часто являются родник, болото, озеро или ледник. Если река образуется путем слияния двух меньших рек, то место их слияния является началом этой реки

    Место впадения реки в другую, в озеро или в море называется ее устьем.

    Слайд 48

    • ЛЕДНИКИ ГОРНЫЕ

    занимают вершины гор, различные углубления на их склонах и долины

    • ПОКРОВНЫЕ

    имеющие большую мощность, скрывающие все неровности рельефа и занимающие большую площадь

    Посмотреть все слайды

    Мухина Дарья Валерьевна

    Проектная работа по географии на тему:

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Починокинельская средняя общеобразовательная школа»

    Проектная работа по географии на тему:

    «Загрязнение гидросферы моющими средствами»

    Работу выполнила ученица 11 класса

    МБОУ «Починокинельская СОШ»

    Комсомольского района ЧР

    Мухина Дарья Валерьевна

    Руководитель: учитель географии

    Краснова Светлана Владимировна

    Д. Починок Инели

    2015 г.

    Введение стр. 2

    I. Синтетические моющие средства стр. 3-5

    1. Вред моющих средств органическому миру стр. 3
    2. Влияние детергентов на жизнь человека стр. 4
    3. Очистка бытовых сточных вод стр. 4-5

    II. Практическая часть - эксперимент стр. 5-8

    Заключение стр. 9

    Список использованной литературы стр. 10

    Приложения: стр. 11

    1. Диаграмма 1 стр. 11

    2. Диаграмма 2 стр. 11

    Введение

    Просмотрев материалы в Интернете, на уроках географии я узнала, что существует проблема загрязнения гидросферы. Тема актуальна потому, что каждый человек причастен к загрязнению гидросферы. Мне хотелось остановиться на моющих средствах, так как они приносят не меньший вред воде. Каждый человек моет руки, посуду, одежду, убирает квартиру моющими средствами, поэтому я решила доказать на примере своей семьи, и своего региона, что даже малая доля людей, не задумываясь насколько это вредно, тратит огромное количество моющих средств в сутки.

    Тема моей исследовательской работы называется «Загрязнение гидросферы моющими средствами».

    Цель: доказать насколько огромны масштабы загрязнения гидросферы моющими средствами, влияющими на органический мир и состав воды.

    Задачи:

    1. Изучить литературу, материалы СМИ, собрать и проанализировать статистические данные по теме.
    2. Провести ряд экспериментов, доказывающих объемы загрязнения рек моющими средствами.
    3. Провести ряд опросов по выявлению отношения окружающих к использованию моющих средств.

    В своей работе я использую методы: опроса, анализа статистических данных и СМИ, эксперимента с подсчетом результатов использования объема моющих средств в моей семье и примерным подсчетом использования жителями Татарстана, а так же объемы слива в воды рек данной территории.

    1. Синтетические моющие средства

    Я изучила литературу, материалы СМИ, собрала и проанализировала статистические данные по теме и нашла ответы на некоторые вопросы:

    Когда и кто изобрел моющие средства?

    Первое мыло, самое простое моющее средство, было получено на Ближнем Востоке более 5 000 лет назад. Вначале его использовали для стирки и обработки ран. И только с I века н.э. человек стал использовать мыло в целях личной гигиены. А вот первое синтетическое моющее средство появилось только в 1916 году, изобретателем которого является немецкий химик Фриц Понтер, оно предназначалось для промышленного использования. Бытовые синтетические моющие средства стали выпускать в 1935 году. С тех пор был разработан целый ряд синтетических моющих средств узкого назначения, а их производство стало важной отраслью химической промышленности.

    Что такое синтетические моющие средства и как они работают?

    Согласно Большой советской энциклопедии синтетические моющие средства – это «вещества или смеси веществ, применяемые в водных растворах для очистки (отмывки) поверхности твердых тел от загрязнений». Другое название синтетических моющих средств - детергенты. Детергенты состоят из двух частей . Одна часть растворяется в масле , а вторая часть – растворяется в воде . Грязь, которую нужно отмывать с помощью детергентов, не растворяется в воде. Например, жир или масло. Следовательно, синтетические моющие средства – это вещества, которые с помощью своего двойного строения позволяют растворять в воде то, что вода растворить не может.

    1. Вред моющих средств органическому миру.

    Вот вы купили средство для мытья посуды. Воспользовались этим средством при мытье посуды. Вся вода после мыться ушла в канализацию. А дальше? А дальше она попадает в реки, озера, подземные воды. Основными жертвами прогрессирующей химической индустрии, становятся рыба, планктон, и прочая водная живность. Для обитателей водного мира СМС очень вредны, особенно для животных, которые дышат жабрами. Почему страдают именно они? Потому что СМС прилипают к жабрам, вода начинает прилипать к СМС, в жабры льётся вода, и рыбы захлёбываются. И умирают. Или (если детергентов не очень много), просто растут больными и хилыми. Другими словами: в обычном состоянии, хоть вода и попадает в жабры, но она не касается их, поскольку они покрыты отталкивающим воду веществом – специальным жиром. А поскольку моющие средства растворяют жир, то рыба не может пользоваться жабрами

    1. Влияние детергентов на жизнь человека.

    Попадание синтетических моющих средств в организм человека с водой всё же возможно. В первую очередь это происходит, когда человек ест или пьёт из плохо отмытой от детергентов посуды. Другой путь попадания синтетических моющих средств – во время купания. Он наиболее част для детей. К чему все это может привести? Как известно, в человеческом желудке, постоянно присутствует соляная кислота, которая расщепляет пищевой белок. Желудок изнутри покрыт слизистой оболочкой, которая выполняет защитную роль от вредного воздействия соляной кислоты. Слизистая оболочка имеет жировую основу. Если в организм человека, то есть в желудок, попадает СМС с недомытой тарелки, то защитная оболочка вокруг стенок желудка становится тоньше. Особенно, если организм человека ослаблен, например, стрессом, отсутствием витаминов , то СМС даже в мизерных количествах, могут привести к язве желудка, к передозировке желчи, нарушению работы желчного пузыря и прочим серьезным болезням.

    Итак, моющие средства наносят колоссальный вред составу воды и органическому миру. Вода из кухонь, туалетных комнат, душевых, бань, прачечных, столовых, больниц, бытовых помещений, промышленных предприятий – все это бытовые сточные воды. Производство и широкое применение синтетических поверхностно-активных веществ, особенно в составе моющих средств, обусловило поступление их со сточными водами во многие водоемы, в том числе источники хозяйственно-питьевого водоснабжения. В тяжелом экологическом положении находится Волга – крупнейшая река Европы. В её бассейне живет более 60 млн. человек, производится более 30% промышленной и сельскохозяйственной продукции нашей страны. Сокращение водообмена и одновременное увеличение объема сточных вод создали тяжелую гидрохимическую обстановку. Возникла угроза гибели экосистем в дельте Волги. У 100% выловленных рыб выявлены серьезные генетические аномалии.

    3. Очистка бытовых сточных вод.

    Канализация – комплекс инженерных сооружений и санитарных мероприятий, обеспечивающих сбор и удаление за пределы населенных мест и промышленных предприятий загрязненных сточных вод, их очистку, обезвреживание и обеззараживание. Городами и другими населенными пунктами сбрасывается через системы канализации 22 млрд. м 3 сточных вод в год. Из них 70% проходит через очистные сооружения, в том числе 94% - сооружения полной биологической очистки.

    Через коммунальные системы канализации в поверхностные водные объекты ежегодно сбрасывается 13,3 млрд. м 3 сточных вод, из которых 8% проходит через очистные сооружения, а остальные 92% сбрасываются загрязненными. Большинство очистных сооружений перегружено, а почти половина требует реконструкции.

    Для обеззараживания сточных вод дозу хлора подбирают так, чтобы содержание кишечных палочек в воде, сбрасываемой в водоем, не превышало 1000 в 1 литре, а уровень осадочного хлора составлял не менее 1,5 мг/л при 30-минутном контакте или 1мг/
    л при 60-минутном контакте. Обеззараживание проводят жидким хлором, хлорной известью или гипохлоритом натрия, получаемых на месте в электролизерах. Хлорное хозяйство очистных канализационных сооружений должно позволять увеличивать расчетную дозу хлора в 1,5 раза. Однако, население очень часто пользуется хлорсодержащими средствами для очищения помещений, что неизбежно может нанести колоссальный вред при стоке вод.

    II. Практическая часть - эксперимент

    Я живу в Республике Татарстан. А учусь я в соседней Чувашии. И Чувашская, и Татарская Республики расположены в бассейне Волги.

    Для того, чтобы доказать насколько в действительности проблему загрязнения Волги создают сами жители данного региона, я решила провести несколько исследований, одним из которых был эксперимент: «Потребление моющих средств моей семьей».

    Для того, чтобы доказать какое огромное количество моющих средств тратит человечество, для начала я выяснила, сколько моющих средств потребляет моя семья и подсчитала результаты (таблица 1).

    В моей семье шесть человек. Я начала свое исследование с подсчета потребления каждого моющего средства сначала за неделю, потом за месяц, год и 10 лет.

    В быту используются незаменимые вещи в личной гигиене – это мыло, шампуни, бальзамы, зубная паста и всякие другие средства. Так как в семье нас шестеро, то потребление средств личной гигиены высокое: за неделю мы тратим примерно 180 мл всех средств гигиены, за месяц 2,2 литра, за год примерно 26,4 литра, а за 10 лет целых 264 литра.

    Мы используем стиральный порошок «Persil» и стираем примерно 3 раза в неделю. После подсчета я определила, что за неделю мы тратим около 250 г, за месяц 1 кг, за год – 12 кг и за 10 лет – 120 кг.

    Средство для мытья посуды мы используем в основном «AOS». Посуду мы моем в ручную, обычно в деревнях не пользуются посудомоечной машиной. За месяц употребляем примерно 500 г, 6 литров – за год и, соответственно, 60 литров за 10 лет.

    Чистящие средства и хлорсодержащие средства мы используем не так часто как остальные моющие средства: за неделю – 130 г, за месяц – 520 г, за год – примерно 6,5 кг, за 10 лет – 65 кг; даже из этого подсчета видно какое огромное количество чистящих и хлорсодержащих средств мы тратим.

    Из результатов, полученных в ходе исследования, я смогла сделать вывод, что моя семья в сумме использует примерно 2 кг и 720 мл всех моющих средств за месяц; 24 кг и 8 литров 700 мл – за один год; 240 кг и 87 л – за 10 лет (таблица 1).

    Таблица 1. Потребление моющих средств моей семьей

    Моющие средства

    Потребление

    Неделя

    Месяц

    Год

    10 лет

    Стиральный порошок «Persil»

    250 г

    1 кг

    12 кг

    120 кг

    Мыло (жидкое) «Бархатные ручки»

    30 мл

    120 мл

    1,5 л

    15 л

    Средство для мытья посуды «АОS»

    125 г

    500 г

    6 кг

    60 кг

    Шампунь + бальзам «Timotei»

    62,5 мл

    250 мл

    3 л

    30 л

    Гель для личной гигиены

    62,5 мл

    250 мл

    3 л

    30 л

    Зубная паста «Colgate»

    25 мл

    100 мл

    1,2 л

    12 л

    Чистящие средства

    80 г

    320 г

    4 кг

    40 кг

    50 г

    200 г

    2,5 кг

    25 кг

    Всего

    500 г; 180 мл

    2 кг; 720 мл

    24 кг; 8 л 700 мл

    240 кг; 87 л

    Увидев, в каком количестве моя семья загрязняет, в первую очередь, реку Кубня, затем Свиягу и Волгу, мне захотелось выяснить, какое количество отходов моющих средств выбрасывается жителями моей улицы и деревни.

    По первому вопросу: «Пользуетесь ли вы моющими средствами?» все единогласно сказали: «Да» (приложение 1).

    По второму вопросу: «Как часто вы используете моющие средства?» все единогласно ответили: «Каждый день» (приложение 2).

    По третьему вопросу: «Как часто вы стираете?» я получила следующий результат (диаграмма 3):

    12 оппонентов из 27 ответили, что стирают около 3 раз в неделю;

    3 оппонента стирают чаще 3 раз в неделю (4 раза);

    9 оппонентов ответили, что стирают два раза в неделю:

    3 оппонента ответили, что стирают раз в неделю.

    Диаграмма 3 (опрос)

    В среднем получается: стирают 3 раза в неделю. Исходя из того, что в нашей семье в среднем на одного человека в год расходуется 4 кг и 1 л 450 мл чистящих средств, я вычислила, сколько моющих средств примерно используют жители моей улицы:

    В месяц 26 кг и 10 литров моющих средств;

    В год 312 кг и 113л моющих средств. 7

    Мне стало интересно, сколько средств используют жители моей деревни – Большое Тябердино. Так как численность населения деревни составляет 571 человек, то она за год потребляет почти 2300 кг и 830 литров моющих средств. Мне захотелось узнать, во сколько раз увеличатся эти цифры, если подсчитать, какое количество моющих средств использует население Кайбицкого района, в состав которого входит мой населенный пункт и население Татарстана в целом. Результат, конечно, ужасающий: район расходует почти 70 тонн и 22 тыс. литров, а республика, в целом, 15 млн. кг или 15 тыс. тонн и 5,5 млн. литров чистящих средств (таблица 2).

    Таблица 2. Потребление моющих средств за год

    А если учесть и то, что горожане пользуются и посудомоечными машинами и, вообще, на мой взгляд, городское население использует больше средств гигиены и, конечно же, различных моющих и чистящих средств.

    В итоге из опроса я выяснила, что люди даже не задумываются о проблемах загрязнения гидросферы моющими средствами. Поэтому возникает вопрос и не решенная проблема работы очистных сооружений. Я не уверена, что очистные сооружения могут в полной мере справиться с таким количеством химических выбросов, тем более большая их часть относится к категории устаревших. А в деревнях и не приходится говорить об очистных сооружениях по той простой причине отсутствия канализаций. Здесь все, что стекает с домов, беспрепятственно поступает в подземные воды и в конечном счете в реки. Можем ли мы быть уверены, что не употребляем эту воду затем в пищу.

    Заключение

    Итак, в результате проведенного мной эксперимента была доказана одна из причин загрязнения рек, в частности Волги. Душа разрывается от масштабов загрязнения, зная, что в бассейне Волги проживает более 60 млн. человек. Расход моющих и чистящих средств одного лишь Татарстана составляет в год 15 тыс. тонн и 5,5 млн. литров, при том, что численность населения республики - 3786488 человек. В связи с тем, что миллионы килограмм остатков моющих средств выбрасывается вместе с водой в реки и сточные воды, можно сделать вывод: какой колоссальный вред наносим мы внутренним водам, которыми в последствии пользуемся. Я понимаю, что одна не могу решить эту проблемы, но могу призвать людей к рациональному использованию моющих средств. Думаю, если я представлю результаты исследований, например, в школе, где учусь, то, возможно, люди задумаются и будут разумно использовать моющие средства.

    Список использованной литературы

    1. Материалы СМИ:

    Http://www.tatstat.ru/

    2. Большая советская энциклопедия

    Приложения

    Приложение 1.

    Диаграмма 1 (опрос).

    Приложение 2.

    Диаграмма 2 (опрос).

    Гидросфера – водная оболочка нашей планеты, включает в себя всю воду, химически не связанную, независимо от ее состояния (жидкую, газообразную, твердую). Гидросфера является одной из геосфер, располагающейся между атмосферой и литосферой. Эта прерывистая оболочка включает все океаны, моря, континентальные пресные и соленые водоемы, ледяные массивы, атмосферную воду и воду в живых существах.

    Примерно 70% поверхности Земли покрыты гидросферой. Ее объем около 1400 млн. кубометров, что составляет 1/800 объема всей планеты. 98% вод гидросферы – Мировой океан, 1,6 % заключено в материковых льдах, остальная часть гидросферы приходится на долю пресных рек, озер, подземных вод. Таким образом, гидросфера делится на Мировой океан, подземные воды и континентальные воды, причем каждая группа, в свою очередь, включает подгруппы более низких уровней. Так, в атмосфере вода находится в стратосфере и тропосфере, на земной поверхности выделяют воды океанов, морей, рек, озер, ледников, в литосфере – воды осадочного чехла, фундамента.

    Несмотря на то, что основная масса воды сосредоточена в океанах и морях, а на долю поверхностных вод приходится лишь малая часть гидросферы (0,3%), именно они играют главную роль в существовании биосферы Земли. Поверхностные воды – это основной источник водоснабжения, обводнения и орошения. В зоне водообмена пресные подземные воды быстро обновляются в ходе общего круговорота воды, поэтому при рациональной эксплуатации можно использовать их неограниченно долгий срок.

    В процессе развития молодой Земли гидросфера формировалась при становлении литосферы, которая за геологическую историю нашей планеты выделила огромное количество водяного пара и подземных магматических вод. Гидросфера образовалась в ходе длительной эволюции Земли и дифференциации ее структурных компонентов. В гидросфере впервые на Земле зародилась жизнь. Позднее в начале палеозойской эры состоялся выход живых организмов на сушу, и началось постепенное расселение их на континентах. Жизнь без воды невозможна. В тканях всех живых организмов содержится до 70-80% воды.

    Воды гидросферы постоянно взаимодействуют с атмосферой, земной корой литосферы и биосферой. На границе между гидросферой и литосферой формируются практически все осадочные горные породы, которые составляют осадочный слой земной коры. Гидросферу можно рассматривать как часть биосферы, так как она полностью заселена живыми организмами, которые, в свою очередь, оказывают влияние на состав гидросферы. Взаимодействие вод гидросферы, переход воды из одного состояния в другое проявляется как сложный круговорот воды в природе. Все виды круговорота воды различных объемов представляют собой единый гидрологический цикл, в ходе которого осуществляется возобновление всех типов вод. Гидросфера является незамкнутой системой, воды которой тесно взаимосвязаны, что обусловливает единство гидросферы как природной системы и взаимовлияние гидросферы и других геосфер.

    Похожие материалы:

  • Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх