Перелётные птицы список. Конспект «Птицы перелетные» для детей средней группы

Является регулярным сезонным перелетом птиц , часто на север и юг вдоль пролетного пути, между размножением и зимовкой. Многие виды птиц являются перелетными птицами . Миграция несет большие расходы из-за хищничества и смертности, в том числе и от охоты людей, и зависит главным образом от наличия пищи. Это происходит в основном в северном полушарии, где на конкретных маршрутах сталкиваются с естественными препятствиями, такими, как Средиземное море или Карибское море.

Исторически сложилось, что перелетные птицы были отмечены целых 3000 лет назад, древнегреческими авторами, включая Гомера и Аристотеля, и в книге Иова, для таких видов, как , горлиц и ласточек. Совсем недавно, Йохансон Лече начал записывать даты перелетов весенних мигрантов в Финляндии в 1749 году, и научные исследования использовали методы, включая кольцевание птиц. Угрозы перелетным птицам выросли с разрушением среды обитания, особенно остановки в пути и зимовки, а также из-за сооружений, таких как линии электропередач и ветровые электростанций.

Полярная крачка удерживает рекорд миграции на большие расстояния среди перелетных птиц , путешествующих между арктическими просторами и Антарктики ежегодно. Некоторые виды трубконосых (Procellariiformes), такие как альбатросы пролетают во круг земли, пролетая над Южным океаном, в то время как другие, такие как малый буревестник мигрируют 14,000 км (8700 миль) между их северным основанием селекции и южного океана. Более короткие перелеты являются общими, в том числе высотные перелеты на горы, такие как Анды и Гималаи.

Сроки перелетов птиц, как представляется, в первую очередь, управляется изменением длины светового дня. Перелетные птицы для навигации используют небесные сигналы от Солнца и звезд, магнитное поле Земли, и, вероятно, также ментальные карты.
Исторические наблюдения перелетных птиц:
Записи о перелетных птицах были сделаны так же, за 3000 лет до нашей эры, древнегреческими писателями Гесиод, Гомер, Геродот и Аристотель. Библия также отмечает миграции, как и в книге Иова, где задается вопрос: «Является ли это вашим пониманием того, что ястреб парит, расправляя крылья на юг?». Автор Иеремии писал: «Даже аист в небе знает свои сезоны, и горлица, и журавль соблюдают время их прибытия.»

Аристотель отметил, что журавли путешествовали из степей Скифии на болота в верховьях Нила. Плиний Старший, в его Historia Naturalis, повторяет замечания Аристотеля.

Перелетные птицы список:

(Motacilla alba) — перелетная птица отряда , не больших размеров, легко приспосабливается к жизни в городских условиях, питается мелкими насекомыми.

(Turdus iliacus) — перелетная птица отряда воробьинообразные, небольшие птицы с очень большой численностью популяции.

(Riparia riparia) — перелетная птица , семейства ласточковые. Имеет широкий диапазон обитания, который охватывает практически всю Европу, Средиземноморье, Азию, а также Северную Америку. Зимует в Восточной и Южной Африке, Южной Америке и на Индийском субконтиненте.

перелетная птица отряда воробьинообразные. Гнездится в умеренных зонах Европе и Западной Азии и зимует в основном в Юго-Восточной Африке. Следует отметить, поразительную имитацию голосов самых разнообразных других птиц.

перелетная птица класса ржанкообразные, семейство бекасовые, род вальдшнепы. Они имеет камуфляж, естественную маскировку, которая соответствует их среде обитания в лесу, с красновато-коричневыми верхними частями и более светлыми нижними частями.

перелетная птица отряда воробьинообразные, которая ранее была классифицирована как член семейства дроздовые, но в настоящее время считается более распространенным мнение мухоловковые.

перелетная птица — отряда . Этот вид преимущественно гнездится в умеренных регионах Европы и Азии. Большинство популяций , зимуют в тропической Африке и в Южной Азии от Ирана до Индийского субконтинента, но некоторые из них проживают в северо-западной Африке. Это птица открытой сельской местности, леса и фруктовых садов.

- перелетная птица , семейства ржанкообразные, род зуйки. Обитающие на берегах рек и озер. Это маленькая птица, которая размножается в Арктической Евразии. Взрослые особи имеют размер 17-19,5 см в длину с размахом крыльев 35-41 с.

перелетная птица , семейства ласточковые, отряда воробьинообразные, особенно распространена в Европе, Северной Африке и в умеренных широтах Азии. Городская ласточка , и зимой мигрирует в Африке к югу от Сахары и в тропическую Азию.

(Hirundo rustica) - перелетная птица , является наиболее распространенным видом ласточки в мире. Эти ласточки имеют окрас с голубым оперением верхних частей, длинный глубоко раздвоенный хвост и изогнутые остроконечные крылья. Они встречается в Европе, Азии, Африке и Америке.

(Turdus viscivorus) - перелетная птица , общая для многих стран Европы, Азии и Северной Африки. Это круглогодичный житель во многих районах, но северные и восточные особи мигрируют на юг зимой, часто в небольших стаях.

Зарянка
Зеленая пеночка
Зяблик

Камышевка-барсучок
Камышовая овсянка
Канюк
Клинтух
Коростель
Крапивник

Лесная завирушка
Лесной конек
Луговой чекан
Лысуха

Малая мухоловка
Мухоловка-пеструшка

Обыкновенная горихвостка
Обыкновенный жулан
Обыкновенная иволга
Обыкновенный козодой
Обыкновенная кукушка
Обыкновенный соловей
Обыкновенная чечевица

Озерная чайка

Певчий дрозд
Пеночка-весничка
Пеночка-трещотка
Перепел
Полевой лунь
Пустельга

Полевой жаворонок
Пеночка-теньковка

Речная крачка
Рябинник

Садовая камышевка
Садовая славка
Серая мухоловка
Серая славка
Серая цапля
Славка-завирушка
Славка-черноголовка
Чеглок
Черный стриж
Черныш
Черный дрозд
Чибис

Марина Позднякова
Конспект «Птицы перелетные» для детей средней группы

Конспект

по теме «Птицы перелетные » для детей средней группы

Цели : познакомить воспитанников с перелетными птицами (скворцом, грачом, ласточкой, журавлем, соловьем, стрижем, жаворонком, объяснить, почему этих птиц называют перелетными . Закрепить в словаре обобщающее понятие "перелетные птицы ". Познакомить детей с понятиями : «лететь «клином» , «цепочкой» , «стайкой» . Активизировать употребление в речи детей существительных , имен прилагательных, глаголов. Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.

Материалы и оборудование : фонограмма с шумом леса и пением птиц , картинки с изображением зимующих и перелетных птиц , мяч.

Интеграция образовательных областей : познание, музыка, коммуникация, социализация.

Предварительная работа :

Беседы о птицах , наблюдение за птицами , чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах , рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.

Ход занятия.

1. Воспитатель читает стихотворение А. Плещеева :

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца,

Чахлая рябина

Мокнет под окном;

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце

Света и тепла.

Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/

Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/ .

А как называются птицы , которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/ .

Назовите перелетных птиц ? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок/.

2. Воспитатель предлагает послушать детям звукозапись.

Дети, что вы слышите? (Лес, шум леса)

А как вы догадались, что это лес?

Каких птиц вы знаете ?

Почему некоторых птиц зовут зимующими , а некоторых перелетными ?

3. Игровое упражнение «Перелетные и зимующие » .

Предложить детям разделить картинки на две группы (на снежинку – зимующих, а на веточку – перелетных )

4. Показ слайдов

Почему эти птицы улетают от нас осенью? Чтобы понять это, давайте вспомним, что служит им кормом. Правильно, все эти птицы питаются насекомыми : грач добывает червяков из свежевскопанной земли, стрижи и ласточки хватают мошек и других насекомых прямо на лету, А вы знаете, какие заботливые родители ласточки –касатки? Они, улетая за добычей, привязывают иногда своих птенцов конским волосом . Один конец волоса они наматывают на лапку, а другой прикрепляют к стенке гнезда. Кукушки охотятся за гусеницами, причем они поедают таких гусениц, которых другие птицы не едят , ведь среди гусениц есть и волосатые, и ядовитые, а кукушки едят их всех подряд. Бывали случаи, когда всего несколько кукушек спасали большие леса от опасных вредителей.

Но осенью насекомые исчезают. Наши птицы лишаются основного корма, поэтому вынуждены улетать в теплые края. Значит, что страшнее птицам зимой – холод или голод? Конечно же, голод. Ведь оседлые птички, которые живут у нас постоянно - воробьи, вороны, голуби – переносят зимние холода . А почему же они не улетают? Чем питаются эти птицы ? Они всеядны : могут и насекомых поклевать, но основная их пища – семена растений. Осенью они любят полакомиться зерном, просыпавшимся при уборке зерновых. Зимой питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.

Ребята, а вы знаете, что не все птицы отправляются в теплые края? Есть такие перелетные птицы , которые прилетают к нам зимовать. (Рассказ сопровождается демонстрацией слайдов с изображением снегирей) .

Снегири – обитатели тайги, северных смешанных лесов. Но во время зимних кочевок прилетают к нам. Они становятся заметны именно с выпадением снега. Питаются снегири плодами клена, рябины, причем у ягод они съедают только мелкие косточки, а мякоть выбрасывают. Также они склевывают семена из еловых и сосновых шишек, упавшие на землю. Доставать семена из шишек они не могут.

А вот родственники снегирей – клесты – имеют крепкие клювы со скрещенными кончиками. Они могут расшелушить любую шишку. Клесты не только прилетают к нам на зиму из более холодных лесов, но и выводят здесь зимой птенцов. Основная пища клестов – это еловые и сосновые семена, которые они легко достают из шишек своим удивительным клювом.

5. Физминутка :

Упражнение «Отгадай и присядь»

Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц , если вы услышите название зимующей птицы , то присядьте; а если название перелетной , то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

(проводится под фонограмму веселой музыки.)

6. - Упражнение «Закончи предложение»

Весной птицы строят гнезда , потому что… (дети повторяют фразу и договаривают ее до конца) они выводят в них птенцов.

Первыми улетают на юг ласточки, потому что…. они питаются насекомыми.

Последними улетают осенью лебеди, гуси, утки, потому что…. водоемы долго не замерзают и дают им пищу.

Все люди любят слушать соловья, потому что…. он замечательно поет.

Гусеницы не могут уничтожить урожай, потому что…. птицы их уничтожают .

- Птиц нужно любить и охранять, потому что…. они приносят большую пользу (украшают природу, замечательно поют и т. д.)

7. Пальчиковая гимнастика

(Развитие общей и мелкой моторики, снятие мышечных зажимов, поддержание позитивного эмоционального настроя детей ). По ходу физ. минутки дети выполняют соответствующие тексту движения. - Птенчик в гнёздышке проснулся, Встрепенулся. Потянулся. И головкой покивал, И хвостиком повилял. (пальчиковая зарядка) - Широко раскрыл он клювик, Громко, громко запищал : Пи-пи-пи, пи-пи-пи…. Червячка скорей неси. - Мама с папой закружили, Угощение тащили. (пальчиковая зарядка) - Червячок, блоха и мошка, Кушай, кушай, наша крошка (одна ладошка широко открыта – «ротик птенца» , пальцы другой руки собраны вместе – «клювик мамы, собранные вместе пальцы упираются в открытую ладошку, потом позиция рук меняется – каждое проговариваемое слово ведет к смене рук). - Птенчик сыт, опять он спит. Тс-тс-тс, нам нельзя его будить Дети! Помните, когда птицы выводят и выкармливают своих птенцов рядом с ними надо вести себя очень тихо, чтобы их не испугать.

8. Загадки о перелетных птицах

Верный страж и друг полей,

Первый вестник теплых дней.

Всех перелетных птиц черней ,

чистит пашню от червей.

(Грач)

Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песни и полет

Вошли в стихотворения!

(Жаворонок)

Спереди - шильце ,

Сзади - вильце,

Сверху – черное суконце,

Снизу - белое полотенце.

(Ласточка)

На шесте - веселый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

На крыльце поет отец-

Он и летчик, и певец.

(Скворец)

Кто на ёлке, на суку

Счёт ведёт : ку-ку, ку-ку?

(Кукушка)

Пёстрая крякуша

Ловит лягушек.

Ходит вразвалочку,

Спотыкалочку.

(Утка)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

(Ласточка)

9. Беседа «Люди и птицы »

Почему птиц называют пернатыми друзьями?

Зачем нужны птицы ?

Что люди делают для птиц ?

Что случится, если птицы исчезнут ?

За что вы любите птиц ?

Зимующими называют птиц, остающихся в родном краю круглогодично. Животные руководствуются не столько температурой воздуха, сколько личными способностями и спецификой кормовой базы региона.

Тепло в холода лишь сытым пернатым. Значит, зимующая птица должна уметь добыть пропитание среди снегов. Соответственно, насекомоядные виды улетают зимой . Остаются довольствующиеся ягодами, семенами и хищники, охотящиеся на мышек, зайцев. В России около 70-ти зимующих видов птиц.

Голубь

Их температура тела, как и у прочих птиц, равна 41-му градусу. Это еще одно доказательство, что при наличии пищи пернатым морозы нипочем. не просто зимующие птицы , а «привязанные» к конкретному месту. Улетая от «родного гнезда» за тысячи километров, сизые всегда возвращаются обратно. Люди воспользовались этим, начав посылать с голубями письма.

Отнеся их адресату, пернатые возвращались. Ученые спорят, как птицы находят путь домой. Одни ссылаются на магнитные поля. Другие считают, что голуби ориентируются по звездам. Верны голуби не только родным краям, но и партнерам. Пару птицы выбирают один раз и на всю жизнь, подобно лебедям.

Голуби очень привязываются к местам обитания и не покидают их при наличии еды

Воробей

Группа зимующих птиц состоит из нескольких видов. В России живут два: городской и полевой. Последний характерен для сельской местности. Общее же число на планете приближено к миллиарду. Соответственно, по одной птахе на 8 человек.

Учитывая что пернатые питаются зернами, это угроза урожаю. В КНР даже проводили акцию по уничтожению воробьев. Выяснив, что они не могут летать дольше 15-ти минут, люди пугали птиц, не давая опуститься на землю. Замертво упало примерно 2 миллиона особей. Однако, в отсутствии воробьев расплодилась – еще одно лакомство птиц. Она поела урожай вместо пернатых.

Как и голуби, воробьи склонны выбирать одного партнера на всю жизнь. При этом у птиц горячая кровь. Вместо 41-го градуса тело воробья нагревается до 44-ех. Это типично для маленьких птиц. Они быстрее теряют энергию. Интересно что в шее воробья в 2 раза больше позвонков чем у жирафа. Дело в длине фрагментов. У воробьев они плоские.

Клест

Эта птица семейства вьюрковых с загнутым, кривым клювом. Его строение обусловлено функцией. Клювом клест подцепляет зерна из шишек. При этом раздается характерный щелчок. Отсюда и название зимующих птиц .

Несмотря на приспособленность клюва, не удается вынуть все кедровые орешки. Брошенные птицами шишки дочищают . Самцы вида красно-коричневые, а самки серо-зелено-желтые. Такими птицы становятся к 3-летнему возрасту. Будучи взрослыми, клесты не превышают в длину 20-ти сантиметров, весят около 50-ти граммов.

Интеллект воронов, кстати, сравним с развитием 5-летних детей. Птицы решают те же логические задачи. Один из показателей ума – способ защиты гнезд. Вороны бросаются во врагов камнями, поднимая их в цепких лапах.

В еде птицы неприхотливы, поглощают и зерна, и овощи, и хлеб. Пернатые часто разоряют гнезда других птиц. Но, любимое лакомство воронов – падаль. Ее зимой много, ведь холода выдерживают не все животные. Вот птицы и остаются зимовать.

В бедные на добычу года полярные совы перекочевывают в лесостепную полосу. Птица крупная, до 70-ти сантиметров в длину. Пернатое набирает 3-килограммовую массу. Примерно столько держал на руке Гарри Поттер. Герой произведения Джоан Роулинг часто пользовался услугами Букли. Так звали белую сову, служившую у волшебника посыльной.

Кедровка

Птица питается кедровыми орешками. Для них у пернатого есть подъязычный мешок. В нем переносит около 100 орешков. Российская тайга богата кедрачами, а значит, птице незачем улетать зимой. Часть шишек остается на деревьях зимой.

Невместившиеся в подъязычный мешок орехи кедровка прячем в радиусе 2-4-ех километров от дерева, на котором те созрели. Зимой запасы зарываются в сугробы, а летом в землю. В России есть памятник кедровке. Он стоит в Томске. Сибирский город окружен кедрачами. Жители региона знают и любят их обитательницу, любуясь ей круглогодично.

Филин

Занесен в Красную . Пернатое легко переносит российские зимы, но не может адаптироваться к сокращению из-за уничтожения тайги своей вотчины. Впрочем, филины способны жить в неволе. В зоопарках и у частных владельцев птицы доживали до 68-ми лет. В природе же век филина ограничен 20-ю годами. Как и белая сова, промышляет охотой на грызунов, зайцев, куниц.

Птицы ловят их круглосуточно. Основная активность приходится на ночь. Днем филины чаще спят.Мелкую добычу филины проглатывают целиком. Крупных жертв пернатые сначала разрывают на кусочки, способные протиснуться в глотку. Зафиксированы случаи нападения филинов на молодых косуль, кабанов. Это указывает на внушительные размеры птиц.

Поползень

У птицы голубоватая спинка и белое брюшко. Бока у пернатого рыжие в черную полоску. На лапах – загнутые острые когти. Ими поползни впиваются в стволы деревьев, быстро и ловко перемещаясь по ним. Птица ищет спрятавшихся насекомых, их личинки. Добыть их зимой поползню позволяет острый, длинный клюв. Птица изучает им каждую щелку в коре.

Селиться предпочитают в дубравах. Там, где дубы не растут, пернатые выбирают парки с лиственными посадками. Поползни ищут деревья с дуплами, селясь в них. Если вход в дом широкий, его обмазывают глиной. Этой работой поползни занимаются в теплое время года.

Поползни предпочитают переживать холода устраиваясь в дуплах деревьев

Королек желтоголовый

Меньше него только колибри. На голове у птицы желтый хохолок, напоминающий корону. Эта ассоциация побудила назвать пернатое . На короля не тянет, поскольку размером со стрекозу. Вес птицы при этом составляет около 7-ми граммов.

Живут корольки в хвойных лесах. В отличие от колибри российские карлики среди птиц переносят суровый климат. Даже зимой корольки умудряются найти насекомых и их личинки. В день пернатое съедает столько же съестного, сколько весит само.

Чиж

Считается перелетным. Однако часть чижей остаются на зимовку в России. Пережить здесь зиму птицы готовы рядом с незамерзающими водоемами. Гнезда пернатые устраивают в корнях деревьев вблизи них.

Небольшие птицы столь умело маскируют жилища, что стали героями легенды о камне невидимке. Наши пращуры верили, что такой кристалл подкладывают под гнездо, скрывая его от чужих глаз.

К зимующим относят и , рябчиков, куропаток. Они греются, зарываясь в сугробы. Под снегом же пернатые ищут пропитание — прошлогодние зерна и травы.

Тетерев и вовсе использует снег как теплый ночлег

В суровые морозы птицы стараются избегать полетов. Увеличивающаяся при раскрытых крыльях площадь тела приводит к большей теплопотере. Пернатое рискует замерзнуть вместо того, чтобы поймать добычу или добраться до мест с лучшей погодой.

Зимующие птицы России

Рассмотрим подробнее виды птиц, остающихся зимовать в России.

Так как на картинке выше перечислены не все виды зимующих птиц России , для полноты картины назовём их: Воробей, Вороны, Голубь, Дятел, Кедровка, Клест, Королек желтоголовый, Куропатка, Московка, Неясыть, Поползень, Рябчик, Свиристель, Синица, Снегирь, Сова белая, Сойка, Сорока, Тетерев, Филин, Чечетка, Чечевица, Чиж, Щегол, Щур.

Согласно статистическим данным, на территории России более 60 видов птиц, улетающих на зимовку в теплые края. Сезонные миграции являются прерогативой всех перелетных птиц без исключения. Переселения совершаются как на дальние, так и на довольно близкие расстояния. Чтобы понять, какие виды пернатых являются перелетными, необходимо уяснить, что их миграции зависят от того, чем они, собственно говоря, . Больше всего в природе насекомоядных птиц. Баланс им составляют плотоядные и зерноядные птицы.

С наступлением холодов все насекомые, которыми с удовольствием лакомятся многие птицы, исчезают. В связи с этим пернатым приходится улетать туда, где никогда не бывает снега, где обилие вкусных насекомых не заканчивается круглый год. К таким перелетным птицам относятся зарянки, зяблики, и, конечно же, «весенние вестницы» - ласточки.

Ласточки питаются довольно крупными насекомыми, среди которых стрекозы и майские жуки. Они вылавливают их на лету. Зимуют они на средиземноморском побережье. Любопытно, что некоторые из них вообще летят в жаркую Африку. Поэтому зимой в России ласточек встретить просто невозможно.

Зимой замерзают реки и озера, что представляет большую угрозу, например, для плотоядных цапель, питающихся лягушками и рыбой. Им тоже приходится покидать родные края. Страдают и «вегетарианцы», питающиеся травами и семенами, поскольку зимой все это покрыто белым полотном снега. Одними из самых известных «травоядных» перелетных птиц являются теплолюбивые журавли.

Если внимательно наблюдать за журавлями, то можно заметить, что уже в сентябре они готовятся к отлету. В это относительно раннее для переселения время они уже собираются в стаи. Журавли покидают родные края до самой весны, прощаясь с людьми своим красивым гортанным криком. Для полной объективности стоит отметить, что улетают не все виды журавлей. Это делают лишь те, кто вынужден гнездиться и размножаться в северных районах России.

Кто остается зимовать?

Зимовать остаются лишь те птицы, которые сумели «найти общий язык» с человеком. Их называют оседлыми. Наиболее известные из них – голуби, воробьи, синицы. Дело в том, что они приспособились питаться отходами, найденными на свалках и в мусорных баках. Кроме того, человек подкармливает их, прибегая к помощи специальных кормушек.

Птичий «компас»

Учеными доказано, что перелетные птицы прекрасно ориентируются в географии своих переселений. Они могут чувствовать не только широту, но и долготу, ориентируясь по солнцу и звездам. Это одна из версий данного птичьего феномена.

По другой версии, перелетные птицы возвращаются в места своих постоянных гнездовий, ориентируясь на магнитное поле Земли. В журнале Nature на эту тему была опубликована соответствующая статья. Кроме того, это было документально подтверждено учеными-орнитологами, которые окольцовывали перелетных птиц, а затем наблюдали их в одних и тех же местах в течение нескольких лет подряд.

Однако, несмотря на это, до сих пор среди орнитологов и исследователей нет единого мнения о работе так называемого птичьего «компаса».

Организация: МБДОУ центр развития ребенка – детский сад № 34

Населенный пункт: Приморский край, г. Владивосток

Во время занятия динамично задействовано все пространство групповой комнаты.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Время занятия: 30 минут.

Цель: Расширять и уточнять представления о живой природе. Учить наблюдать, развивать любознательность.

Задачи по образовательным областям:

Познавательное развитие:

Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах;

Способствовать самостоятельному использованию действий эксперементального характера, для выявления скрытых свойств;

Воспитывать доброе отношение ко всему живому в природе, чувство ответственности за судьбу птиц, вызвать желание заботиться о них.

Речевое развитие:

Совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы;

Упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных слов;

Активизировать словарь: зимующие, перелетные.

Художественно-эстетическое развитие:

Упражнять в раскрашивании, не выходя за контур.

Оборудование:

Иллюстрации перелетных и зимующих птиц; аудиозапись с пением птиц; мяч резиновый средний; 1 большой магнит; магниты по количеству детей; скрепки большие; раскраски с изображением птиц на каждого ребенка; семена подсолнечника, тыквы, гороха, мелкие игрушки, пробки; 2 контейнера; 4 миски; 2 условных знака на подставках; перья птиц.

Ход занятия:

Дети находятся в группе с воспитателем.

Организационный момент: (1 мин)

Проводится вводная малоподвижная хороводная игра «Маланья». По ходу игры все дети становятся в круг.

I. Введение в игровую ситуацию. (1мин)

Ребята, посмотрите, что я нашла сегодня утром, когда шла в садик

(демонстрирую детям перья различных птиц).

Дети: - Перья.

Ребята, а чьи это перья?

Дети:- Птичьи.

Верно. И мы сегодня поговорим о птицах, которые остаются с нами зимой, и вспомним тех, которые улетели.

Предлагаю сесть на стульчики.

II.Актуализация знаний. (8 мин)

А как вы думаете, зачем птицам перья?

Ответы детей.

Где же можно встретить птиц?

Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - повсюду)

Расскажите, где живут птицы?

Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - строят гнезда)

Кто скажет, чем похожи птицы?

Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - умеют летать, есть крылья)

Уже завтра наступит зима, и многие птицы улетели в теплые края. Эти птицы называются….

Ответы детей. (Обобщаю ответы - перелетные). Закрепить в речи детей - повторить 2 раза.

Ребята, а птицы, которые остаются зимовать в наших краях, как называются?

Ответы детей. (Обобщаю ответы - зимующие), повторить 2 раза.

Посмотрите, сколько птиц к нам прилетело (обращаю внимание на доску, где расположены картинки с птицами).

Вместе с детьми переходим ближе к доске. Дети рассматривают некоторое время картинки.

Каких из них вы знаете, назовите.

Ответы детей.

Птиц много. Ветерок случайно перепутал картинки всех птиц, давайте разберемся, какие из них перелетные, а какие зимующие.

Ставлю на пол два условных знака на держателях. Обговариваем каждый знак.

Ребята, посмотрите, что обозначает этот знак (на картинке №1 изображены силуэты птиц, летящих клином).

Дети: - Перелетные птицы.

Ребята, посмотрите, что обозначает этот знак (на картинке № 2 изображена кормушка для птиц).

Дети: - Зимующие птицы.

Молодцы, правильно догадались.

Давайте построимся в 2 команды. Зимующие и перелетные птицы. Возьмите все по одной картинке, внимательно рассмотрите ее и подумайте, какая у вас птица и решите к какому знаку вам нужно подойти.

Дети называют птицу на своей картинке и переходят к соответствующему знаку.

Например:

Ребенок: - У меня на картинке нарисована Ворона, это зимующая птица, я встану возле знака с кормушкой….. и т.д.

Все дети становятся возле знаков.

Молодцы! Вы правильно разделили птиц на зимующих и перелетных.

Положите картинки возле знаков. (Фото № 2)

Почему же птицы улетают на юг, как вы думаете?

Ответы детей. (Обобщаю ответы - холодно, нет пищи)

III Затруднение ситуации (1 мин)

Птиц ждет нелегкий путь на юг, но весной они возвратятся назад. Интересно, а как птицы находят дорогу на юг и обратно?

Ответы детей.

Оказывается, они ориентируются днем по солнцу, а ночью по звездам и луне. А еще, ученые установили, что птицы чувствуют магнитные поля, которые окружают Землю. Хотите узнать, как это происходит?

IV Введение нового (1 мин)

Вместе с детьми передвигаемся к столу, на котором лежат магниты в коробочке и скрепки, рассыпанные по столу.

Наша планета Земля – это огромный природный магнит. А магнит умеет притягивать.

У меня есть магнит. (Показываю детям).

Представим, что наш магнит - это Земля. А скрепки - птицы. Как вы думаете, что будет со скрепками, если поднести к ним магнит?

Дети предлагают разные варианты действия магнита.

Давайте попробуем.

V Включение нового знания в систему знаний (10 мин)

Опыт с магнитом. Дети проверяют действие магнита. Объясняют увиденное.

Видите, как скрепки тянутся к магниту. Так происходит действие магнитных сил Земли. Земля притягивает к себе птиц. (Фото № 1)

А сейчас поиграем? Я буду называть птиц. Если вы услышите название перелетной птицы – машите руками, если я назову зимующую птицу – присядьте.

Здорово! Молодцы! Садитесь на стульчики.

Поиграем?

Дидактическая игра «назови ласково».

Я буду бросать вам мяч, и называть птицу, а вы возвращайте мне мяч и называйте эту птицу ласково.

Воробей. Дети: - Воробышек.

Синица. Дети: - Синичка.

Галка. Дети: - Галчонок, галочка.

Журавль. Дети: - Журавушка. И т.д.

Молодцы!

А сейчас давайте сравним человека, животных и птиц.

У человека дети, а у птиц? Дети: - Птенцы.

У кошки шерсть, а у птиц? Дети: -Перья.

У собаки нос, а у птиц? Дети: - Клюв.

У человека руки, а у птиц? Дети: - Крылья.

Заяц бегает, а птицы? Дети: - Летают.

Корова мычит, а птицы?…..

Дети произносят разные звуки.

Какие звуки вы услышали?

Ребята, оказывается, что разные птицы произносят звуки по-разному. Вот, например:

Гуси – гогочут.

Воробей?

Ворона – каркает.

Дятел – стучит.

Кукушка – кукует.

Сова – ухает.

Сорока – стрекочет.

Соловей – поет.

Голубь – воркует.

Ласточка – щебечет.

Журавль – курлычет. И т.д.

(Можно добавить или убрать название 2, 3 птиц.)

А еще птицы могут шипеть, свистеть, галдеть и даже говорить по-человечьи.

Физкультминутка. (1 мин)

Давайте представим, что мы с вами разные птицы и каждая говорит по-своему, полетели за мной.

Дети передвигаются по группе и произносят различные звуки, одновременно выполняют действия вместе с воспитателем.

Разминка: Летели птички, собой невелички.

Как они летели, все люди глядели. Дети бегут и машут руками,

Как они садились, все люди дивились. Дети садятся на корточки,

Сели, посидели, взвились, полети.

Летели, летели, в небе песни пели. Дети бегут и машут руками.

Молодцы!

Работа в командах. (2 мин)

Ребята, а вы знаете, что едят птицы?

Ответы детей.

Правильно. Зимой птицам очень трудно находить корм, особенно во время снегопадов.

Мы с вами должны помогать пернатым друзьям пережить холодную зиму. А как мы можем помочь?

Ответы детей.

Правильно, делать кормушки, насыпать в них корм. У меня есть угощение для птиц, но мне кажется, что ветерок опять все перепутал. Давайте приготовим корм, который возьмем на прогулку и покормим птиц.

Дети вместе с воспитателем переходят на ковер.

Вот задание команде девочек.

А вот задание команде девочек.

Дети перебирают семена, камни, пуговицы и т.д. лакомство для птиц в одну миску, игрушки и другие предметы в другую миску.

Молодцы, ребята. Птицам понравится ваше угощение. (Фото № 3)

Я знала, что вы справитесь, и подготовила для вас стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц».

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Рефлексия. (3 мин)

Еще у меня для вас есть раскраски. Рассаживайтесь за столы.

Раздаю детям раскраски. Дети раскрашивают птиц.

Работа индивидуально. (Фото № 4)

Как называется твоя птица? (Угадай по контуру). Она перелетная или зимующая? Какого цвета карандаши тебе понадобятся?

V Осмысление (Итог) (1- 2 мин)

Ребята, скажите, о чем мы сегодня беседовали? Что нового узнали? Кому помогли? (Дети осмысливают свои действия, фиксируют достижение цели.)

- Мне очень понравилось, как вы сегодня слаженно работали в командах, как дружно играли.

А теперь

Воспитатель развешивает готовые работы на магнитной доске, просит детей подойти.

Воспитатель просит детей оценить свою работу и работы других ребят.

Хвалит детей, отмечая интересные особенности работы каждого ребенка.

Список использованной методической литературы:

О.С.Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников», Сфера, 2015

О.С.Ушакова «Придумай слово», Москва: Просвещение, 1996

О.И.Крупенчук «Научите меня говорить правильно», Литера, 2015

О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», Мозаика-Синтез, 2014

Хрестоматия для детей старшего возраста, Москва, 2000гО.А. Скоролупова «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста» Москва, 2016г

О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» (опыты и эксперименты для дошкольников) Сфера 2016

Интернет ресурсы.


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх