Презентация история создания божественной комедии. Презентация по литературе на тему "Данте Алигьери "Божественная комедия" (9 класс)

Разделы: Литература

Цели:

  1. познакомить учащихся с биографией Данте Алигьери.
    1. с его моделью мира;
    2. с его творением “Божественной комедией”.
  2. разобраться в композиционном построении “Божественной комедии”.
  3. разобраться в построении “Ада” (кого и за какие грехи помещает в 9 кругов Ада).
  4. показать назидательный смысл комедии.
  5. познакомиться с особой формой стиха - терциной.
  6. роль символики числовой и цветовой в “комедии”.
  7. значение “Божественной комедии” в развитии литературы.
  8. о русской дантиене.
  9. связь с нынешней жизнью (актуальность поднятых в комедии проблем).

План урока:

1. Вступительное слово учителя. - слайд 2

2. Биография Данте Алигьери. (доклад учащегося)- слайд 3

3. Мироздание Данте. (доклад учащегося) – слайд 4

4. Подготовка учащихся к чтению. - слайд 5

5. Слово учителя о “Божественной комедии”. - слайд 6

6. Мистика чисел в жизни и комедии Данте. –слайд 7

7. Работа с текстом. –слайд 8

8. Строение “Божественной комедии”. – слайд 11

Терцина. – слайд 12

9. Часть 1: “АД”. (подробно) – слайд 13

10. Часть2: “ЧИСТИЛИЩЕ”. (кратко) – слайд 15

11. Часть 3: “РАЙ”. (кратко) – слайд 16, 17

12. Вывод. –слайд 18

13. Страницы русской дантиены.

Эпиграф (слайд 2)

Чтение Данте

Что в море купаться, то Данта читать:
Стихи его тверды и полны,
Как моря упругие волны!
Как сладко их смелым умом разбивать!
Как дивно над речью глубокой
Всплываешь ты мыслью высокой:
Что в море купаться, то Данта читать.

С. П. Шевырев

I. Вступительное слово учителя:

Мы собрались здесь, чтобы отправиться в путешествие. Для некоторых оно может быть будет не совсем понятным, для некоторых - увлекательным, а для других - даже страшным. Сегодня на уроке мы совершим необыкновенное путешествие в 14 век: великий итальянский поэт поведет нас по своему произведению, спустимся вместе с ним в Ад и поднимемся в “Рай”, познакомимся с обитателями этих царств. А ещё нам предстоит выяснить актуальность изучения данного произведения в 21 веке.

Но прежде, чем отправиться, необходимо запастись определенными знаниями, которые потом помогут нам.

Бег времени не отделяет нас от давно ушедших гениев, напротив, сближает с ними. Сегодня великий итальянский поэт Данте Алигьери (1265 - 1321) - наш живой собеседник. Осознание Данте как одного из величайших поэтов мира пришло к нам лишь в пушкинскую эпоху. (слайд 3)

Давайте познакомимся с биографией этого писателя.

Вот как описывает великого поэта его младший современник - писатель Джованни Боккаччо:

“Был наш поэт роста ниже среднего, а когда достиг зрелых лет, начал к тому же сутулиться, ходил всегда неспешно и плавно, одежду носил самую скромную, как подобало его годам. Лицо у него было продолговатое и смуглое, нос орлиный, глаза довольно большие, челюсти крупные, нижняя губа выдавалась вперед, густые черные волосы курчавились, равно как и борода, вид был неизменно задумчивый и печальный”.

II. Биография Данте (доклад учащегося)

Данте Алигьери родился во Флоренции, во второй половине мая 1265 г., в семье не очень знатной и состоятельной. Отец Данте был человек мирного склада: в политической борьбе, потрясавшей Флоренцию, участия не принимал, заботился о семье.

Данте жил в средневековой Италии в трудное и тяжелое для нее время.

Данте не был безучастным свидетелем острой политической борьбы. Доводилось и меч обнажать: как воин участвовал в битвах. Вкусил горечь изгнания из родной Флоренции, когда местную власть захватили его политические противники.

Есть основания считать, что он учился в Болонском университете, славившимся юридическим и медицинским факультетами. Там Данте познакомился с создателем поэтической школы Гвидо Гвиницелли, которого в “Комедии” назвал своим отцом. Самой существенной частью жизни Данте стала любовь к Беатриче Портинари. В первый раз он встретил Беатриче на улице Флоренции, когда ему было 9 лет, а ей еще меньше.

После смерти Беатриче Данте прочитал раннесредневекового мыслителя Боэция, “Утешение философией”, где говорится о ничтожности земных благ перед лицом смерти, и почувствовал тягу к знаниям философией. Тогда же он женился и у него было 4 детей. В 1295 г. началась политическая деятельность Данте. Он занимал различные должности в органах городского самоуправления.

Политика мало интересовала Данте, однако то, что он видел и слышал, откладывалось в его сознании и незаметно влияло на его мироощущение.

Но город помнил и кровавые столкновения двух враждующих партий, одна из которых, называемая гвельфами, была сторонницей папской церкви, другая же, называемая гибеллинами, поддерживала германских императоров. К концу XIII в. партия гвельфов разделилась на черных и белых. Белые гвельфы отстаивали независимость Флоренции, и, вероятно поэтому, зрелый Данте встал на их сторону. Он даже выполнял посольскую миссию. Но после того как французская армия во главе с Карлом вступила во Флоренцию и учинила кровавый погром, белые гвельфы потерпели крупное поражение, а их сторонники, в том числе и Данте, были приговорены к пожизненному изгнанию.

С 1300 г. начинается время скитаний Данте, вторая половина его жизни. “И побрел я, -- писал он о себе, -- по всем городам и весям, где только раздается наш язык, побрел бездомным странником, почти нищим, обнажая, против воли, язвы от нанесенных мне ударов судьбы, язвы, которые несправедливо вменяют мне в вину. И поистине уподобился я кораблю без руля и без ветрил, который сухой ветер мучительной нищеты прибивает то к одному, то к другому берегу”. В это время он усиленно занимается самообразованием, издает философские и политические трактаты, но главным его произведением стала знаменитая “Божественная комедия”, принесшая ему заслуженную славу еще при жизни. Он тосковал по Флоренции и однажды написал горожанам: “О мой народ, что я тебе сделал?” Флорентийцы ничего не ответили Данте, и он вынужден был искать пристанище у богатых покровителей. Последние семь лет он провел в Равенне, где и умер 14 сентября 1321 г.

ДЖОВАННИ БОККАЧЧО:

“Он страстно жаждал восхвалений и пышных почестей - более страстно, быть может, чем подобает человеку столь исключительных добродетелей. . . . И нет сомнений, его желание исполнилось бы, когда судьба благосклонно позволила ему возвратиться во Флоренцию, ибо только в этом городе, только под сводами крещальни Сан Джованни хотел он увенчаться лаврадли: там, при крещении, получил поэт свое первое имя, там мечтал получить и второе. Но обстоятельства обернулись против него. . . он. . . все ждал, когда же ему можно будет вернуться на родину, и умер, не дождавшись ни возвращения, ни столь желанных ему почестей. ”

Таков был Данте, проживший бурную, полную страданий и скорби жизнь. Впоследствии раскаявшиеся флорентийцы предприняли попытку вернуть прах Данте. Но Равенна справедливо полагала, что, дав ему приют в последние годы жизни, она обязана сохранить верность поэту навсегда.

III. Каким представлялось поэту мироздание

((Заранее подготовленный ученик рассказывает с использованием рисунка)

Каким же представлялось поэту мироздание?

Наметим самые общие контуры этой картины, в которой использованы мотивы библейского мифа, старинной космологии и краски фантазии самого Данте. Центр Вселенной - Земля, согласно учению Птолемея; неподвижная и шарообразная. Далеко от нее и вокруг нее концентрические небесные сферы; ближайшая сфера Луны, или небо луны, следующая - Меркурия, затем Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна. Кстати, если выражение “он па седьмом небе от радости” понять буквально в соответствии с дантовской космологией, то получится, что счастливчик этот оказался на Сатурне и медленно вращается по соответствующей орбите вокруг Земли, а под ним проплывают вышеперечисленные небесные тела. Над небом Сатурна - восьмое небо неподвижных, вернее, почти неподвижных (все-таки еле-еле перемещаются, с запада на восток на один градус в сто лет) звезд. Девятое небо ангельское, это движущая кристальная сфера, и над ним Эмпирей - в представлении ранних христиан обитель божества.

Далее такой сюжет, созвучный с библейским. Восставший против бога ангел (Люцифер, Сатана) вместе со своими сторонниками (демонами) был низвергнут с девятого неба на Землю и, вонзившись в нее, продолбил впадину-воронку до самого центра -центра Земли, Вселенной и Всемирного тяготения: дальше падать уже некуда. Застрял там, в вечных льдах. Образовавшиеся воронка -подземное царство - это и есть Ад, ждущий грешников. Пришлось подождать. Палачи уже на своих местах (Сатана с демонами), но ведь Земля пока необитаема, грешники еще не успели не только умереть, но и родиться.

Зияющая рана земли тут же затянулась. Сдвинутая в результате сотрясения, вызванного падением Люцифера, земная кора закрыла основание конусообразной воронки, вспучившись в середине этого основания горой Голгофой. Вход в подземелье Ада остался, согласно представлениям Данте, сбоку, близ края углубления, на территории будущей Италии. Ад дождется-таки своих жертв! Самым виновным суждено терзаться внизу, в когтях Люцифера, который из ангела превратился в чудовище. Кому-то -- повыше и полегче, в одном из девяти кругов Ада и в зависимости от того, насколько тяжко провинился при жизни.

Но это еще не все последствия Люциферова падения. На противоположном полушарии, как раз напротив места его “приземления”, выросла огромная гора - из вытесненной им земной массы. Вокруг нее закипели волны хлынувшего туда мирового океана, перемещенного и взбаламученного все той же встряской.
Гора-остров. Это будущее чистилище, куда, согласно убеждению христиан-католиков, попадут люди хоть и не безгрешные, но заслужившие избавление от Ада. Канувшие в Ад мучаются вечно, а узники Чистилища временно: примут чистительные, искупительные муки - и смогут переселиться в Небесный Рай. Однако вспомним: в момент, о котором идет речь, Земля еще необитаема, и Чистилищем выросшая гора должна стать нескоро.

На ее зазеленевшей вершине возник чудесный, райский уголок, так называемый Земной Рай. Бог (по той же библейской легенде) поселил там первых сотворенных им людей, Адама и Еву. Вскоре ослушники, поддавшиеся запретному искушению, были изгнаны оттуда. После смерти не взяты ни в Небесный Рай, ни в Чистилище, которое, впрочем, все еще не было открыто. Обоих - в Ад, в тот его участок (Лимб), где души не мучаются, а только томятся. И такая же участь ожидала их потомков - все дохристианское человечество: в Ад! Хороших людей поближе к Адаму, плохих в места похуже, но всех в Ад. “Первородный грех” Евы и Адама, бременем легший на их потомство, согласно христианскому вероучению, искупил лишь Христос тысячи лет спустя, открыв человечеству доступ в Рай; он же освободил из Ада Адама с Евой, сына их Авеля, некоторых дохристианских праведников и определил им место: кому в Чистилище, кому в Рай.

Обитатели Чистилища размещаются в семи кругах-ярусах этой величественной горы. Отмучившись положенный срок, подымаются на вершину, в Земной Рай, отдыхают там, забывают о былых грехах своих и взлетают в небеса, уже в “настоящий” Рай. Самые достойные повыше и поближе к верховному божеству, пребывающему в Эмпирее. Кому-то не подняться, допустим, выше Венеры, но и это в представлении Данте очень плохо.

О том, что происходило в Аду, Чистилище и Раю тогда, когда у живых землян была весна 1300 г., Данте рассказал якобы как очевидец, посетивший все три загробные царства. Тем самым он поставил себя в исключительное положение, поскольку живым вход в потусторонний мир недоступен. “Путь жизненный пройдя до половины”, т. е. в 35-летнем возрасте, он будто бы оказался в дремучем лесу, сбился с дороги и погиб бы “в грехе”, но его спасла возлюбленная небожительница Беатриче. Она из Эмперия спустилась в первый круг Ада, в Лимб, и попросила скорбящего там древнеримского поэта Вергилия помочь заблудшему. Тень Вергилия покинула пределы Ада, встретила Данте и повела его за собой. Спасти его - это значило показать ему загробный мир: пусть сделает из увиденного надлежащие выводы.

IV. Подготовка к чтению: (обращение к учащимся) из статьи М. Андреева

“ Данте и его творчество”

Восхождение к Данте - нелегкий труд. Чтобы совершить его, надо многое преодолеть и от многого отказаться. Прежде всего забыть о чтении - отдыхе и чтении - забаве. Чтение Данте - это испытание, проба духовной зрелости, показатель того, готов ли ты подступиться к вселенским вопросам, вопросам жизни и смерти, смысла человеческого существования, ответственности человека перед ближним, перед родиной, перед делом и, в конечном счете, перед самим собой. Любое произведение искусства подводит к этим вопросам, но особенность “Божественной комедии” в том, что она не позволяет от них уклониться, сбросить напряжение, ослабить работу духа, закрыть глаза на суть и смысл.

Бывают читатели гениальные: перед ними в школьном, разжеванном вдоль и поперек произведении открываются невиданные глубины, нетронутые пласты идей. Бывают читатели бездарные: они и в “Братьях Карамазовых” не увидят ничего, кроме детектива. Читатель “Божественной комедии”, каким бы он ни был, не волен выбирать свой путь. Он принужден идти Дантовым путем казнить себя муками преисподней, огнем и водой чистилища смывать с себя душевную лень и слепоту, возносясь к звездам, открывать для себя добро, истину и красоту. Чтение “Божественной комедии” это всегда исповедь и искупление.

V. Слово учителя о “Божественной комедии”.

“Божественная комедия” делится на 3 части: Ад, Чистилище и Рай. От плохого к хорошему. Потому и “комедия”, что хорошо кончается; если бы наоборот (от хорошего к плохому) - была бы “трагедия”, согласно тогдашнему пониманию этих терминов. Эпитет же “божественная” идет не от Данте, а от его восторженных поклонников, читателей следующего после него поколения. Сам поэт называл свое произведение просто: “Комедия”. Но сложилась прочная традиция, узаконившая то название, которое принято и сейчас. (слайд 6)

Учитель: Как вы думаете, в какую из частей поверили люди?

Дантовский гений вмещал в себя и безысходность страдания, отчаяния, и пафос очистительных гроз, и безмерность счастья.

Из трех частей “Комедии” наибольшую известность и любовь стяжал “Ад”. И наименьшую - “Рай”. В подлинность безысходного отчаяния поверили. В подлинности безмятежного счастья в небесах усомнились, к тому же разделять это сомнительное блаженство с ангелами, восхищенно созерцающими божество, скучновато. И читать трудно. На каждом шагу вас ожидает необходимость расшифровать мысль, постигать причудливое строение фразы и т. п.

Не хватает житейского, человечески-общеинтересного. Мало людей, людских характеров, что делает небесное царство отчасти похожим на небесную пустыню.

Кстати, сам Данте предупреждал большинство прочитавших “Ад” и “Чистилище”:

Не читайте “Рай”!Пропадете, сгините в бескрайнем море непостижимого. .

VI. О мистике чисел в жизни и комедии Данте. (слайд 7)

Вещие сны Данте

(Доклад ученика)

(статья Маргариты Ломуновой)

Есть странные встречи - те, что определяют судьбу. Есть странные закономерности. Есть вещие сны. И есть люди, которым дано разгадать таинственную вязь собственной судьбы.

Таким был величайший поэт Возрождения Данте Алигьери.

Он верил Пифагору, утверждавшему, что миром правят числа, они - основа всего сущего, ключ к настоящему, прошлому и будущему. Исследуя часы и даты собственной жизни, Данте, вслед за Пифагором, выводил формулу своей судьбы и провидел грядущее родины - Флоренции. Тройка - вот основа основ, главное число: не случайно стихи Данте слагал терцинами, тройными созвучиями, дабы воплотить в слове Божественный замысел. Тройку и ее мистическое “производное” -девятку (трижды три)искал и находил Данте в любом важном событии, подбирая ключи к тайнам мирозданья.

Первое горе пришло к Данте в шесть лет (он прожил дважды по три года): смерть матери. Три мучительных года сиротства подготовили Данте ко встрече, которая определила всю его жизнь: ко встрече с единственной его любовью. Когда Данте едва исполнилось девять лет(первая ключевая Девятка), на детском празднике он увидел восьмилетнюю дочь соседей - Беатриче. Маленькая девочка в алом платьице вмиг стала “владычицей его помыслов”. Отныне вся жизнь Данте - песнь Беатриче:

С тех юных дней, как я ее увидел
Впервые на земле, - ей песнь моя
Не прерывалась никогда. . .

Но ровно через три года Данте ожидало очередное судьбоносное событие: его отец заключил письменный договор о браке Данте с соседской дочерью - Джеммой Донати. Впрочем, двенадцатилетнему мальчику казалось, что все это не имеет к нему отношения: брак - это что-то из другой, взрослой жизни, которая так далека. . .

А еще через шесть лет пошла под венец Беатриче: минуло ровно девять лет со дня их первой встречи. И мир померк в глазах Данте. Он не искал встреч с возлюбленной - просто бродил по городу, не находя себе места. И однажды увидел ее: “Час, когда я услышал слова ее приветствия, был точно девятым часом дня”, - записывает завороженный магией цифр поэт. А ночью Беатриче явилась Данте во сне: в руке она сжимала что-то огненно-красное. “Это мое сердце”, -догадался Данте. И тут появился Владыка любви, он заставил Беатриче “вкусить от сердца влюбленного”. Данте пронзила жгучая боль - и он проснулся.

С этого дня он потерял покой. Любовь к недоступной Беатриче жгла его душу, а тело жаждало земной любви. К тому же его амурные похождения, сплетни о которых немедленно облетали город, надежно защищали от кривотолков имя Беатриче. “Дамы-завесы”, “щиты” - так называл Данте своих случайных подружек. И вновь вещий сон меняет течение его жизни. Все тот же загадочный Владыка любви явился Данте: “Пришла пора оставить игры в мнимую любовь. Ты недостоин Беатриче”.

Подружки в тот же миг оказались забыты: Данте открыто слагает стихи в честь Беатриче, и вскоре вся Флоренция узнает его сердечную тайну. Ему сочувствуют, его осуждают - но что поэту до пустых разговоров. Возлюбленная все так же далека и недоступна, а он - тот же сирота, каким был все эти годы. . . Новое сновиденье разверзло перед ним бездну еще более страшную: ангелы просили Создателя взять Беатриче на небо, чтобы избавить от мук земных.

Действительно, для Беатриче начался самый трагический период ее жизни: почти одновременно умерли горячо любимый отец и подруга. Одинокая в огромном дворце престарелого мужа металась Беатриче по комнатам, а по улицам Флоренции бродил Данте, не в силах ничего изменить. Бродил, пока странная лихорадка не лишила его сил. В горячечном бреду услышал Данте голос: “Твоя Беатриче умерла”.

Спустя несколько месяцев Беатриче не стало.

Он ищет знаки судьбы в дате смерти любимой и находит грозные Девятки по аравийскому, сирийскому, римскому исчислениям. Гибель возлюбленной представилась Данте как предвестие грядущих страшных событий. И действительно: во Флоренции разразилась братоубийственная война, в сумбуре которой сам Данте был изгнан из родного города.

“Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу” - так напишет Данте о том страшном времени, когда остался и без возлюбленной, и без родины. Этими словами открывается его центральная поэма - “Божественная комедия”. Пройдя по всем кругам Ада, на пороге Рая встречает его лирический герой вечную свою любовь - светлую Беатриче, которая и вводит поэта в небесные чертоги. Увы, в реальном мире жизнь Данте оказалась соединена с Джеммой: после смерти Беатриче отец все-таки настоял на этом браке. Но, вопреки чаяниям родни, это не принесло покоя душе поэта: даже дети не могли скрепить такой союз. В изгнание Данте отправился один. . .

Он долго скитался на чужбине. И хотя последние годы с ним жили сыновья и дочь, хотя Равенна, где поэт нашел последнее пристанище, преклонялась перед его талантом - ничто не могло вызволить Данте из плена одиночества.

Странствия Данте не закончились и после смерти. Флорентийцы не раз пытались вернуть прах своего великого земляка на родину, но власти Равенны запрещали тревожить могилу поэта. Так продолжалось почти 200 лет, пока другой гениальный флорентиец Микеланджело не обратился с просьбой к папе Льву X. В 1520 году по разрешению папы саркофаг Данте был вскрыт. И. . . оказался пуст! Лишь в 1865 году последняя загадка Данте была разгадана: в францисканском монастыре обнаружили деревянный ящик. Надпись гласила, что в нем покоится прах Данте. Монахи, не желая расставаться с реликвией, выкрали гроб из саркофага. . .

Спустя 600 лет Данте наконец обрел покой.

VII. Работа с текстом.

1. Прочитайте песнь первую.

2. Беседа:

Расскажите, как начинается комедия?

Что означают слова “путь жизненный пройдя до половины”?

(до 35 лет; По представлению Данте, 35 лет не только середина “совершенного” возраста, но и переломный момент пути, аналог середины мировой истории)

Кого встретил Данте в лесу?(волчицу, рысь, льва)

Действительно, книга рассказывает о странствиях Данте по загробному миру! В Страстную пятницу 1300 г. Данте “очутился в сумрачном лесу”.

- символический образ греховой жизни и самого поэта и всего человечества, вступившего на дорогу, ведущую к вечной гибели.

Герой пытается подняться на холм, замыкающий долину. Однако путь к спасению ему преграждают 3 аллегорических зверя: рысь , лев и волчица . Они воплощают пороки, наиболее опасные для человека: рысь - ложь, предательство и сладострастие, лев - гордость и насилие, волчица - алчность и себялюбие. (слайд 8)

На помощь ему приходит Вергилий. Его послала на помощь Данте пребывающая в Раю Беатриче. (слайд 10)

Вергилий - символ разума и знаний (древнеримский поэт). Спуск в преисподню занял 24 часа. Именно столько проходит с конца страстной пятницы до наступления Пасхального воскресенья.

VIII. Строение “Божественной комедии”. Т ерцина. (слайд 11, 12)

Данте верил в мистику чисел, и это запечатлелось в строении комедии:

3 - священное число, число Троицы, поэтому в каждой части по 33 песни.

Но “Ад” содержит 34 песни, оказываясь как бы неправильным элементом целого. Благодаря этой лишней песне их общее количество равняется 100 -квадрат “совершенного числа” 10.

Даже время странствия в загробном мире, описанное Данте, расценивалось им как особая точка мирового движения. Это 1300 год, которым заканчивались первые 6500 лет и наступит день Страшного суда. В сумме обе цифры составляют 13000 лет мировой истории, и эта остановка на середине пути дана миру для осознания своей цели, чтобы собраться с силами и не сбиться с верной дороги.

Каждая часть в соответствии с мистической философией света заканчивается словом - звезда.

Комедия написана строфами из 3 строк - терцинами

(суть -замкнутый круг). Терцина создает эффект безостановочного неутомимого движения.

Например:

Путь жизненный пройдя до половины ,
Опомнился я вдруг в лесу густом ,
Уже с прямой в нем сбившися тропины .

4 Есть что сказать о диком лесе том :
Как в нем трудна дорога и опасна ;
Робеет дух при помысле одном ,
И малым чем смерть более ужасна .

(звучит тревожная музыка)

Мы подошли ко входу в “Ад”.

Прочитайте надпись над вратами “Ада”:

Войдите мной в страданье неизбежно;
Войдите мной в град скорби без конца;
Войдите мной к погибшим безнадежно.

Поэт Мандельштам советовал для чтения “Божественной комедии” запастись “парой неизносимых швейцарских башмаков с гвоздями”. Так он образно охарактеризовал душевный труд, необходимый, чтобы пройти вместе с Данте весь его путь и постичь смысл поэмы.

Вот ведомый Вергилием Данте проходит врата Ада и приближается к берегам Ахерона, на котором мечутся грешные души. Многим из них суждено навечно остаться “у входа” в мучительном ожидании.

То горестный удел

Тех жалких душ, что прожили, не зная,

Ни славы, ни позора смертных дел -поясняет Вергилий.

Это, может быть, более всего ненавистная Данте порода людей, те, кто предпочитает уклониться от схватки. Слепни и осы тучами вьются над их нагими душами. Даже перестав быть людьми и превратившись в нечто иное, они страдают от физической боли.

В верхнем Аду (1-5 круги) он помещает душу грешников, наказуемых за невоздержанность - сладострастие, чревоугодие, скупость, расточительность, гневливость, т. е. за пороки не столь тяжкие, а в нижнем -- души тех, кто караем за зло, совершенное сознательно и преднамеренно: насилие, обман и предательство.

Самого Аристотеля вместе с другими жившими до пришествия Христа мудрецами и поэтами древности Данте помещает в первом круге - Лимбе.

Души Гомера, Горация, Овидия, Платона, Демокрита не претерпевают в Лимбе никаких мучений, прогуливаясь по зеленому лугу. Они печальны оттого, что пребывают в вечной полутьме, лишенные света истинной веры. Нижний Ад ограждают железные стены дьявольского города Дита.

Внутри в 6 круге, караются еретики, лежащие в огненных гробах. Среди них один из самых известных политических деятелей Флоренции 18 в Фарината дельи Уберти.

В трех поясах седьмого круга, который отделяется от 6 глубоким обрывом, Данте помещает богохульников и насильников над ближними и собой (самоубийц). Тираны - убийцы варятся в алом кипятке под надзором кентавров; ветви деревьев, в которые превратились самоубийцы, клюют птицы - гарпии; богохульников сжигает пламя огненного дождя.

Еще ужаснее мучения обитателей восьмого круга, состоящего из 10 Злых Щелей. Он находится в пропасти, куда низвергается адская река Флегетон. Данте и Вергилий спускаются сюда на спине планирующего вниз Гериона - диковинного пестро раскрашенного дракона с человеческим лицом, воплощающего обман и коварство. В 8 кругу наказуются разного рода обманщики: сводники, обольстители, лживые прорицатели, мздоимцы, лицемеры, воры, фальшивомонетчики, льстецы и клеветники.

Преодолев Злые Щели, путники приближаются к 9 кругу - самой бездне Ада, на дне которого застыло озеро-болото Коцит: на его поверхность Данте и Вергилия переносит в своей ладони гигант Антей. В лед Коцита вморожены те, кто изменил родным, отечеству, единомышленникам. В центре Ада Данте видит вмерзшего в лед Люцифера: у него 3 пасти, и из каждой торчат терзаемые тела величайших в истории предателей: Иуды, Брута и Кассия. Ученик Иисуса, выдавший его властям, и убийцы римского правителя Юлия Цезаря почти уравнены в их злодеяниях.

В момент лицезрения величайшего зла Данте оказывается на границе жизни и смерти: “Я не был мертв, и жив я не был тоже. . . ”

Ритуал инициации - получения высшего знания - предполагает прохождение испытуемого через такую временную смерть. Вергилий приводит подопечного в чувство и приказывает ему обнять себя, а сам, улучив момент, вцепляется в шерсть на груди Люцифера и начинает спуск-подъем по телу исполина.

Достигнув середины Туловища “червя”, пронзившего собой Землю, Вергилий переворачиваются головами вниз и оказываются у подножия Чистилища.

Если Ад - это относительная стабильность, то Чистилище - это мир живой природы, место постоянных изменений обитающих там душ, область, где совершается их моральное развитие. И первое, что видят герои, выбравшись на поверхность, - свет планеты Венера. Теперь Данте знает путь восхождения, он пройдет через любовь, свет истины и очищение.

Структура Чистилища повторяет структуру Ада. Шесть его кругов предваряются тремя кругами предчистилища , что в сумме составляет все ту же цифру девять. В этих кругах находятся нерадивые, которые ждут своего часа, чтобы очутиться перед вратами Чистилища. За ними начинается путь искупления.

В первом круге искупается гордыня, во втором - зависть, в третьем - гнев, в четвертом - уныние, в пятом - скупость и расточительность, в шестом - чревоугодие, а в седьмом , заключительном, искупается сладострастие.

Спираль Чистилища зеркально повторяет спираль Ада, и движение по пути очищения идет в обратном направлении.

В Чистилище происходят два важных события - Вергилий не может больше сопровождать Данте, и вместо него эту роль берет на себя таинственная грациозная девушка по имени Мательда. Она приводит Данте к области Земного Рая, где на небесах разыгрывается величественный спектакль, в котором показана вся земная история со всеми ее противоречиями и преступлениями. Данте видит колесницу и женщину в алом платье под белым покрывалом. Он испытывает обаяние былой любви и предчувствует, кто откроется его взору под ним. Так происходит новая встреча Данте и Беатриче, встреча на ином, высшем уровне. Беатриче упрекает Данте за измену юношеским идеалам, но прощает и обещает больше не покидать его.

В “Божественной комедии” Чистилище занимает центральное место. Рядом с ним соседствуют Ад как вечное прошлое и Рай как вечное будущее. В Чистилище концентрируется настоящее, и души, которые встречает Данте, являются его современниками. В Аду господствует ночь, там правит чувственность. В Чистилище день и ночь чередуются, это царство души. Здесь начинается сначала медленно, а потом все быстрее движение к духовному освобождению.

События в Земном Раю подготовили Данте к восхождению на небо. Начинается третья часть “Божественной комедии” - “Рай ”, - в котором завершаются странствия поэта.

Путешествовать в Раю Данте помогает Беатриче. Вместе с ней он поднимается все выше, от планеты к планете, из одной небесной сферы в другую, в каждой из которых находятся души разных людей. Вначале это Луна, где пребывают праведники, нарушившие свой обет; за ней идет Меркурий, где находятся честолюбивые деятели; на Марсе остаются воители за веру; на Венере -души любвеобильных; на Солнце - - мудрецов; на Юпитере - - справедливых; на Сатурне -- созерцателей; в звездном небе -- души торжествующих. В этой последней сфере души людские теряют всякое очертание материальности и становятся светящимися точками. Образ Беатриче в последней части “Божественной комедии” -- центральный. Но описания ее внешности уже нет, красота ее все светлеет и символизирует преображенную божественную мудрость. Последняя песнь повествует о видении Божественной Троицы.

Два круга, отраженные друг от друга подобно двойной радуге, -- это Отец и Сын, третий же круг, вставший над ними как язык пламени, -- Святой Дух. Данте попытался постигнуть сущность Божественной Троицы, но ему не хватило сил. Возложенную на него миссию Данте выполнил и рассказал миру обо всем, что увидел “в царстве торжества, и на горе, и в пропасти томленья”. Он понял также, что даже там, где царит свет божественной истины, ответов на все вопросы не найти. Полностью познать истину невозможно. Можно лишь приближаться к ней, избавляясь от свойственных человечеству пороков, по мере сил совершенствуя самого себя.

XII. Вывод

В “Божественной комедии” Данте собрана вся сумма средневековых представлений об иерархии мирового бытия. Он изложил в ней не только теологические знания, но и состояние науки о природе, астрономии, человеческой истории. “Божественная комедия” явилась поистине энциклопедией натурфилософских знаний Средневековья, изложенных не на языке традиционной латыни, а на языке, который употребляли в повседневной жизни и на котором только и можно было впервые заговорить о человечестве вообще, Впервые в одном произведении соединяется Античность и Средневековье, и впервые автор превращается в литературного героя, окрашивающего все описываемые события личным отношением. Впервые человеческое “Я” со всеми его противоречиями становится в центре произведения, как бы предчувствуя будущий поворот к новому типу культуры, ростки которой уже начали пробиваться сквозь средневековую схоластику.

Странствие Данте - это иносказательное изображение пути к спасению всего человечества, которое, невзирая на грехопадение, на все зло и на все мерзости, которые творились и творятся на земле, также спасено - силой Божественной любви.

Поэт - переводчик М. Л. Лозинский так сказал о комедии: (в ст. “Данте Ампьери”),

“И в целом, и в частях своих, не по замыслу, и по выполнению “Божественной комедии” - произведение совершенно своеобразное, единственное в литературе.

“Божественная комедия” цельна, едина и закончена в своей великолепной стройности. И в то же время она необычайно сложна. Но тем и замечательно искусство Данте, что разнороднейшие струи он умеет слить в сплошной поток, неуклонно несущийся к устью. Внутренняя сложность поэмы связана со сложностью творческих побуждений, которые призвали поэта к его великому труду и дали ему силы его довершить. Когда мы перелистываем его книгу, она, как его таинственный грифон, предстает перед нами “то вдруг в одном, то вдруг в другом обличье” (“Чист. ”, XXXI, 123). Так ограненный алмаз, если его вращать, загорается то синим, то алым, то желтым огнем. Что же такое, в своей сокровенной сущности, эта гениальная поэма? Хвала тому, “кто движет мирозданье”? Обетная песнь во славу Беатриче? Спасительная проповедь заблудшему человечеству? Призыв мечтателя к переустройству мира? Ужасный приговор врагам? Все это в нем совмещено, и в то же время она остается повестью великого гордеца о самом себе. И когда мы вращаем загадочный алмаз, то этот пламень, глубоко затаенный пламень гордыни нет-нет да и сверкнет на миг, и даже ярче остальных огней.

Данте создал книгу о вселенной. Но в такой же мере это - книга о нем самом. Среди мировых памятников поэзии вряд ли есть другой, в котором так резко отпечатлелся бы образ его творца. Недаром первые читатели “Божественной комедии” называли ее просто “i1 Dante” - “Дант”.

XIII. Страницы русской дантиены.

(доклад учащегося)

Духовная мощь творения Данте привлекла к нему взоры читателей на протяжении столетий.

Явление “Божественной комедии” отозвалось в русской культуре XIX -XX в. в. : стихи и проза, переводы подражания. Ощущается живое присутствие Данте в нашей словесности. В их числе, естественно, выделяются читатели -творцы. Пушкин первый из русских поэтов начал писать стихи дантовскими терцинами: вводит дантовские мотивы в свои произведения (“Пиковая дама”).

Не менее глубокие творческие связи у Гоголя с Данте. Он выстраивал план “Мертвых душ” с оглядкой на композицию “Божественной комедии”.

“Записки из мертвого дома” Достоевского, которые Герцен тоже ассоциирует с творением Данте.

Для Кюхельбекера Данте-“божественный изгнанник”, неоднократно поминаемый в стихах поэта - декабриста. Необходимо еще сказать по крайней мере о 3 крупнейших писателях: Лермонтове, Блоке и Тургеневе, отдавших щедрую дань романтизму и не оставшихся безучастными к дантовской традиции.

Многие русские писатели XX вив дореволюционный и в советский период обращались к имени Данте и к его стихам. Продолжается эта традиция и в наши дни.

XIV. Заключение:

Сегодня мы познакомились с прекрасным итальянским писателем Данте Алигьери и его “ Божественной комедией”.

Что больше всего запомнилось и понравилось вам на уроке?

Итог урока:

А как вы думаете, актуально ли сейчас изучать произведение, написанное в 14 веке?

Используемая литература:

1. Данте Алигьери. “Божественная комедия”. Москва, Просвещение, 1988г.

2. Данте Алигьери. “Божественная комедия”. Москва, Худ. литература, 1986г.

3. “Человек в мировой художественной культуре”, Москва, Худ. литер., 1997г

“Последний поэт Средневековья, или о том, как великий Данте воспел любовь, космос и человека. ”(с 151-164)

4. М. Андреев “Данте и его творчество”, М, Худ. литература, 1986(с. 5-19)

5. А. А. Илюшин “Поэт и его творение”, М, Просвещение, 1988 (5-20)

6. Энциклопедия “Аванта +”, М, Аванта, 246-255 (т. 15ч. 1)

7. М. Л. Лозинский “Данте Алигьери”, М, Просвещение, 1988, 248-251

8. О. Э. Мандельштам “Разговор О Данте”, М, Просвещение, 1988, 245-248

9. П. А. Катенин “О поэзии итальянской”, М, Просвещение, 1988, 235-237

10. Ю. К. Олеша “Ни дня без строчки”, М, Просвещение, 1988, 251-253

11. А. А. Илюшин. Примечания к “Божественной комедии”, М, Просвещение, 1988, с. 254-285

12. Интернет

Оборудование:

1. компьютер

2. магнитофон

3. книга “Божественная комедия” Данте -15 шт.

4. мультимедийный проектор

Данте Алигьери Итальянский поэт Данте Алигьери, один из основателей литературного итальянского языка родился в 1265 году. О его семье, как и о том, что с ним происходило в ранние годы практически ничего неизвестно. Первое воспоминание датируется 1274 годом, когда девятилетний Данте залюбовался девочкой, живущей по соседству. Это была Беатриче Портинари. Только через девять лет он вновь увидел ее, уже замужнюю женщину, и влюбляется в нее. Беатриче на всю его жизнь стала его музой, прекрасным символом, который Данте сохранял и после ее смерти в 1290 году. Флоренция Беатриче Портинари Данте Алигьери


Жизненный путь Данте Данте принадлежал к флорентийской партии Черки, которая враждовала с партией Донати. В 1298 году состоялся деловой брак между ним и Джемме Донати. В это время Данте писал песни, восхваляющие Беатриче, а о Джеме он не писал ни слова. В 1296 году Данте начал участвовать в общественной жизни Флоренции, и в 1300 году стал одним из приоров города. Джемма и Данте Данте Алигьери Беатриче и Данте


Скитания Данте В 1302 году Данте вместе со своей партией был изгнан из Флоренции. Только любовь к Беатриче имела для Данте смысл. Еще в 1295 году он написал «Новую жизнь», повесть об обновившей его любви. В годы изгнания Данте становится более строгим. В это время он затевает, но не заканчивает «Пир», а также начинает знаменитую «Божественную комедию». Первое время он жил в Вероне, затем прибыл в Болонью, а в 1308 году добрался до Парижа. Следуя за императором Генрихом VII, он возвращается в Италию, надеясь на восстановление своих гражданских прав. Однако смерть императора и не дала сбыться надеждам Данте. В 1315 году наместник короля подтверждает декрет об изгнании Данте и его сыновей. Верона Болонья Париж Генрих VII


Последние годы жизни С 1316 года Данте останавливается в Равенне, где его принял синьор города Гвидо да Полента. Здесь он продолжает работать над «Божественной комедией». В 1321 году Данте как посол правителя Равенны направляется в Венецию, для заключения мира с республикой Святого Марка. На обратной дороге он заразился малярией и в ночь с 13 на 14 сентября 1321 года скончался. Похоронен Данте Алигьери в Равенне Равенна Гвидо да Полента Могила поэта Данте Алигьери




История созданияЖанр комедии Считается, что Данте принялся за работу над «Божественной Комедией» около 1307 года, прервав работу над трактатами «Пир» (1304–1307 гг.) и «О народном красноречии» (1304–1307 гг.). В этом произведении он хотел представить двойное видение общественно-политического устройства: с одной стороны, как божественно предустановленного, с другой – как достигшего невиданного разложения в современном ему обществе («нынешний мир сбился с пути» – Чистилище, ХVI, 82). Основной темой «Божественной комедии» можно назвать справедливость в этой жизни и в загробной, а также средства к ее восстановлению, отданные, по промыслу Божьему, в руки самого человека. Свою поэму Данте назвал комедией, поскольку она имеет мрачное начало (Ад) и радостный конец (Рай и созерцание Божественной сущности), и, кроме того, написана простым стилем (в отличие от возвышенного стиля, присущего, в понимании Данте, трагедии), на народном языке, «каким говорят женщины». Эпитет Божественная в заглавии придуман не Данте, а Боккаччо, впервые он появился в издании, вышедшем в 1555 в Венеции. «Божественная комедия» написана в жанре видения, популярного в средневековой.литературе


Смысл комедии Идя по средневековой традиции, Данте вложил в свое произведение четыре смысла: буквальный, аллегорический, моральный и анагогичный (мистический). Первый из них предусматривал «натуральное» описание потустороннего мира со всеми его атрибутами и поэт сделал это настолько убедительно, словно видел на собственные глаза то, что было лишь произведением его чрезвычайного воображения. Второй смысл предусматривал выражение идеи бытия в ее абстрактной форме: в мире все двигается от тьмы до света, от страданий до радости, от ложи до истины, от плохого до доброго. Третий, главный, - восхождения души через познание мира. Моральный смысл предусматривал идею отплаты за все земные дела в потусторонней жизни. Данте искренне верил в то, что любой человеческий поступок обязательно будет иметь божественную благодарность, отсюда и идея жестокой отплаты тиранам, и идея благодарности «вечным светом» святым. Поэт считал себя обязанным быть максимально конкретным и описательным в этих потусторонних картинах. И четвертый смысл предусматривает интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты самой поэзии как языка также божественного, хотя и созданного умом поэта, земного человека.


Композиция комедии «Божественная комедия» делится на три части («кантики»): «Ад», «Чистилище» и «Рай». Поэт с добросовестностью геометра чертит пространственные параметры: в Аду девять кругов, в Чистилище два предчистилища и семь уступов горы, которая возвышается к небам, а в Раю девять небесных сфер. Композиция дантовской поэмы построена с учетом так называемой магии чисел, согласно которой священными есть числа 3, 9 и 10. В «Божественной комедии» три кантика, три центральные фигуры, в каждом кантике по 33 песни, а поскольку есть еще первая песня пролог, то общая сумма песен равняется 100. Мир Данте исключительно целостный и гармонический, удивительно даже именно это объединение математической точности мышления с неудержимой фантазией поэта. В изображении странствия потусторонним миром поражает объединение достоверности картин, перенесенных из земного бытия, и аллегоричности, которая привносит в эти картины определенную зашифрованность. Чтение поэмы и раньше нуждалось в комментариях, которые расшифровывали обычные для средневековой культуры аллегории. Каждая кантика имеет свое аллегорическое содержание: Ад воплощение страшного и безобразного, Чистилище поправимых недостатков и утоленной печали. Рай аллегория Красоты, Радости. Каждая форма наказания в Аду также имеет свой аллегорический ракурс, как и каждое испытание в Чистилище и каждая форма награды в Раю. Вообразив этот мир как основанный Творцом, Данте на самом деле сконструировал его сам. 1 часть – «Ад» 2 часть – «Чистилище» 3 часть – «Рай»


Особенности композиции « Божественная комедия» - величайшее творение Данте. Это произведение стало итогом развития художественной, философской и религиозной мысли Средневековья и первым шагом к пути Возрождения. Главной его идеей становится постоянный поиск человеком нового пути в жизни. По своей форме это произведение - своеобразное путешествие в потусторонний мир, осуществленная поэтом в художественном воображении. Комедией он называется потому, что имеет счастливый конец, а титул «Божественная» получил из легкой руки Джованни Боккаччо. Комедия состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай». Это символическое изображение реальной жизни, внутренней борьбы автора и веры, которую некогда не терял Данте. Каждая часть имеет 33 песни, но «Пекло» имеет еще одну дополнительную, благодаря которой общее количество песен равняется ста. Все части заканчиваются словами «звездные потолки», так как звезда для автора - это символ небесной цели, необыкновенный ориентир в путешествии.


Ещё раз о поэме и поэте Представляя собой грандиозный синтез средневековой культуры, «Божественная комедия» одновременно несет в себе могущественное дыхание новой культуры, нового типа мышления, которое прорицает гуманистическую эпоху Ренессанса. Человек общественно активный, Данте не удовлетворяется абстрактным морализированием: он переносит в потусторонний мир своих современников и предшественников, с их радостью и переживаниями, с их политическими вкусами, с их действиями и поступками, - и создает над ними суровый и неумолимый суд с позиции мудреца-гуманиста. Он выступает как всесторонне просвещенный человек, который позволяет ему быть политиком, богословом, моралистом, философом, историком, физиологом, психологом и астрономом. По словам наилучшего русского переводчика поэмы Данте М. Л. Лозинского, что «Божественная комедия» - это книга о Вселенной и такой же мерой книга о самом поэте, которая навсегда останется в веках как вечно живой образец гениального творения.

Слайд 2

Данте Алигьери, (настоящее имя Дуранте Алигьери) (1265-1321) итальянский поэт и политический деятель

Слайд 3

Родился во Флоренции, в аристократической семье. Его предки принимали участие во втором Крестовом походе. Об отце и матери Данте почти ничего не известно, как и об обстоятельствах его ранней юности. Данте получил обычное для того времени образование, но сам признавал его недостаточным.

Слайд 4

В 1274, то есть 9-летним мальчиком, впервые встретился с дочерью соседа и друга отца БеатричеПортинари. Предполагаемый портрет БеатричеПортинари

Слайд 5

Юношеская любовь повлияла на все творчество Данте Алигьери. Он довольно долгую жизнь по средневековым меркам, чуть больше 50-ти лет. И вот в течение всего своего творческого пути он воспевал Беатриче. Тем не менее, и Данте, и Беатриче нашли законных спутников жизни. Супругой поэта стала красивая итальянка ДжеммаДонати, а его муза вышла замуж за богатого синьора Симона де Барди. В душе Данте ничего не изменилось: его сердце по-прежнему принадлежало Беатриче. Однако, возлюбленная поэта неожиданно умерла в 22-х летнем возрасте. Алигьере был потрясён. Он решил поведать миру свою историю любви, отразив её в небольшой повести «Новая жизнь».

Слайд 6

Чувства Алигьери, прошедшие сквозь века, были отмечены в живописи, музыке, поэзии и драматургии.

Слайд 7

Данте на фреске ВИЛЛЫ КАРДУЧЧО АНДРЕА ДЕЛЬ КАСТАНЬО (1450, ГАЛЕРЕЯ УФФИЦИ)

В 1291 Данте женился на ДжеммеДонати по политическому расчёту. От этого брака было семь детей – шесть сыновей и дочь. В 1302 Данте был заочно обвинён в неправильном расходовании общественных денег и приговорён к штрафу. Он переехал в Рим, но его нашли и там. Поэта приговорили к сожжению за политические взгляды. Имущество его было конфисковано. Начались долгие годы скитания.

Слайд 8

Памятник Данте 1865 г. Флоренция. Работа скульптора ЭнрикоПацци

Странствовал по Италии. В 1308-1309 переехал в Париж. Здесь его застала весть, что император Генрих VII отправляется походом в Италию. Данте присоединился к войскам императора, надеясь вместе с ними вернуться во Флоренцию, но его мечте не суждено было сбыться: император внезапно скончался. Поэт отправился в Равенну, где и провёл последние шесть лет своей жизни у князя Гвидо Новелла да Полента, племянника воспетой им Франчески да Римини.

Слайд 9

Вершиной творчества Данте стала «Комедия», названная с лёгкой руки Боккаччо «Божественной комедией».

Поэма «Божественная комедия» была создана в 1321 году. Называя свое произведение «комедией», писатель характеризовал его как поэтическое произведение, написанное на народном языке с устрашающим началом и счастливым концом. Поэт Данте изобразил путешествие самого себя в потустороннем мире. Данте изображён держащим копию «Божественной комедии» рядом со входом в Ад, семью террасами Горы Чистилища, городом Флоренция и сферами Неба вверху, на фреске ДоменикодиМикелино

Слайд 10

Структура

«Божественная комедия» построена чрезвычайно симметрично. Она распадается на три части: «Ад» (34 песни: 2 вступительные и 32, описывающие ад, т. к. в нем не может быть гармонии), «Чистилище» (33 песни), «Рай» (33 песни). Поэма написана терцинами - строфами, состоящими из трёх строк. Эта склонность к определённым числам объясняется тем, что Данте придавал им мистическое толкование. Так число 3 связано с христианской идеей о Троице, число 33 должно напоминать о годах земной жизни Иисуса Христа. Всего в «Божественной комедии» 100 песен (число 100 - символ совершенства). Первая страница «Божественной комедии»

Слайд 11

сюжет

По католической традиции в загробном мире существуетад – место осужденных грешников,чистилище – место, где грешники искупают грехи и рай – обитель блаженных. Во вступительной песне автор повествует о том, как посреди жизненного пути он заблудился в лесу. Поэт Вергилий пригласил его в путешествие по загробному миру. Узнав, что Вергилия послала умершая возлюбленная Данте –Беатриче, тот сразу соглашается. Встреча Данте с Вергилием и начало их странствия по загробному миру (средневековая миниатюра)

Слайд 12

Ад имеет вид колоссальной воронки, состоящей из концентрических кругов, узкий конец которой упирается в центр земли. Пройдя преддверие ада, населённое душами ничтожных, нерешительных людей, они вступают в первый круг ада, так называемый лимб, где Пребывают души добродетельных язычников, не познавших истинного Бога, однако приблизившихся к этому познанию и за то избавленных от адских мук. Здесь Данте видит выдающихся представителей античной культуры - Аристотеля,Эврипида, Гомера и др.

Слайд 13

Следующий круг заполнен душами людей, некогда предававшихся необузданной страсти, чревоугодников, принужденных страдать от дождя и града, скупцов и расточителей, без устали катящих огромные камни, гневливых, увязающих в болоте. За ними следуют объятые вечным пламенем еретики и ересиархи, тираны и убийцы, плавающие в потоках кипящей крови, самоубийцы, превращённые в растения, богохульники и насильники, сжигаемые падающим пламенем, обманщики всех родов, муки которых весьма разнообразны.

Слайд 14

Путешествие по кругам ада

  • Слайд 15

    Наконец Данте проникает в последний, 9-й круг ада, предназначенный для самых ужасных преступников. Здесь обитель предателей и изменников, из них величайшие - Иуда Искариот, Брут и Кассий, - их грызёт своими тремя пастями Люцифер, восставший некогда на Бога ангел, царь зла, обречённый на заключение в центре земли. Описанием страшного вида Люцифера заканчивается последняя песнь первой части поэмы.

    Слайд 16

    Мучительной державы властелин Грудь изо льда вздымал наполовину; И мне по росту ближе исполин, Чем руки Люцифера исполину; По этой части ты бы сам расчел, Каков он весь, ушедший телом в льдину… Струи Коцита леденя до дна. Шесть глаз точило слезы, и стекала Из трех пастей кровавая слюна. Они все три терзали, как трепала, По грешнику; так, с каждой стороны По одному, в них трое изнывало.

    Слайд 17

    Миновав узкий коридор,соединяющий центр земли со вторым полушарием, Данте и Вергилий выходят на поверхность земли. Там, на середине окружённого океаном острова, высится в виде усечённого конуса гора - чистилище, подобно аду состоящее из ряда кругов, которые сужаются по мере приближения к вершине горы. Охраняющий вход в чистилище ангел впускает Данте в первый круг чистилища, начертав предварительно у него на лбу мечом семь P (Peccatum - грех), то есть символ семи смертных грехов.

    Слайд 18

    По мере того как Данте поднимается всё выше, минуя один круг за другим, эти буквы исчезают, так что когда Данте, достигнув вершины горы, вступает в расположенный на вершине последней «земной рай», он уже свободен от знаков, начертанных стражем чистилища. Круги последнего населены душами грешников, искупающих свои прегрешения. Здесь очищаются гордецы, принуждённые сгибаться под бременем давящих их спину тяжестей, завистники, гневливые, нерадивые, алчные и пр. Вергилий доводит Данте до врат рая, куда ему, как не знавшему крещения, нет доступа.

    Слайд 19

    В земном раю Вергилия сменяет Беатриче, восседающая на влекомой под властью грифом колеснице (аллегория торжествующей церкви); она побуждает Данте к покаянию, а затем возносит его, просветлённого, на небо.

    Множественность смыслов в «божественной комедии»

  • Слайд 24

    Итоговые вопросы:

    Как называется период жизни Данте, когда он создает «Божественную комедию»? Какое трагическое обстоятельство в жизни Данте дало толчок к написанию изучаемого произведения? Какое число в «Божественной комедии» Данте является основным? Сколько кругов ада изображает Данте? В чем заключается множественность смыслов в «Божественной комедии»?

    Посмотреть все слайды




    Могила Беатриче Портинари. Данте пронес через всю жизнь свою любовь к Беатриче и воспел ее в сонетах. Беатриче умерла в возрасте 25 лет. И цвет любви и благость сожаленья Ваш лик скорбящий мне не раз являл. Он милосердием таким сиял, Что на земле не нахожу сравненья.






    Вэтом великом произведении Данте ставил перед собой цель: реально помочь людям справиться со страхом смерти. Эта задача была в то время чрезвычайно актуальной: душа средневекового человека разрывалась ужасом перед адскими муками. В этом великом произведении Данте ставил перед собой цель: реально помочь людям справиться со страхом смерти. Эта задача была в то время чрезвычайно актуальной: душа средневекового человека разрывалась ужасом перед адскими муками.




















    Густав Доре Доре (Луи Кристоф Поль Густав Дорe) - знаменитый французский рисовальщик иллюстраций, живописец, скульптор и гравер (). В течение восьми лет () работал над иллюстрациями к «Божественной комедии» Данте, которые и на сегодняшний день считаются одними из лучших. Гравюры Доре проникнуты драматизмом. Художник посредством удачно выбранных мотивов окружающего пейзажа и освещения особенно мастерски придавал гравюрам живописность.




    Иллюстрации Блейка Уильяма Английский поэт, художник, иллюстратор (). Чтобы выполнить иллюстрации к поэме Данте, Блейк в 67 лет начинает изучать итальянский язык. Прежде чем умереть, Блейк успел гравировать 7 из 102 рисунков. 69 из них иллюстрировали песни «Ада», 20 «Чистилища», 10 «Рая» и еще 3 без указания песни.


    Эта композиция иллюстрирует 29-ю песню «Чистилища». В правой части изображен Данте (одетый в красное), смотрящий в направлении Эдемского сада. По саду на великолепной колеснице, запряженной грифоном, едет Беатриче, возлюбленная поэта, в окружении духов четырех евангелистов (слева от Беатриче мы видим изображения, отчасти похожие на головы орла (Иоанн) и тельца (Лука), справа на ангела (Матфей) и льва (Марк). Три женщины, стоящие на земле, олицетворяют Веру (в белом платье), Надежду (в зеленом) и Милосердие (в красном).


    На картине изображен второй круг ада, где находятся души великих любовников: Семирамиды, Клеопатры, Ахилла, Елены, Париса, Тристана. Отдельно от других, в завитке вихря, помещаются души Франчески да Римини и Паоло. Над головой Данте в сияющей сфере изображен символ бессмертного поцелуя. Диагональная композиция придает сцене особую выразительность. Ощущение бесконечности вихря создается за счет того, что начало и конец потока художник располагает за пределами изображения.



  • Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх