Секреты общения с «трудными» коллегами. Как аккуратно сказать сотруднику об увольнении Используйте конкретные примеры

Опытом делится Максим Морщихин, управляющий клубом ALEX FITNESS в Омске.

Под беседой с сотрудником я подразумеваю не регулярное общение на ежедневной основе. Не кофе-брейк. Не конференции или собрания. Беседа с сотрудником – это гораздо больше и важнее, чем может показаться на первый взгляд. Можно назвать ее целенаправленным мероприятием, направленным на извлечение определенной выгоды.

Чтобы стало понятно, попробую обрисовать плюсы и минусы. Плюсы:

а) Ты сможешь узнать сотрудника ближе.

в) Беседа - благоприятная атмосфера для «появления на свет» новых идей.

г) Расположение сотрудника к компании.

Теперь минусы. Хм… Я их не вижу. Единственное, это затрата времени на подготовку к общению и саму беседу. Поговорим о плюсах подробней.

А) Узнаем сотрудника ближе. Бывало ли у тебя такое? Работаешь бок о бок с коллегой. Общаешься с ним каждый день, а спустя год узнаешь, что он увлекается рыбалкой или вязанием. Причем, как правило, его увлечение довольно неожиданно. Ты просто не ждешь от сотрудника подобного. Реальный случай из моей жизни, когда из общения с коллегой я узнал, что она занимается танцами на пилоне. Хотя до этого момента мы с ней работали бок о бок практически два года.

Что может дать такая информация? Во-первых, становится понятно, как человек проводит свободное время, как расслабляется. Это может о многом сказать. Во-вторых, при помощи хобби иногда можно понять, каким образом замотивировать сотрудника. В-третьих, это просто нужно - знать всё о своих подчиненных.

Б) Сотрудник делится наболевшим. Иногда в отделах возникают конфликты. Это нормально в живом рабочем коллективе. Но конфликт может быть скрытый. И тогда это бомба замедленного действия. Если вовремя эту «бомбу» не обезвредить, последствия могут стать плачевными.

В свое время мой хороший знакомый столкнулся с такой проблемой. Он стал замечать упадок настроения в одном из своих подразделений. Предпосылок для данной проблемы не было. Отдел выполнял план. Всеми менеджерами был доволен. Но с рабочим настроем была беда.

Проведя беседу со всем составом, он мягко говоря, был шокирован. Абсолютно все менеджеры жаловались на руководителя подразделения. В частности, на то, что он своим поведением демотивировал всех, у менеджеров пропадало желание работать. От руководителя шел сплошной негатив и нытье. При этом никто из отдела не поднимал эту проблему. Все всё замалчивали.

Беседа может помочь в решении скрытых конфликтов. Главное, расположить сотрудника к себе. Показать ему, что он может открыться тебе. Объясни сотруднику, что если у него есть проблема или его что-то беспокоит, то ты как раз тот человек, который в состоянии это решить. В этом и состоит твоя задача: делать рабочие условия комфортными для подчиненных. Хороший руководитель полон смирения - он служит своим подчиненным.

В) Креативим. Возьми за аксиому: каждый человек является творческим в той или иной степени. Практически в каждой беседе с сотрудником, я слышу какие-то новые интересные идеи, которые позволят нашему бизнесу стать лучше, проще. Спроси сотрудника, чегоо, по его мнению, не хватает ему, отделу, отделению и компании в целом? Поверь, ответы тебя смогут удивить.

Г) Располагаем к компании. Этим разговором ты даешь подчиненному понять: «Ты нам важен», «Мы интересуемся тобой, твоими заботами и проблемами», «Нам не безразлично твое мнение о работе».

Подготовка к беседе

Наиважнейший момент. Если не уделить этому достаточно времени, то ты просто не сможешь «раскрыть» сотрудника. Тебе будет не о чем спрашивать. Поэтому поговори с коллегами предполагаемого объекта беседы. Зайди на страницы соцсетей. Посмотри группы, на которые подписан сотрудник - это и есть то, чем он интересуется. Изучи его хобби, чтобы стать немножко «в теме».

Если сотрудник увлекается фигурной стрижкой овцы, волшебным миром Гарри Поттера или фольклором Южного Лаоса, изучи эту тему. Это банально, но погугли.

Подготовь все вопросы заранее. Важно понимать, что есть список стандартных вопросов: Как тебе работается в нашей компании?

Что нравится / не нравится в работе?

Что добавить / убрать для улучшения работы?

Кем видишь себя через 1-2 -3 года в компании?

Какие личные планы/цели?

По желанию ты можешь добавить в этот список свои вопросы.

Хронометраж беседы - минимум 1 час. Если тратишь меньше времени, то в этом нет никакого толка. Ну и, надеюсь, что не надо пояснять про отключенные телефоны, и т.д. и т.п. Отнесись к общению с сотрудником с уважением. Помнишь, что «слушать» и «слышать» - разные глаголы?

После беседы тебе обязательно нужно будет провести анализ. Как самого сотрудника, так и тебя как интервьюера. С подчиненным все понятно. По анализу себя-любимого сложнее. Тут тебе поможет только диктофон. Но сразу возникает другая сложность. Твоему собеседнику это может не понравиться, и он будет зажатым. Поэтому в каждой отдельной ситуации нужно принимать решение исходя из работника.

Из личного опыта: в первых своих беседах я использовал диктофон. Впоследствии отказался. Пара сотрудников через несколько дней после бесед подходили ко мне, чтобы договорить какую-то тему. И в разговоре прослеживалась мысль, что диктофон не позволял им быть предельно откровенными.

Проводи беседы минимум раз в полгода. Поверь, это интересно и полезно!

Руководитель - не такая уж простая должность. Допустим, вы создали свой бизнес и набрали сотрудников. Или же вас повысили до руководящей должности. От того, как вы правильно построите отношения с подчиненными, зависит многое. Поэтому необходимо быть готовым к руководству и знать, как вести себя с персоналом.

Типы руководства

Есть две основные системы руководства подчиненными. Первая из них именуется демократическая, вторая - командная или авторитарная.

Демократическая система предполагает более короткую дистанцию между руководителем и подчиненными. Руководитель главным образом использует методы убеждения. Авторитарная система предполагает раздачу четких указаний работникам, которые они обязаны выполнять.

В первом случае у работников есть инициативы, во втором их нет. Что лучше использовать - каждый выбирает для себя сам. Но мы предлагает все-таки искать золотую середину. Нельзя слишком давить на коллектив и нельзя игнорировать отношения субординации. В первом случае вас сразу возненавидят, во втором - сядут на шею.

Интересуйтесь жизнью подчиненных и слушайте их

Хороший руководитель всегда знает, какие важные события происходят в жизни его подчиненных: свадьба, день рождения, рождение ребенка. Ненавязчиво интересуйтесь тем, как идут дела у сотрудников. Вы увидите - им будет приятно.

Если к вам пришли с жалобой - просто выслушайте все до конца, не прерывая работника. Просто настройтесь на понимание. Возможно, уже этого будет достаточно, чтобы проблема отчасти решилась.

Поощрение и наказание

Система поощрений и наказаний непременно должна присутствовать. Причем применяться она должна одинаково ко всем сотрудникам. Наиболее сложно это реализовать, когда среди ваших подчиненных есть родственники, друзья или даже любимый человек.

Отсюда следует несколько важных выводов. Во-первых, брать на работу близких людей не рекомендуется - объективность сохранить будет сложно. Во-вторых, никогда не заводите служебных романов - вы будете постоянно в зависимости. А уж есть роман не удастся, то ситуация будет одна из самых неприятных.

Коллектив всегда видит несправедливость, которая творится начальником. Все должны понимать, что в случае хорошей работы их ждет поощрение, в случае плохой - наказание. А если все будет несправедливо, авторитета вам не видать.

Для того, чтобы грамотно применять систему наказаний и поощрений, нужно ориентироваться на некие объективные критерии работы. Поэтому необходимо очень хорошо знать, что было сделано тем или иным сотрудником. Иногда сложно установить такие критерии, но так как вы руководитель - вы должны их придумать и довести до каждого сотрудника.

Как ругать, а как хвалить?

Что касается устного высказывания недовольства, то это нужно делать только лично. Если вы отругаете сотрудника среди его коллег, он будет унижен и вероятность того, что он будет от этого хорошо работать, стремится к нулю. Может быть только некоторое время, под страхом быть униженным снова. Поэтому наиболее эффективен будет разговор с глазу на глаз. Отчитывая, нужно подробно объяснить, какую ошибку совершил работник и что он может сделать для её исправления.

Поощрять работника, напротив, эффективнее публично. Поощрение необязательно должно быть выражено в денежной форме, если для вашей фирмы это накладно. Похвала может быть выражена словесно, или вы можете вознаградить работника правом взять выходной.

Можно ли кричать на подчиненных

Почти все начальники когда-либо повышали голос на своих подчиненных. Плюс этого метода в том, что можно действительно повысить производительность труда работника. Но если использовать крик постоянно, то эффективность от него будет нулевая.

Криком вы можете добиться чего-то только от того сотрудника, который понимает, что ругаете вы не его личность, а его работу. Таких людей очень мало, поэтому советуем вам быть сдержаннее.

Применение приведенных советов позволит вам сохранить нормальную атмосферу в коллективе и завоевать авторитет персонала.

  1. Всегда ставьте только четко сформулированные задачи. Работники должны хорошо представлять, что от них требуется. Вы можете при этом иногда подталкивать того или иного работника к совершенствованию профессиональных навыков, давая ему задание «на грани возможного». Но такое задание должно быть выполнимым.
  2. Руководите. Работники ждут от вас активных действий, и если их не будет, то производительность труда будет никакая, ваш авторитет как руководителя упадет. Регулярно оценивайте результаты труда работников: они этого ждут.
  3. Не давайте готовых решений. Если подчиненный просит у вас совета, не надо выкладывать готовое решение. Нужно подтолкнуть его к верным мыслям.
  4. Не слоняйтесь без дела. Начальник, который только и делает, что разгуливает по офису и пьет кофе, потеряет авторитет очень быстро.

Видео

Из видеоролика вы узнаете о типах взаимоотношений руководителя и подчиненных.

Вряд ли найдется человек, который любит получать выговоры. Мало кому нравится и делать их. Возможно, вам не очень хочется портить отношения с подчиненными, которые допускают промахи, но иногда это приходится делать. Одна из обязанностей руководителя - поддерживать порядок и дисциплину.

В числе обязательных качеств любого руководителя - уверенность в себе и готовность быть на линии огня, иначе вы не сможете добиться максимальных результатов от своей команды.

Если вы будете оставлять проступки безнаказанными, со временем они начнут становиться серьезнее и наносить все больший вред коллективу Проблемы обязательно нужно ликвидировать в момент зарождения, иначе они начнут цвести пышным цветом.

Опыт многих семинаров для руководителей показывает, что разговор с критикой подчиненного всегда особенно трудно дается его участникам.

Итак, какие же существуют варианты решений дисциплинарных вопросов? Например, замечание на месте - устранение нарушения непосредственно в момент его обнаружения (образно выражаясь, «оплеуха»). Неофициальный разговор - разговор с подчиненным с глазу на глаз при более серьезных нарушениях («взбучка»).

Оба эти подхода применяют в случаях относительно незначительных нарушений корпоративного порядка и правил, и у каждого из них есть особенности.

Немедленная реакция («оплеуха»)

Сразу начну с примера. Представьте самую распространенную ситуацию - кто-то из ваших сотрудников опоздал. Что делать в этом случае? Для начала постарайтесь припомнить случай вашего собственного опоздания, Что вы чувствовали, когда вам давали нагоняй? Или, если уточнить вопрос, что вы чувствовали, когда получали нагоняй за случайную оплошность, которую вы не могли предотвратить?

Можно предположить, что вы обиделись. Начальник, который в свое время делал вам выговор, понятия не имел ни о вашем состоянии, ни о том, как вы сожалеете о случившемся, ни о том, какой эффект окажет его критика на вашу производительность или поведение в дальнейшем. Подобный нагоняй в свое время дал выход его эмоциям, и, совершенно определенно, не поспособствовал повышению вашего морального духа, не правда ли? И как же теперь будете действовать вы, зная, какой отрицательный эффект может иметь нагоняй?

Когда мы трудимся в коллективе, мы не можем позволить себе вывести человека из равновесия, настроить его против себя или держать в страхе. К решению проблемы нужно подходить чутко, дипломатично и, само собой, справедливо.

Если Светочка опаздывает на этой неделе на работу уже второй раз, и вы хотите сделать ей замечание, убедитесь, что в отношении Марии Ивановны, которая в прошлом месяце провинилась аналогичным образом, вы приняли точно такие же меры.

Не устраивайте головомойку Светочке, если Марии Ивановне все сошло с рук, и, наоборот, не прощайте Светочку если Марии Ивановне от вас досталось. Такие вещи не забываются. Будьте всегда последовательны, беспристрастны и справедливы.

♦ Замечание на месте

Запомните, что ваша цель - добраться до истины. Ничего не утверждайте, лучше спросите человека. Дайте ему возможность объяснить ситуацию. У него может быть очень веская причина.

Во-первых, он мог получить разрешение на более поздний приход от другого руководителя, который случайно забыл вас предупредить об этом, а во-вторых, ему видимо, и без того очень стыдно за свой проступок. Если просто обвинить человека и отправить на рабочее место, он будет считать, что вы безучастны к его личности. Поэтому действуйте всегда следующим образом:

  • прежде всего выясните обстоятельства;
  • дайте сотруднику возможность объяснить ситуацию;
  • благосклонно примите извинения (если таковые предлагаются);
  • проявите уважение к чувствам провинившегося и не устраивайте выволочки;
  • предоставьте возможность исправить оплошность. Как видите, ничего сложного.

Обязательно постарайтесь завершить разговор на оптимистической ноте - скажите, что такое может случиться с каждым. Если это первое нарушение, не стоит поднимать шум вокруг него. А вот если сотрудник опаздывает каждую пятницу то нужно переходить к «плану Б» - то есть к «взбучке», которую мы рассмотрим ниже.

Есть еще несколько правил, которых следует придерживаться, когда вы планируете провести беседу с сотрудником о выявленном нарушении:

  • никогда не критикуйте в присутствии других;
  • решайте проблемы сразу и не давайте им разрастаться;
  • прежде чем ссылаться на факты - проверьте их;
  • покажите человеку последствия его проступка.

♦ Не критикуйте в присутствии других

Это действительно непреложное правило. Я думаю, все знают о том, что недопустимо распекать человека в присутствии коллег. Это подрывает не только моральный дух, но и приводит в смущение окружающих. Публичный разнос - вообще самая непродуктивная мера. Все, что нужно сделать, это отозвать человека в сторону или выйти в коридор, где вас не услышат. Проще некуда.

♦ Решайте проблемы сразу

Если вы заметили, что кто-то опоздал, не откладывайте вопрос до вечера или на другой день. Поговорите с нарушителем сразу же. Перехватите его до того, как он успеет снять пальто, действуйте при этом деликатно. Задайте ему вопрос (ни в коем случае не повышайте голос и не читайте мораль). Воздержитесь от сарказма, держитесь дружелюбно. Конечно, о дружелюбии говорить трудно, когда нарушение превращается в систему, однако это уже другая проблема. Устранение проблемы в зародыше - вот к чему нужно стремиться, если нарушения небольшие и несистематичные.

♦ Проверяйте факты

Вы уверены в том, что сотрудник действительно опоздал? А может быть он отпросился у кого-то еще, или пришел на работу ни свет ни заря, а потом уехал по делам? Кроме того, его мог задержать другой руководитель, с которым он столкнулся в лифте. Да мало ли что еще. Иногда бывает, что кто-то попадается на нарушении, которое давным-давно стало массовым, а вы об этом даже и не подозревали. Необходимо удостовериться в надежности фактов, прежде чем вы начнете предпринимать какие-либо действия. Единственный путь удостовериться - это спросить. Никто не осудит вас за незнание реального положения вещей, если вы будете спрашивать, а не обвинять.

♦ Покажите человеку последствия его проступка

Если один сотрудник опаздывает, значит, другой не сможет вовремя подготовить отчет. Иными словами, пострадает весь коллектив. Подчеркните, что вы работаете как единая команда, и если кто-то не выполняет свою долю работы или легкомысленно относится к своим обязанностям, то это портит картину в целом. Не делайте из мухи слона, просто покажите, насколько вы зависите от каждого из них, - это даст им почувствовать, что они, нарушая дисциплину подводят вас, а не себя.

Поддержание дисциплины

Люди не любят, когда их отчитывают. Мало радости приносит и тот факт, что нам приходится отчитывать кого-либо. Пока дисциплина на должном уровне, необходимости в выговорах не возникает. Конечно, вы сами должны подавать пример, если хотите, чтобы ваши сотрудники делали то же самое.

Но даже в идеальных условиях всегда найдется человек, который не прочь сделать что-нибудь эдакое при случае. И вот тогда наступает время для «взбучки». По своей сути это неофициальная беседа о состоянии дисциплины, которую следует проводить при регулярных, относительно небольших нарушениях корпоративных правил (в случае регулярных опозданий или небрежности в работе).

Очень важно провести неофициальную беседу как можно раньше. Вполне возможно, что вы уже дали нарушителю «оплеуху», но результата не добились. Теперь вам нужна более серьезная мера воздействия - «взбучка». Иногда именно это помогает привести нарушителя в чувство.

Предположим, сотрудник опоздал на работу один раз, и вы ограничились мягким замечанием. На какое-то время опоздания прекратились, но сейчас это происходит чуть ли не ежедневно.

После четвертого или пятого случая вам волей-неволей придется провести неофициальную беседу. Откладывание разговора на месяц-другой создаст впечатление молчаливого согласия с нарушением - раз вы ничего не говорите, значит, вы не против опозданий.

Неофициальный разговор: правила беседы

Правила, которых следует придерживаться при проведении неофициальной беседы, довольно просты:

  • для беседы обязательно потребуется уединенное место - разговор должен оставаться между вами и провинившимся сотрудником. Окружающим ни к чему знать не только его содержание, но и то, что такой разговор состоялся;
  • опирайтесь только на проверенные и достоверные факты, когда приглашаете кого-либо на неофициальный разговор, чтобы потом не пришлось краснеть за ошибку;
  • будьте последовательны в своих действиях - сходные проблемы должны решаться сходным образом;
  • давайте провинившемуся возможность высказаться - обстоятельства могут быть сложнее, чем вам казалось вначале, а человек может и без лишнего напоминания сознавать всю неприглядность ситуации. Позвольте ему извиниться, прежде чем предпринимать какие-либо меры;
  • сфокусируйте внимание на проблеме, а не на личности провинившегося - добивайтесь изменения поведения, а не человека;
  • говорите кратко и приветливо - вам нужно обсудить конкретную проблему, а не производственную биографию человека. Придерживайтесь фактов, не ходите вокруг да около и не растекайтесь мыслью по древу;
  • заканчивайте разговор на оптимистической ноте независимо от того, что вы думаете о проблеме или человеке. Бодрая концовка оставит у человека хорошее впечатление о себе, о вас и о беседе.

Сложные ситуации

Жизнь постоянно преподносит нам сюрпризы. Время от времени в вопросах поддержания дисциплины и порядка возникают трудные ситуации, к которым нужно готовиться заранее.

Разговор о дисциплине может оказаться трудным по разным причинам:

  • нарушитель - очень эмоциональный человек, который легко вспыхивает от гнева (разражается слезами);
  • повторный разговор по поводу проблемы, которая, казалось, уже была решена;
  • неправильная интерпретация фактов, ставшая для вас неожиданностью;
  • молчание сотрудника и отказ обсуждать свои поступки;
  • покорное согласие со всем, что вы говорите.

♦ Эмоциональный человек

Эмоциональные взрывы любого рода, как правило, преследуют одну и ту же цель - заставить вас отклониться от темы. Если сотрудник вдруг начинает кричать или плакать, он делает это для того, чтобы избежать критики, упреков, нотаций или увольнения. На самом деле это не что иное, как шантаж: «Видите, как сильно вы меня расстроили - я не могу удержаться от слез (гнева)».

Такое поведение походит на капризы маленького ребенка. Никто не утверждает, что этот человек совершенно не расстроен и не испытывает душевных переживаний, но мы находимся на работе и тут не место для театральных представлений. Взрослый человек, который отвечает за свои поступки, должен принимать дисциплинарные взыскания без слез или вспышек гнева.

Если такой человек очень сильно расстраивается, проявите сочувствие, но не позволяйте отвлечь себя от главной цели.

Дайте человеку время успокоиться, если он сильно разволновался, но неизменно возвращайте его к фактам. Если он рассердился, поинтересуйтесь, почему обсуждение вызывает такой стресс, и опять возвращайтесь к фактам.

Если собеседник повышает голос, сохраняйте спокойствие, однако не забывайте, что вы вольны прекратить разговор в любой момент. В этом случае, как только «буян» остынет, сразу же назначьте новую дату разбирательства. Вы не отступаете, а просто оставляете себе возможность маневра. Вы увидите - если придерживаться фактов, не выдвигать ультиматумов, оставаться спокойным и сохранять деловой тон, вероятность эмоциональных взрывов ощутимо уменьшится.

♦ Анализ мер

Прежде чем предпринимать какие-либо действия, попробуйте найти ответ на вопрос: почему по вашему мнению, возникла эта проблема? Нет ли серьезных изъянов в корпоративной политике, которые позволяют людям сбиваться с пути?

Приведу пример с заблудшей овцой. Вы опять в поле. Полностью ли вы отремонтировали изгородь в прошлый раз? Или в ней все же осталась лазейка, через которую можно проскользнуть? Нет смысла обвинять овцу в том, что она отбилась - такова ее природа.

Но вам необходимо что-то сделать с изгородью, прежде чем овца уйдет из стада. С другой стороны, в вашем стаде может завестись паршивая овца. Некоторые способны создавать проблемы в силу своего характера. С этим ничего не поделаешь. Напомните ему о плане мероприятий, принятом в прошлый раз, и постарайтесь понять (совместно, конечно), в чем его слабое место.

Разработайте другой план, напомните ему о его обязанностях и расскажите, что произойдет, если он не изменит поведения, - это не угроза, а своевременное напоминание о том, что в конечном итоге может встать вопрос о дальнейшем пребывании сотрудника в компании.

♦ Вы интерпретировали факты неправильно

Если вы попали в такую ситуацию (иногда это случается с каждым), следует немедленно прекратить разбор персонального дела и принести извинения. Не пытайтесь выкручиваться, не пытайтесь говорить, что это не ваша вина. Признайте ошибку и быстро закройте вопрос.

♦ Сотрудник отказывается обсуждать свои поступки

В таких случаях необходимо изложить факты и задать открытый вопрос, который заставит нарушителя говорить. Если он упорствует, просто задайте открытый вопрос и ждите. Ваш собеседник знает, что теперь его очередь говорить, и он будет вынужден нарушить молчание первым.

Не торопитесь - какой бы неприятной ни была ситуация для вас, помните: для него она еще более неприятна. После того как сотрудник начнет говорить, обсудите все необходимые действия на будущее - план мероприятий обязательно должен быть согласован, иначе он не будет работать… и отпустите его.

Он все понял. Даже самый большой молчун все равно слушает. Вы сделали свою часть работы - оперировали достоверными фактами и сформулировали план мероприятий.

♦ Сотрудник соглашается со всем

Действуйте точно так же, как в предыдущем случае - оперируйте фактами и не высказывайте своего мнения, пусть выскажется нарушитель.

После этого согласуйте план мероприятий и закройте вопрос. Этот человек полагает, что выйдет сухим из воды, если будет просто соглашаться с вами, поэтому действуйте последовательно, держитесь естественно и не отвлекайтесь от поставленной задачи.

На практике вам наверняка придется столкнуться с множеством других случаев - от «заштатного юриста», знающего все детали законодательства, до «кореша», который уверен, что вы не станете выговаривать ему, стоит только напомнить, как вы вместе однажды отдыхали или веселились.

Существуют заправские лгуны, которые сочиняют такие потрясающие истории, что им трудно не поверить. Попадаются сплетники, которые, вместо того чтобы принять выговор, выплеснут кучу информации о нарушениях своих коллег… и еще сотни других подобных «штучек».

Работая с подобными ситуациями, всегда руководствуйтесь тремя ключевыми моментами:

  • Проясняйте фактическую сторону дела (обязательно узнавайте причину).
  • Принимайте соответствующие меры, которые позволят исправить положение дел в момент появления проблемы (причем так, чтобы не подорвать моральный дух других членов коллектива).
  • Предотвращайте возникновение проблемы в будущем - вводите такие процедуры проверки, которые позволят контролировать ситуацию в долгосрочной перспективе.

Теперь вы знаете, что нужно сказать и как сказать. Сделайте глубокий вдох и выдох. Помните - это часть вашей работы.

Цена промедления

Начальник, который из-за недостаточной уверенности в себе или неготовности к конфликту не заговаривает об ошибках своих подчиненных, действует безответственно: он не дает последним возможности исправить свое поведение.

Часто люди просто не видят всех возможностей, заложенных в таком разговоре. Ведь речь идет не о том, чтобы скоропалительно и необоснованно отчитать подчиненного, а о том, чтобы правильно относиться к ошибкам.

Такие беседы - это проба сил, возможность приобрести дополнительный опыт, шанс улучшить то, что не очень хорошо получалось раньше.

В наши дни работа через интернет стала очень распространенным явлением. Исполнители экономят время и имеют возможность выбирать заказчиков, а заказчики не тратятся на аренду офиса и платят непосредственно за выполненные задания. Взаимные выгоды очевидны. Однако общение по интернету не является аналогом живого разговора: слова не передадут настроение так же, как это сделает сам человек с глазу на глаз. Но и в этих случаях существуют свои методы и тонкости.

Как настроить человека на качественную работу, не видя его?

Стиль аудитора

Это самый ходовой стиль общения. Он предполагает спокойный тон, рассудительность и оперирование фактами. Обе стороны понимают суть вопроса и добросовестно выполняют обязательства. Обычно эти люди давно сотрудничают и поэтому такой стиль идеален для каждого: чистая прагматика, ничего лишнего и ничего личного.

Стиль старшего брата

В этом случае мысли выражаются более эмоционально. Тем самым заказчик показывает исполнителю, что:

  1. Данная работа важна для него больше, чем другие;
  2. Данный исполнитель важен для него больше, чем другие.

Причем, это может и не соответствовать действительности, но удобность того или иного стиля всегда отходит на второй план перед его действенностью. Главное - мотивация, и здесь к каждому человеку необходим отдельный подход.

Стиль перекрестного допроса

Кто-то, выполняя ваше задание, может просто зарабатывать себе на жизнь, не проявляя особого энтузиазма. Если вы хотите получить большее, а главное, знаете, что человек способен на большее, этот стиль для вас. Он предполагает пробуждение лидерских качеств.

Неправильно: «Вот тебе задача, жду результата»

Правильно : «Ты сделал круто, но можешь еще круче!»

Очень правильно: «А слабо?»

Стиль паникера

В моменты, когда исполнитель, впав в рутину или «потеряв аппетит», делает все спустя рукава, есть хороший прием напомнить ему, где он находится и что ему нужно делать. Скажите ему, что сроки горят, что дело чрезвычайной важности и в случае провала всем не сносить головы. Такая «искусственная истерика» помогает в крайних случаях, не пользуйтесь ей часто, потому что у человека быстро вырабатывается «иммунитет».

Стиль чирлидера

Быть чирлидером - значит поддерживать и возглавлять. Помните танцующих девушек на спортплощадках в перерывах соревнований? Иногда при работе требуется и такой метод. Нужно зажечь человека нескрываемым энтузиазмом и драйвом и держать его в тонусе. Это требует определенных энергозатрат, но при успешном выполнении задания окупается с лихвой.

Учиться управлять

Проблема грамотного управления сегодня очень актуальна для офисного пространства. Политика невмешательства в дела сотрудников, звучащая как «дал задание - и не мешай», приводит к срыву дедлайнов, некачественной работе и ухудшению всех показателей. Этого можно избегать, лишь постоянно общаясь с каждым работником. И удаленная работа через интернет - не исключение.

Кстати, один из наших подписчиков уже опытом удаленной работы на зарубежных фриланс-биржах.

В своей книге Брюс Тулган затрагивает ключевую проблему современных управленцев - эпидемию «недоменеджмента» - и предлагает конкретные шаги, которые помогут вам стать сильным менеджером, который: четко озвучивает свои ожидания сотрудникам, регулярно получает и анализирует обратную связь, вовремя исправляет ошибки подчиненных и ещё быстрее вознаграждает их за успехи.

Вы тратите много времени на беседы с сотрудниками? Вы обсуждаете сотни тем: «Как прошли выходные? Удался ли день рождения сына? Вы видели это телешоу?». Возможно, вы хотите разговаривать с сотрудниками об их личных делах, чтобы выстроить с ними более тесные связи. Однако этот подход мешает управленческим отношениям. Когда обсуждение начинает касаться рабочих вопросов, вы не всегда можете в полной мере воспользоваться своей властью. Если у вас есть сложное поручение, вам порой приходится давить на сотрудника. И в такой ситуации вы внезапно меняете тон и начинаете серьезно, торопливо, а порой и слишком эмоционально говорить с ним о работе. И в этот момент сотрудник вполне может сказать что-то вроде: «Эй, а я думал, мы друзья?!» И о прежнем взаимопонимании можно забыть.

Я называю это доктор Джекилл и мистер Хайд. Если вы выстраиваете отношения с сотрудниками, общаясь с ними о личном, как близкие друзья, то в ситуациях, когда разговор становится серьезным, а это происходит всегда, рано или поздно, вы должны принять на себя совершенно иную роль. Вы превращаетесь из мистера Закадычного Друга в мистера начальника-Придурка и остаетесь в этой роли, пока не исчезнет проблема и вы не получите шанс вновь вернуться к роли мистера Друга. Только вот мистер Друг уже начинает казаться фальшивкой, а мистеру начальнику придется бороться за свои права.

Говорите о работе

Если вы хотите быть для своих сотрудников мистером Другом, то можете выпить с ними пива вечером. Однако на работе вы должны быть боссом. Ваша роль в том, чтобы сохранять общую сосредоточенность на труде и помогать каждому показывать наилучшие результаты каждый день. Хорошая новость в том, что лучший способ выстроить взаимопонимание со своими сотрудниками - это действительно говорить с ними о работе. Это то общее, что у вас есть. В сущности, в работе и кроется причина того, почему у вас вообще есть какие-либо отношения. Когда вы налаживаете контакт, разговаривая о совместной деятельности, то снижаете вероятность конфликта и в то же самое время создаете отношения, которые переживут конфликт в случае его возникновения. Поэтому говорите о работе, которая уже выполнена, и о той, что предстоит сделать. Говорите о том, как избегать ошибок, находить обходные пути и удостоверяться в том, что все ресурсы доступны в достаточном объеме, говорите о целях, сроках исполнения, нормах и спецификациях говорите о работе. И все будет значительно лучше.

Как разговаривают самые эффективные менеджеры-наставники?

Многие менеджеры говорят мне: «Я не прирожденный лидер Я …» (Вы можете сами вписать недостающее, например бухгалтер, инженер, врач и так далее). Они заявляют: «Мне не очень-то нравится процесс управления. Он предполагает слишком много непростых разговоров». На самом деле эти менеджеры дают понять, что они не знают, как эффективно говорить с сотрудниками о работе.

Лишь единицы обладают особым типом харизмы, заразительной страстью и энтузиазмом, которые вдохновляют и мотивируют людей. А что все остальные? Возможно, вам не удастся развить харизму, однако вы вполне можете научиться разговаривать о работе прямо и эффективно. Вы можете научиться говорить правильные слова своим сотрудникам в правильное время и правильным образом.

Самые эффективные менеджеры используют особый метод общения. Они принимают особые позы, манеру поведения и тон. Они могут быть одновременно властными и отзывчивыми, требовательными и поддерживающими, дисциплинированными и терпеливыми. Это не стиль мистера Друга или мистера начальника, а скорее что-то среднее. Этот особый способ общения во многом похож на наставничество по повышению производительности.

«Я никогда не был особенно хорошим наставником, - порой говорят мне менеджеры, - поэтому я не знаю, на что это похоже». Что ж, я могу описать наставник говорит ровным и настойчивым голосом. Он ведет себя методично и вовлеченно. Он исполнен энтузиазма и напористости. Его поведение постоянно направлено на стимулирование концентрации и ответственности.

Попробуйте вспомнить о лучшем начальнике, учителе, вожатом или духовном наставнике, с которым вам доводилось встречаться в жизни. Попытайтесь услышать звук и тон его голоса, вспомнить о примерах его честности и открытости. Поразмышляйте о влиянии, которое он на вас оказал.

Когда я думаю о наставничестве, то сразу вспоминаю Фрэнка Гормана - величайшего из учителей, которых я знал и у которых учился. Все те годы, что мы были знакомы, Фрэнк был сконцентрирован на единственной вещи - карате. Ему повезло иметь особую харизму, страсть и энтузиазм, характеризующие сильных лидеров. Он настоящий мастер, помогающий людям обрести нужную степень концентрации и упорно работать над достижением единственной цели многими часами, даже не помышляя об отдыхе. Как ему это удается?

«Единственное, что имеет значение, это ваши большие пальцы, - мог повторять Фрэнк неделю за неделей - сожмите их, крепко надавите ими на ладони, так крепко, чтобы у вас приподнялись сухожилия предплечий». Я покрывался потом, напрягался от физического изнеможения, пытался смотреть прямо перед собой с опущенной челюстью, расправленными плечами, прижатыми локтями, прямой спиной, ногами, плотно вдавленными в пол а Фрэнк Горман то кричал, то шептал мне на ухо: «Большие пальцы, сожми большие пальцы, это единственное, что сейчас важно».

В другой день единственным, что имело значение, становилось что-то иное: мои глаза, челюсть, плечи и так далее наконец несколько лет назад я спросил: «Каким образом мои большие пальцы могут быть единственным, что важно в карате? Как можно чему-то научиться, когда единственно важная вещь постоянно меняется. Каждый раз это что-то новое!». Фрэнк улыбнулся и ответил: «Никто не может научиться карате за день или год. Все, что у нас есть, - это сегодня. Чему я могу научить тебя прямо сейчас? На чем ты можешь сконцентрироваться в этот самый момент? Что способен улучшить в это мгновение? Единственное, что имеет значение, - это то, что мы делаем здесь и сейчас».

Главное, что я узнал от Фрэнка, это то, что непреклонная сила вашего настойчивого голоса просто не оставляет человеку, для которого вы стали наставником, никакого другого выбора, кроме как сфокусироваться на том, что он делает прямо сейчас. Для тех, кто стал подопечным в такой ситуации, требования могут оказаться очень серьезными, однако отдача от усилий будет огромной. Когда вы нацеливаете людей на успех подобным образом, то единственный вариант действий для них - погрузиться в свою работу, ведь вы в отличие от большинства людей в их жизни требуете от них стать лучшими. Вы напоминаете им о необходимости сосредоточения на каждой детали. Вы помогаете им в улучшении одного навыка за другим сосредоточиваясь на развитии умения, они учатся концентрироваться. Они получают «черные пояса» во всем, чем занимаются. И, возможно, спустя многие годы после того как они перестанут работать на вас, они все равно будут продолжать слышать ваш голос: «Единственное, что имеет значение, - это то, что мы делаем прямо сейчас».

Очевидно, что некоторые люди обладают бо льшим талантом наставничества, чем другие. Однако любой человек в силах перенять манеру общения, свойственную наставнику, тренеру, учителю стоит ли вам имитировать кого-то из вашего собственного прошлого? Да Просто попробуйте. Это отличная отправная точка со временем вы изобретете свой собственный стиль.

Вы не должны бегать по офису с криками «ура».

Иногда менеджеры беспокоятся, что если они будут говорить с подчиненными как наставники, то покажутся им неискренними, а слова будут звучать неестественно. Как выразился один высший руководитель компании - производителя программных продуктов: «Я не буду бегать по офису с криками „ура“. Я не наставник».

Однако наставничество имеет мало общего с подобными криками. И вот хорошая новость: по-настоящему эффективное наставничество просто не может быть неестественным. Это всегда искренний процесс. И порой он оказывается настолько искренним, что вы даже не осознаёте, что занимаетесь именно наставничеством.

Примерно так я ответил этому менеджеру. Затем я попросил его вспомнить самые удачные примеры собственного управленческого общения за всю его карьеру. Когда он начал описывать свои успехи в менеджменте, на его лице появилась улыбка. И знаете что? Его истории были прекрасными примерами работы наставника. Он сказал:

«Я думал о каждом человеке как о личности. Кто он такой, что он думает? Я пытался сконцентрироваться на работе и ее результатах, а не на человеке. Я очень тщательно подбирал слова. Я хотел максимально точно понять, что я уже знаю, а что нет. Я задавал вопросы, однако, помимо этого, подталкивал человека к конкретным следующим шагам. Мы находились ровно в середине работы над проектом, поэтому я уделил особое время тому, чтобы рассказать, что сделано правильно, а что пошло не так. Затем мы разработали детальный план следующих действий, и я продолжал следить за их исполнением, пока все они не были пройдены».

Вот как именно должен разговаривать начальник:

  • настройтесь на человека, для которого вы стали наставником;
  • сконцентрируйтесь на конкретных примерах его работы;
  • описывайте работу и результаты сотрудника искренне и наглядно;
  • сформулируйте следующие конкретные шаги

Не ждите появления проблем, чтобы заняться наставничеством

Довольно быстро в самом начале нашей работы с менеджерами мы поняли, что некоторые начальники могут считаться настоящими мастерами наставничества, однако многим оно не особенно удается. Тем не менее нам стало понятно, что, когда дело начинает касаться управления людьми, именно разговоры в наставнической манере могут приводить к реальным действиям.

Беда в том, что большинство менеджеров начинают заниматься наставничеством лишь тогда, когда они сталкиваются с постоянными трудностями типа срыва дедлайнов и плохого качества работы или неправильным поведением, например недоброжелательным отношением к клиентам или коллегам. Только тогда, когда руководители понимают, что проблема не исчезает, они решают пригласить сотрудника в свой кабинет и заняться поучениями: «Я вижу, что с вашей производительностью не все в порядке, и нам нужно некоторое время поработать над исправлением этого».

К этому моменту у участников диалога уже могут появиться неприятные ощущения. Менеджер начинает спрашивать сотрудника: «В чем проблема?!», а тот, слушая его, думает: «Почему он не поговорил со мной об этом раньше?» Зачастую следующий шаг менеджера ограничивается словами: «Больше так не делайте». И это работает, но лишь до тех пор, пока проблема не возникнет снова не забудьте, что если трудности носят постоянный характер, то, вероятно, это вызвано тем, что сотрудник либо не знает, что нужно сделать для исправления ситуации, либо находится под властью одной или нескольких вредных привычек, заставляющих проблему возвращаться, а когда проблема возвращается, заниматься наставничеством становится слишком поздно. Правильнее всего делать это заранее, чтобы успеть настроить сотрудника на успех. К примеру, если у вас есть подчиненный, который хронически срывает дедлайны, не ждите, когда это случится в следующий раз. Займитесь наставничеством сразу же после того, как установите первый дедлайн. Помогите сотруднику установить промежуточные сроки, а затем на каждом этапе пути помогайте ему с созданием плана их соблюдения. Чаще общайтесь с сотрудником. Заранее проговорите, что и как будет происходить в момент завершения работы. Если вы будете поступать таким образом, то в 99% случаев этот человек будет сдавать свою работу в срок.

Прекратите заниматься наставлениями, когда проблемы уже появились, делайте это, когда у сотрудников все отлично или хотя бы просто хорошо. Будьте наставником на каждом этапе работы своих подчиненных и помогайте им развить хорошие привычки, чтобы лишить их шанса выработать плохие.

Добивайтесь необыкновенных результатов от обыкновенных людей

За годы карьеры мне посчастливилось работать со многими офицерами вооруженных сил США. Одна из самых потрясающих вещей в армии связана с ее способностью превращать огромное количество молодых и сравнительно неопытных людей в невероятно эффективных руководителей. Возьмем, к примеру, морскую пехоту. В этих войсках соотношение офицеров к рядовым составляет один к девяти, и морские пехотинцы вынуждены во многом зависеть от временных лидеров из собственных рядов. В любой момент один из восьми должен быть готов взять на себя ответственность и встать во главе огневой группы из трех товарищей. Армия успешно превращает обыкновенных девятнадцатилетних парней в эффективных лидеров. Как это получается?

Новобранцев очень жестко и агрессивно тренируют. Каждый день с утра до вечера в течение тринадцати недель в тренировочном лагере новичкам говорят, что именно и как делать, каждый их шаг отслеживается, оценивается и документируется. Проблемы не игнорируются, а любая даже незначительная награда должна быть заслужена упорным трудом но и после завершения первого периода обучения это агрессивное, тщательное и вдумчивое наставничество морских пехотинцев продолжается ежедневно. Когда дело касается подготовки новых лидеров, корпус морской пехоты, как и всегда, действует с невероятной методичностью. Морские пехотинцы осваивают методики наставничества. Они учатся настраиваться на волну каждого солдата, постоянно обсуждать с ним его деятельность и пошагово инструктировать его, чтобы задачи выполнялись лучше.

Новый лидер принимает на себя полную ответственность за команду. Он в точности знает, кто, где, почему, когда и как занимается тем или иным делом. Он совершенно четко высказывает свои ожидания. Он отслеживает, измеряет и документирует результаты своих подчиненных. Он решает проблемы по мере возникновения лидер команды заботится о своих пехотинцах. В результате обычный девятнадцатилетний парень зачастую оказывается лучшим менеджером, чем многие руководители с десятками лет профессионального опыта.

«Мы должны получать необыкновенные результаты от обыкновенных людей, - рассказывал мне офицер морской пехоты. - И единственный способ сделать это заключается в том, чтобы выжимать эти результаты из каждого человека каждый день путем неустанной и активной лидерской работы на каждом уровне иерархической лестницы».

Морские пехотинцы называют это неустанным и активным лидерством. Я называю это наставничеством научитесь разговаривать как босс-наставник и выжимайте необыкновенные результаты из каждого обыкновенного сотрудника.

© Брюс Тулган. Быть начальником - это нормально. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016.
© Публикуется с разрешения издательства
Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх