Качестве основной цели ее деятельности. Образовательные программы: понятие, виды

На основании анализа целей и задач организации, уже имеющихся информационных ресурсов и планов их развития, групп потенциальных пользователей, а также ресурсов, доступных для разработки и эксплуатации ИС, можно сформулировать цели ИС. При этом целесообразно учесть изменения целей, задач и ресурсов на несколько лет вперед.

Можно предложить следующие возможные варианты основной цели эксплуатации ИС:

    Сбор, анализ и доведение для пользователей, в удобной для них форме, наиболее качественной и подробной информации по интересующей их области (для случая маркетинговой ИС - о рынках и товарах, с которыми работает организация) при заданных ресурсах на разработку и эксплуатацию ИС;

    Сбор, анализ и доведение до пользователей информации по заданной области, позволяющей проводить анализ с заданной точностью.

На взгляд автора, вариант 1) более распространен, т.е. когда примерные расходы на ИС уже заданы и требуется разработать информационную систему, наиболее эффективную с точки зрения поставленных целей. Для варианта 2) максимальные размеры используемых для ИС ресурсов, конечно, тоже ограничены.

Цели предприятия и ИС требуется согласовать очень хорошо, а также прикинуть их возможные изменения на несколько лет вперед.

Цель разработки ИС может быть примерно следующая: “Разработать ИС, позволяющую собирать, анализировать и доводить для пользователей наиболее качественную и подробную информацию по заданной области предметной области (для случая маркетинговой ИС - о рынках и товарах, с которыми работает организация)”.

Определение основных задач ИС

После определения целей ИС составляется перечень основных задач на этап эксплуатации ИС. В качестве направлений, по каждому из которых составляются списки конкретных задач, можно отметить:

    сбор, анализ и доведение информации до каждой группы пользователей;

    контроль эффективности функционирования ИС;

    текущую доработку ИС.

Для конкретной ИС целесообразно указать (без детализации) конкретные задачи, которые должна решать эта система в течении следующих нескольких лет – какую информацию собирать, в каком виде и как часто распространять. Все эти моменты уникальны для каждой конкретной ИС.

В качестве основных задач ИС по сбору, анализу и распространению информации, стоит отразить:

    Примерный перечень собираемой информации;

    Основные формы представления информации (базы данных, сайт в Internet, печатные справочники, CD-ROM);

    Для каждого вида информации надо указать:

    Ожидаемые объемы информации и требования к ее качеству;

    Примерную периодичность обновления;

    Основные виды анализа этой информации;

    Основные формы, в которых эта информация будет доводиться до пользователей, а также периодичности их выпуска.

Определение критериев оценки эффективности ИС

После установления целей ИС и примерных задач на следующие несколько лет, очень важно разработать и согласовать критерии оценки эффективности ее функционирования.

Эти критерии для организаций, собирающих информацию для своих нужд или же для продажи, будут различны. В зависимости от целей организации возможны несколько различных вариантов критериев:

1) Собираемая в рамках ИС информация предназначена для самой организации

При этом объективными критериями оценки функционирования информационной системы является количество и качество собранной информации, а также ее соответствие потребностям пользователей .

2) Собираемая в рамках ИС информация предназначена для продажи

При этом критерием будет доход от продаж собранной информации и связанных с этим услуг.

3) Сама ИС разрабатывается под конкретный заказ

При этом разработчик заинтересован в достаточно эффективном, с точки зрения заказчика, функционировании ИС и в своем доходе от этого.

Предварительная оценка ресурсов

На данном этапе проводится примерная оценка и сравнение имеющихся и требуемых ресурсов. В качестве ресурсов имеются в виду финансы, кадры, технические и программные средства, отдельно на разработку и на эксплуатацию ИС.

Также следует оценить время, отведенное на разработку ИС и ожидаемое время ее эксплуатации, а также периоды, на которые его целесообразно делить. На каждый такой этап проводится подробное планирование, а после его завершения - контроль эффективности выполнения этапа. На взгляд автора, длительность таких периодов целесообразно взять равной 6-ти месяцам.

Не рекомендуется браться за разработку ИС, которые с точки зрения руководства организации, должны были начать работу еще “вчера” и при явно недостаточных ресурсах на разработку и эксплуатацию. Это говорит о полном отсутствии планирования, особенно стратегического, а также о наплевательском отношении к разработке ИС. При слишком небольшом времени, выделенном на разработку ИС, вряд ли удастся правильно ее спланировать и разработать, что неизбежно приведет к проблемам во время эксплуатации.

Необходимо выявить, какие имеющиеся ресурсы руководство организации готово выделить на разработку и эксплуатацию ИС. В качестве таких ресурсов в первую очередь стоит отметить:

    время, имеющееся на разработку ИС – обычно несколько месяцев;

    персонал, который может быть задействован на разработку и на эксплуатацию ИС;

    имеющиеся и/или предполагаемые для разработки ИС технические и программные средства, а также линии связи;

    финансы, которые предполагается потратить на привлечение внешних организаций и экспертов к разработке ИС, на закупки информации и другие задачи, связанные с разработкой и эксплуатацией ИС;

    другие ресурсы – помещения для службы эксплуатации ИС и др.

После выявления предполагаемых ресурсов на разработку и эксплуатацию ИС, целесообразно на основе имеющегося опыта и экспертных оценок дать приближенную оценку минимальных и желательных затрат на разработку и эксплуатацию ИС.

Требуется также определить, на какие технические и программные средства стоит ориентироваться при проектировании системы сбора и распространения информации.

Персональные компьютеры сейчас стали достаточно мощными, поэтому, как правило, для хранения баз данных будет достаточно одного или нескольких современных компьютеров. Для ввода информации и работы с ней их может требоваться гораздо больше.

В качестве средства распространения информация можно использовать Web-сайт в сети Internet или во внутренней сети вашей организации (Intranet). Это особенно удобно для распространения информации по другим организациям и/или по находящимся в других регионах подразделениям вашей организации. Затраты на распространение больших объемов информации по многим пользователям в этом случае могут быть существенно меньше, чем при других способах распространения информации, а оперативность распространения данных – наиболее высокая.

Попытаемся дать грубую оценку экономической эффективности внедрения маркетинговой информационной системы (МИС). Использование такой системы, по оценкам автора, позволит увеличить доходы фирмы на 15-20%. Соответственно, общие затраты на разработку и эксплуатацию МИС не должны превышать возможного увеличения доходов фирмы, а лучше, если они составят процентов 5 от текущих доходов.

Работу по разработке и эксплуатации МИС целесообразно рассматривать как работу центра затрат, т.е. подразделения, необходимого для фирмы, но непосредственно не приносящего прибыли. Целесообразно устанавливать бюджет работы такого центра и оценивать его работу по заранее установленным критериям, в первую очередь – количеству и качеству собираемой информации, а также ее соответствия потребностям пользователей.

Целевую функцию информационного центра, эксплуатирующего МИС, можно определить как “сбор, анализ и доведение до пользователей информации о рынках и товарах (услугах), с которыми работает фирма”. Более детальный список видов информации, доводимой МИС до пользователей: потребители, конкуренты, товары, рынки, цены.

Например, при доходах в 200 тыс. $ в год (средняя или малая фирма), на МИС можно потратить 5% - 10 тыс. $ (до 30 тыс. по максимуму). На эти деньги можно платить зарплату не более 1-2 человекам и содержать несколько компьютеров. Это достаточно только для небольшой ИС, обрабатывающей достаточно небольшие объемы информации . Поэтому, учитывая затраты на разработку и поддержку ИС, маркетинговые информационные системы более эффективны для достаточно больших организаций.

После оценки предполагаемых и требуемых на разработку и эксплуатацию ресурсов, проводится их сравнение по каждому из ресурсов. Если хотя бы по одному из ресурсов оценка требуемых ресурсов будет в 2 или более раз больше предполагаемых, то до перехода к более детальному планированию ИС, следует обсудить эти расхождения с руководством организации или другими заказчиками ИС.

Определение допущений и рисков

На данном этапе желательно приближенно оценить использованные при предварительной оценке ИС допущения, а также возможные риски во время разработки и эксплуатации ИС.

В качестве типового допущения обычно предполагается, что ресурсы на разработку и эксплуатацию ИС будут выделяться своевременно и в нужном объеме.

Возможным риском является случай, когда руководство предполагает разработать ИС, работающую в сети Internet, силами своих сотрудников, а среди них специалистов, имеющих опыт разработки систем в Internet, нет.

Целесообразно проанализировать возможные проблемы, а также наиболее типичные ошибки, часто допускаемые сейчас российскими фирмами:

    недостаточное планирование разработки и эксплуатации ИС. Часто отсутствуют даже согласованные между разработчиками и руководством организации цель и критерии оценки эффективности ИС;

    небрежное отношение к обновлению информации, что приводит к быстрому ухудшению ее качества и недоверию пользователей ко всей ИС в целом;

    слишком маленькие или слишком большие ресурсы на разработку ИС.

В качестве рисков можно отметить также высокую нестабильность ситуации в РФ.

Согласование результатов анализа

На данном этапе проводится согласование результатов предварительного анализа ИС с руководством организации и другими заинтересованными лицами – в первую очередь с группами потенциальных пользователей ИС.

Результаты анализа целесообразно оформить в письменном виде. В первую очередь важно составить резюме проекта по разработке и эксплуатации ИС. На взгляд автора, достаточно удобно для оформления резюме использовать форму, предложенную для предварительного анализа проектов в одной из лучших книг по управлению проектами /2/. Далее приводится разработанное автором резюме проекта по разработке ИС.

Пожалуй, целесообразно сразу предложить несколько вариантов ИС, различающихся набором функций и затратами на разработку и эксплуатацию системы:

    базовый вариант ИС;

    более дешевый вариант, с меньшим набором функций;

    более дорогой вариант ИС, с расширенными возможностями.

После согласования результатов анализа и выбора варианта реализации ИС, проводится детальное планирование проекта по разработке и эксплуатации ИС.

Рассмотрим в качестве примера задачу создания ИС, в которой собраны описания источников информации по/для МП во всех регионах РФ:

Проблема/возможность:

Недостаточность имеющейся информации по развитию МП в регионах РФ и по региональным информационным ресурсам по/для МП. Вся эта информация разбросана по сотням различных источников и собрать ее весьма сложно, а поддерживать эту информацию в актуальном состоянии – еще сложнее.

Цели и задачи организации : сбор, анализ и распространение информации по состоянию МП в России, проведение исследований в этой области.

Имеющиеся заделы :

    Собрана существенная часть информации - адреса структур поддержки МП, статистика по МП, описание ряда региональных серверов и источников информации по/для МП, ряд документов по МП;

    Разработаны базы данных для хранения всех перечисленных видов информации;

    Разработана структура представления этой информации в Internet;

    Разработан макет программного обеспечения для генерации всей перечисленной информации в виде печатного каталога;

    Выпущен каталог региональных информационных ресурсов по/для МП, для создания которого использованы все перечисленные выше технологии;

    Имеются следующие технические и программные средства: …

Группы потенциальных пользователей ИС : федеральные и региональные структуры поддержки МП, в меньшей мере сами МП.

Ресурсы, предполагаемые на разработку и эксплуатацию ИС : …

Цель ИС:

Собрать и сделать доступными для структур поддержки МП и самих МП региональные информационные ресурсы по МП.

Задачи ИС:

    В ИС должна быть включена основная информация по текущему состоянию МП в каждом из регионов РФ, а также описания региональных информационных ресурсов по МП;

    Информация должна быть собрана в виде баз данных, выставлена на сайт в сети Internet, выпущена в виде печатного каталога и на CD-ROM;

    Печатный каталог должен быть отпечатан в типографии в количестве … экземпляров и не позднее …

    CD-ROM должен быть подготовлен в количестве … экземпляров и не позднее …

    Информация каталога на сайте в Internet должна обновляться не реже раза в 6 месяцев.

Любому потребителю, вне зависимости от его социального статуса, дохода, возраста и прочих факторов, необходимо получать качественный товар или услуги. Специально для этого была разработана система правил и методик, дающих возможность всегда поддерживать качество на стабильно высоком уровне. И отвечает за это система менеджмента качества.

Система менеджмента качества — это специализированная система, разработанная для организации, используемая с целью формирования целей и политики ее деятельности в сфере качества продукции/услуг, а также достижения поставленных задач. Если объяснять в более доступной форме, основной задачей СМК является обеспечение высокого качества реализовываемых товаров или услуг, адаптируя его под ожидания заказчиков. Тем не менее, основной задачей является далеко не контролирование, а разработка специальной системы, способствующей предотвращению появления новых ошибок, способных негативно сказываться на продукции или работах.

Виды СМК

Система менеджмента качества в организации разделяется на две категории:

  • Универсальная. Ее особенность заключается в том, что любое предприятие получает возможность использовать ее принципы на практике, вне зависимости от того, насколько большая компания, чем конкретно она занимается, где именно она это выполняет и так далее;
  • Отраслевая. Суть сводится к тому, что СМК разрабатывается под конкретный тип организации. Например, есть отраслевые стандарты для аэрокосмических компаний, телекоммуникационных студий, сельскохозяйственных предприятий и так далее.

Цель, задачи и тактика менеджмента качества

Целей и задач бывает много, исходя из того, какая именно система менеджмента применяется на практике. Обычно они сводятся к тому, что руководитель разрабатывает единую систему, которая будет работать на предприятии, предотвращая совершение ошибок, способных негативно сказаться на качестве продукции или эффективности выполнения заказов. Тактику СМК: система должна давать гарантию соответствия продукции требованиям отечественным или международным стандартам, действующим на данный момент.

Достичь положительного результата можно при условии, если рабочее состояние системы менеджмента поддерживается на постоянной основе, и если она создается для регулярного повышения эффективности продуктов, учитывая потребности каждой из сторон.

На практике сложились специальные принципы системы менеджмента качества, дающие предприятию возможность эффективно развиваться. К таковым относятся следующие:

  • организация фокусируется на заказчиков;
  • руководитель является лидером всей команды;
  • для достижения цели вовлекают людей, повышая тем самым производительность предприятия;
  • применяется процессный подход;
  • применяется системный подход к ведению работ по управлению предприятием (см. );
  • качество постоянно улучшается;
  • решения принимаются только на основе полученной фактической информации;
  • между компанией и поставщиками имеются налаженные деловые отношения на взаимовыгодной основе (см. ).

Игнорируя принципы менеджмента качества, предприятие вскоре столкнется с негативными последствиями – падением уровня востребованности, потерей целевой аудитории и так далее.

Основные составляющие менеджмента качества

Любая система менеджмента качества на предприятии включает в себя такие элементы:

  • Организация – совокупность специалистов и финансово-технических средств, где распределяются взаимоотношения, степень ответственности и полномочия;
  • Процесс – количество взаимодействующих и взаимосвязанных между собой элементов, предназначенных для решения локальных или глобальных задач;
  • Документ – значимые сведения, которые размещаются на электронном или бумажном носителе;
  • Ресурсы – все то, без чего не обходится менеджмент качества на предприятии.

В стандарте ISO 9000 отражается идеология менеджмента качества в целом, выступающая в качестве полноценной базы для создания и развития СМК в любых организациях вне зависимости от ее величины и сферы деятельности. Практика показывает, что соблюдение требований ISO 9000 дает возможность представить собственные товары или услуги в выгодном для организации свете. Если продукция или работы, которые выполняют сотрудники, сертифицированы по ISO 9000, это прямое свидетельство того, что внутри проводится жесткий менеджмент качества. Соответственно, товар имеет хорошие характеристики.

Популярные направления менеджмента качества

Основные направления являют собой такие процессы, как:

  • интеграция СМК по ряду рабочих аспектов;
  • реализация решений для конкретной отрасли для уже имеющихся систем качества;
  • реализация проверенных временем тактик управления;
  • доработка СМК в соответствии с рекомендациями профильных стандартов;
  • максимальный упор на повышение качества выполнения организационных процедур в соответствии с особенностями определенной модели.

Многие задаются вопросом касательно того, для чего вообще нужно получать сертификат и запускать процедуру проверки. Если успешно пройти сертификацию, на практике это будет означать, что эффективность системы менеджмента качества, используемой на предприятии, находится на высоком уровне. Напоминание потребителям об успешной сертификации позволяет вызывать у них доверие. При обнаружении несоответствий формируется перечень обнаруженных проблем и определяются пути их решения.

Как оценивается качество продукции?

Чтобы оценка системы менеджмента качества соответствовала требованиям, поставленным руководителем, необходимо инициировать процедуру проверки качества товаров/услуг. Для этого независимые эксперты берут на пробу небольшую партию товара и проводят лабораторные исследования. После получения результатов они сравниваются с указанными в стандартах. Получить сертификат соответствия продукции можно только в том случае, если все показатели соответствуют требуемым значениям.

Основные требования к менеджменту качества

Чтобы менеджмент качества на предприятии соответствовал поставленным требованиям, необходимо предварительно убедиться в том, что:

  • техническое качество продукции соответствует установленным требованиям;
  • компания уверенно адаптируется под новые изменения в плане качества продукции, диктуемые рыночными условиями;
  • специалисты полностью проинструктированы, имеют профильный опыт, что дает им возможность бесперебойно и беспроблемно выполнять возложенные задачи;
  • компания постоянно ведет поиски новых поставщиков для получения возможности выхода на новые рынки (см. ) Это, в свою очередь, способно положительно сказываться на темпах наращивания целевой аудитории и получения прибыли.

Организация по определению – это группа людей с осознанными общими целями. Организацию можно рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет людям выполнить то, что они не могут выполнить индивидуально.

Цели – это конечные состояния системы (в данном случае организации и ее элементов), которое стремиться добиться группа, работая вместе. В процессе планирования руководство разрабатывает цели и сообщает их членам организации. Этот процесс представляет собой мощный механизм координирования, потому что он дает возможность членам организации знать, к чему они должны стремиться.

У организации могут быть разнообразные цели; особенно это касается организаций различных типов. Например, организации, которые занимаются бизнесом, сосредоточены главным образом на создании определенных товаров или услуг в рамках специфических ограничений – по затратам и получаемой прибыли. Эта их задача отражена в таких целях, как рентабельность (прибыльность) и производительность. Государственные органы, некоммерческие учебные и научные учреждения, больницы не стремятся получать прибыль. Но их волнуют затраты. И это находит отражение в наборе целей, сформулированных как предоставление конкретных услуг в рамках определенных бюджетных ограничений. Однако лежащие в их основе этические понятия в сочетании с острым чувством социальной ответственности зачастую являются скорее философией конкретных организаций, чем их природы как коммерческих или некоммерческих организаций.

Это разнообразие направлений деятельности простирается дальше, поскольку крупные организации имеют много целей. Для того, чтобы получить, например, прибыль, предприятие должно сформулировать цели в таких областях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор руководителей и даже социальная ответственность, – то есть в каждой функциональной области, о которой говорилось выше. Некоммерческие организации также имеют разнообразные цели, но они, вероятно будут уделять большее внимание социальной ответственности. Ориентация, определяемая целями, пронизывает все последующие решения руководства.

Таким образом, любая организация ставит перед собой множество целей, разных по значимости, срокам их достижения и охвату персонала, занятого их достижением. Одни цели устанавливаются для всей организации в целом и на их достижение затрачиваются практически все имеющиеся ресурсы. Другие же определяются только для какой-то функциональной области, третьи – для конкретного человека или определенной группы людей.

Поэтому все многообразие целей, как правило, разделяют на четыре категории по степени охвата целью персонала организации и горизонту, на который эти цели определяются.

К первой категории относится только одна цель, называемая миссией организации. Миссия – это основная общая цель организации, четко выраженная причина ее существования. Все остальные цели вырабатываются для осуществления этой миссии.

Значение миссии, которая формально выражена и эффективно представлена сотрудникам организации, невозможно преувеличить. Выработанные на ее основе цели служат критериями для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Если руководители не знают, какова основная цель их организации, то у нее не будет логической точки отсчета для выбора наилучшей альтернативы.

Без определения миссии как ориентира руководители имели бы в качестве основы для принятия решения только свои индивидуальные ценности. Результатом мог бы быть скорее огромный разброс усилий, а не единство целей, имеющее существенное значение для успеха организации. Неудивительно, что такие исключительно преуспевающие организации, как IBM, Ford, Delta Air Lines, McDonalds, Sony Corporation, Kodak и Гарвардский университет, имеют формально выраженную, ясно изложенную формулировку миссии.

В качестве примера можно привести формулировку миссии одного из крупнейших финансовых учреждений США – компании Son Banks: «Миссия компании Son Banks заключается в содействии экономическому развитию и благосостоянию сообществ, обслуживаемых компанией, путем предоставления гражданам и предприятиям качественных банковских услуг таким образом и в таком объеме, которые соответствуют высоким профессиональным и этическим стандартам, обеспечения справедливой и соответствующей прибыли акционерам компании и справедливого отношения к сотрудникам компании».

Миссия известной японской фирмы Sony Corporation заключается в том, чтобы посредством высокотехнологичных разработок, инновационной деятельности в сфере производства и организации сплоченного трудового коллектива удовлетворить потребности покупателей в мировом масштабе.

Рассматривая миссию фирмы с точки зрения определения основных потребностей потребителей и их эффективного удовлетворения, руководство фактически создает клиентов для поддержания организации в будущем. Если предприятие берет на себя миссию создания клиентов, оно также получит прибыль, необходимую для своего выживания, если конечно, исключить плохое управление при осуществлении этой миссии. Аналогичным образом, если некоммерческая или общественная организация последовательно работает над удовлетворением потребностей своего круга потребителей, она обязательно должна получить поддержку, которая ей необходима для продолжения своей деятельности.

Итак, как уже было сказано, миссия – это основная общая цель организации. Для ее осуществления, собственно, и существует сама организация. Деятельность каждого члена организации направлена в первую очередь на реализацию ее миссии.

Другие общие цели , за исключением миссии, образуют вторую категорию целей. В отличие от миссии, цели этой категории, хотя и разрабатываются для организации в целом, имеют ярко выраженную функциональную направленность. Так же, как и миссия, они разрабатываются на длительную перспективу, но, вместе с тем, они обязательно увязываются с имеющимися ресурсами и имеют четкую ориентацию во времени, горизонт прогнозирования (то есть для каждой цели должно быть определено, к какому периоду времени, к какой дате эта цель должна быть достигнута).

Общие цели устанавливаются для каждой функциональной области, однако, перечень таких функциональных областей может быть различным. Поэтому в каждой конкретной организации формируется собственный набор общих целей. Он разрабатываются для каждого вида деятельности, который, по мнению компании, является важным и выполнение которого она захочет наблюдать и измерять.

Например, общими целями в области маркетинга могут быть увеличение доли рынка до определенного процента в течение определенного периода, обеспечение продажи какого-либо объема товара, завоевание какой-то определенной потребительской аудитории (опять-таки, за четко обозначенный период времени) и т.д. Общие цели в управлении персоналом могут выражаться в таких количественных показателях, как число невыходов на работу, опозданий, количество часов профессионального обучения, размер заработной платы и т.д.

Третью категорию целей образуют специфические цели , которые разрабатываются по основным видам и направлениям деятельности в рамках общих целей для каждой функциональной области. Между общими и специфическими целями существует ряд различий прикладного характера, что и обусловило их выделение в отдельную категорию. Во-первых, специфические цели разрабатываются, как правило, на более короткий срок, чем общие. Во-вторых, в рамках каждой общей цели разрабатывается несколько специфических, и если общие цели устанавливаются для каждой функциональной области в целом, а нередко их достижением занимается несколько функциональных областей, то реализацией специфических целей занимаются отдельные подразделения в рамках одной функциональной области. Достижение специфических целей всеми функциональными подразделениями обеспечивает и достижение общей цели.

Специфические цели могут быть двух типов. Одни являются детализацией общих целей (или других специфических целей более высокого уровня), а другие представляют собой эквиваленты критериев достижения этих целей. Например, в рамках такой общей цели, как увеличение доли предприятия на рынке косметической продукции Украины к началу следующего года, могут быть разработаны следующие специфические цели: «Увеличение доли предприятия на рынке косметической продукции Луганской области на 8% к 1 октября нынешнего года» и Увеличение времени трансляции рекламы продукции предприятия на украинском национальном телевидении на 20% до 1 сентября текущего года». В первом случае специфическая цель представляет собой детализацию общей цели, а во втором – является одним из критериев ее достижения.

Цели подразделений в различных организациях, которые имеют сходную деятельность, будут ближе между собой, чем цели подразделений одной организации, занимающихся различными видами деятельности. Например, цели отдела маркетинга корпорации Sony будут ближе к целям такого же отдела компании Proctor & Gamble, чем к целям производственного отдела самой Sony, и могут заключаться, скажем, в увеличении потребительской аудитории на 15% в следующем году.

Из-за различий в специфических целях подразделений руководство должно принимать усилия по их координации. Основными направляющим моментом при этом следует считать общие цели организации. Цели подразделений должны внести конкретный вклад в достижение целей всей организации, а не вступать в противоречие с целями других подразделений.

Четвертая, последняя категория целей – это задачи. Задача – это краткосрочная цель, строго ограниченная во времени и других ресурсах и выполняемая одним или несколькими определенными членами организации заранее определенным способом. Возникновение задач связано с углублением разделения труда в организации и появлением специализации отдельных работников в рамках одного подразделения. С исторической точки зрения, изменения в характере и содержании задач были тесно связаны с эволюцией специализации. Специализация задач повышает прибыль, потому что увеличение производительности снижает затраты на производство. С технической точки зрения, задачи предписываются не работнику, а его должности. В соответствии с принятой структурой организации каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации (подробнее об этом будет сказано ниже).

Все задачи организации направлены на работу с ресурсами и в соответствии с этим делятся на несколько категорий. Это работа с людьми (человеческими ресурсами), капиталом (финансовыми ресурсами), предметами (материальными ресурсами) и информацией (информационными ресурсами). Например, на обычном заводском конвейере работа людей состоим из работы с предметами. Задачи же мастера – это, в основном, работа с людьми.

Чтобы лучше понять различия между миссией, общими, специфическими целями и задачами, в таблице 2 приведены их основные особенности.

Таблица 1 Характеристики целей организации

ХАРАКТЕРИСТИКА МИССИЯ ОБЩИЕ ЦЕЛИ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ЗАДАЧИ
1. По уровням управления
1. Организация в целом Единая миссия на неопределенный срок Несколько целей на длительную перспективу
2. Функциональная область Единая общая цель или частичное достижение нескольких целей Несколько целей в средне- и краткосрочном аспекте
3. Подразделение Одна или несколько целей, как правило краткосрочных Несколько задач для отдельных работников или групп
4. Работник или малая группа Одна или несколько взаимосвязанных задач
2. По элементам характеристики
1. Горизонт определения цели Не определен Долгосрочный и среднесрочный Среднесрочный и краткосрочный Краткосрочный
2. Уровень обеспечения реализации Организация в целом Одна или несколько функциональных областей Одно или несколько подразделений Отдельный работник или малая группа
3. Количество устанавливаемых целей в определенный момент времени Одна для всей организации Одна для функциональной области или несколько для нескольких областей Одна для подразделения или несколько для нескольких подразделений Одна для работника или несколько для малой группы
4. Число уровней целей Один для всей организации Несколько для организации и один для функциональной области Несколько для функциональной области и один для подразделения Несколько для подразделения или малой группы и один для конкретного работника

Конференции


О некоторых аспектах правового положения образовательной организации, реализующей программы в области искусств

В соответствии с ч. 5 ст. 77 Федерального закона 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, а также лиц, добившихся успехов в учебной деятельности, научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности и физкультурно-спортивной деятельности, в образовательных организациях создаются специализированные структурные подразделения, а также действуют образовательные организации, имеющие право реализации основных и дополнительных образовательных программ, не относящихся к типу таких образовательных организаций. Следовательно, нетиповыми образовательными организациями являются организации, которые реализуют основные и дополнительные образовательные программы, не относящиеся к типу таких образовательных организаций.

Порядок комплектования указанных специализированных структурных подразделений и указанных нетиповых образовательных организаций обучающимися устанавливается учредителями соответствующих образовательных организаций с учетом уровня и направленности реализуемых образовательными организациями образовательных программ, обеспечивающих развитие интеллектуальных, творческих и прикладных способностей обучающихся в образовательных организациях.

Особенности организации и осуществления образовательной деятельности по основным и дополнительным образовательным программам для граждан, проявивших выдающиеся способности, а также граждан, добившихся успехов в учебной деятельности, научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности и физкультурно-спортивной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, имеющими указанные специализированные структурные подразделения, и нетиповыми образовательными организациями, определяются в соответствии порядком организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования, который устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. В настоящее время Минобрнауки России принято 9 таких порядков. Среди них: Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» и др.

Требования к деятельности любой образовательной организации, разделение их на типы установлены в ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Так, в Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

3) профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;

4) образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

1) организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

2) организация дополнительного профессионального образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

Перечисленные образовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности. Так, в отношении общеобразовательных организаций Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что они могут реализовывать образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения. Иные программы, в том числе программы профессионального образования общеобразовательная организация реализовывать не имеет права. Для того, чтобы образовательная организация, основной уставной целью которой является реализация программ общего образования, могла реализовывать иные образовательные программы (кроме программ дошкольного образования, дополнительных общеобразовательных программ и программ профессионального обучения), она должна иметь статус нетиповой образовательной организации. Именно нетиповые образовательные организации имеют право реализации основных и дополнительных образовательных программ, не относящихся к типу таких образовательных организаций.

Согласно ст. 75 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы, причем дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей. В силу это общеобразовательная организация вправе реализовать дополнительные предпрофессиональные программы и без получения статуса нетиповой. Что касается вопроса о возможности зачисления детей в школу по итогам прослушивания, то согласно приказу Минкультуры России от 14.08.2013 № 1145 «Об утверждении порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств» прием на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств проводится на основании результатов индивидуального отбора , проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы творческие способности и физические данные.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и ст. 11 Закона Санкт-Петербурга от 17.07.2013 № 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге» создаются нетиповые государственные организации, например: Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных». Согласно Закону Санкт-Петербурга от 11.05.2006 № 223-35 «О государственных унитарных предприятиях Санкт-Петербурга, государственных учреждениях Санкт-Петербурга и иных коммерческих и некоммерческих организациях, учредителем (участником, акционером, членом) которых является Санкт-Петербург» Правительство Санкт-Петербурга учреждает, реорганизует и ликвидирует предприятия и учреждения, включая нетиповые образовательные организации .

Согласно ст. 83 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в области искусств реализуются интегрированные образовательные программы в области искусств. Однако в Федеральном законе четко указано, что это - образовательные программы среднего профессионального образования , - следовательно, общеобразовательная организация, не имеющая статус нетиповой образовательной организации, не вправе их реализовывать.

В настоящее время согласно ст. 60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» существует строго ограниченное видовое разнообразие документов об образовании:

  • основное общее образование - аттестат об основном общем образовании;
  • среднее общее образование - аттестат о среднем общем образовании;
  • среднее профессиональное образование - диплом о среднем профессиональном образовании;
  • высшее образование - бакалавриат - диплом бакалавра;
  • высшее образование - специалитет - диплом специалиста;
  • высшее образование – магистратура - диплом магистра;
  • высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации, - диплом об окончании соответственно аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки);
  • повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования - удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке;
  • присвоение разряда или класса, категории по результатам профессионального обучения - свидетельство о профессии рабочего, должности служащего;
  • лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, - свидетельство об обучении;
  • лицам, освоившим дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и успешно прошедшим итоговую аттестацию, - свидетельство об освоении этих программ.

Нетиповая образовательная организация может выдавать дипломы о среднем профессиональном образовании, а общеобразовательная организации – нет.

В настоящее время отсутствуют юридические основания, препятствующие общеобразовательной организации реализовать адаптированные образовательные программы. Согласно ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой. Следовательно, речь идет о любой образовательной программе любого уровня образования.

Согласно ст. 27 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, включая общежития, интернаты и т.д. Для этого не требуется получения статуса нетиповой образовательной организации.

Вывод:

Необходимость создания нетиповой образовательной организации обусловлена тем, что реализацией интегрированных программ и иных программ среднего профессионального образования общеобразовательная организация заниматься не имеет права. В ст. 83 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” однозначно указано: Интегрированные образовательные программы в области искусств реализуются в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в очной форме обучения. Если акты субъекта Российской Федерации это игнорируют, то на них нельзя ориентироваться. Первостепенное значение имеют нормы Федерального закона.

Статья 23. Типы образовательных организаций

  • проверено сегодня
  • закон от 12.05.2019
  • вступила в силу 30.12.2012

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Сравнить с редакцией статьи от 30.12.2012

Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

  • 1) дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели её деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
  • 2) общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели её деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
  • 3) профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели её деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;
  • 4) образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели её деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

  • 1) организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели её деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
  • 2) организация дополнительного профессионального образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели её деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:

  • 1) дошкольные образовательные организации - дополнительные общеразвивающие программы;
  • 2) общеобразовательные организации - образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;
  • 3) профессиональные образовательные организации - основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;
  • 4) образовательные организации высшего образования - основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;
  • 5) организации дополнительного образования - образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;
  • 6) организации дополнительного профессионального образования - программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

Наименование образовательной организации должно содержать указание на её организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх