Организация горячего питания в образовательном учреждении. Чем регламентируется организация питания в учреждении дополнительного образования? Требования к сотрудникам пищевого блока

Организация питания в школе является важнейшей частью качественного образования детей. Для учеников начальных, средних и старших классов ввиду их повышенной активности на уроках и переменах требуется большое количество питательных веществ. И такие значительные энергетические затраты должны компенсироваться соответствующими горячими блюдами, ежедневно подаваемыми в образовательных учреждениях. Каковы же основные характеристики, особенности и требования к школьному питанию?

С положением об организации питания в школе можно ознакомиться подробно на официальном сайте учебного заведения или непосредственно у руководства школы.

Основные пункты положения

1. Положение и приказы устанавливаются каждым образовательным учреждением на неопределенный срок и распространяются на всех учащихся.

2. Положением гарантируется высокое качество и безопасность питания для школьника, а также удовлетворение основных потребностей его организма.

3. В каждом образовательном учреждении должен быть организован пищевой блок (столовая, буфет) для полноценного питания учащихся.

4. Рацион и режим питания должен разрабатываться согласно всем эпидемиологическим требованиям.

5. Гигиенические показатели продуктов должным соответствовать нормам Санитарно-Эпидемиологической Станции.

6. Горячее питание организовывается для каждого класса с учетом учебного режима школьников. Столы в пищевом блоке заранее накрываются.

7. Контроль питания в школе осуществляется уполномоченным лицом (лицами).

Что должно включать в себя горячее питание в школе

Калорийность, энергетическая ценность и содержание витаминов в школьном питании должны полностью соответствовать потребностям подрастающего организма. Поэтому организация питания в школе должна предоставлять учащимся первый и второй прием пищи, а также несколько перекусов.

Завтрак

Основным является горячее блюдо. Чаще всего школьникам предлагается молочная каша, творожная запеканка или омлет с различными добавками. В некоторых образовательных учреждениях также подаются мучные изделия: блины из пшеничной муки с вареньем или сметаной, оладьи, сырники. Размер порции должен соответствовать физиологическим потребностям учащихся.

Также завтрак должен содержать какую-либо закуску. Это может быть:

  • бутерброд с колбасой, маслом или сыром;
  • фруктовый или овощной салат;
  • кондитерское изделие.

Обязателен напиток (какао с молоком, горячий чай, кисель или компот).

Обед

Школьный обед содержит большее количество блюд и может быть намного разнообразней завтрака. Учащимся также должна быть предложена закуска, причем в данном случае предпочтительнее всего легкий овощной салат, возбуждающий аппетит.

Классический школьный обед должен состоять из двух блюд (не считая салата): первого и второго. На первое предлагается горячее жидкое блюдо (борщ, суп любого вида, щи, рассольник). На второе блюдо мясное или рыбное, либо из птицы. В качестве гарнира может быть использована рисовая, гречневая, кукурузная каша, макароны различных сортов, картофель или картофельное пюре, овощное рагу. Часто в порцию добавляется подливка. Школьный обед также должен содержать горячий или холодный напиток: компот, кисель, чай. К горячим блюдам предлагается пшеничный или ржаной хлеб.

Полдник

Учащимся, находящимся в школе после обеда (дополнительные занятия, секции, кружки) может быть также предложен полдник, состоящий из кондитерского изделия без добавления крема и напитка (молоко, кефир, питьевой йогурт, фруктовый или овощной сок, кисель).

Основные требования к школьному питанию

  • Организация горячего питания в школе должна обеспечивать полную безопасность предлагаемых продуктов.
  • Рацион питания учащихся должен формироваться заранее, на 20-30 дней вперед.
  • Рацион питания различных возрастных групп (7-11 лет и 12-18 лет) должен составляться отдельно с учетом требуемой питательности и калорийности продуктов.
  • Продукты должны проходить необходимую термическую обработку.
  • Недельный рацион питания должен быть разнообразным, однако возможно его повторение в конкретные дни недели (пятничное меню, субботнее меню и т. д.).
  • Блюда рекомендуется готовить непосредственно перед приемом пищи, не следует готовить продукты заранее или хранить их в холодильной камере.
  • Питание в общеобразовательных учреждениях должно быть доступным для учащихся с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, то есть следует отдать предпочтение таким способам приготовления продуктов, как варка, тушение, приготовление на пару или в духовке.
  • Настоящий рацион питания должен соответствовать составленному меню, однако при надобности допускается замена блюд другими, равноценными им по питательности и энергетической ценности.
  • Ежедневное меню может быть представлено учащимся для ознакомления, его следует вывесить перед входом в пищевой блок или непосредственно в нем.
  • Прием продовольствия от поставщиков должен сопровождаться получением необходимых документов, свидетельствующих о качестве и безопасности продукции.
  • Транспортировка продуктов в учебные заведения должна соответствовать санитарным требованиям.
  • На территории школ возможна организация дополнительных пищевых блоков: буфетов для свободного выбора учащимися пищевых продуктов и их приобретения.

Требования к сотрудникам пищевого блока

  • Необходимо постоянно носить специальную одежду (халат, фартук), головной убор и рабочую обувь.
  • Рабочая одежда и обувь должны содержаться сотрудниками в чистоте.
  • Верхняя одежда и уличная обувь оставляется в специальном помещении для персонала.
  • Сотрудники обязаны хорошо мыть руки и стричь ногти (запрещено наносить лак).
  • Запрещается курить или обедать на рабочем месте.
  • О перенесенных и сопутствующих заболеваниях необходимо сообщать руководству.
  • Каждый сотрудник пищевого блока обязан иметь должную квалификацию и необходимые документы.

Проверка организации питания в школах

Каковы же основные аспекты производственного контроля? Контроль за организацией питания в школе осуществляется на постоянной основе.

1. Контроль осуществляется уполномоченными лицами, занимающими определенную должность в органах, занимающихся санитарно-эпидемиологическим регулированием питания.

2. Вышеупомянутым лицом (лицами) осуществляется контроль за соблюдением санитарных норм и за своевременным проведением необходимых профилактических мероприятий.

3. Проверка организации питания в школах осуществляется планово, по заранее установленным программам.

4. Уполномоченным лицом проверяется документация общеобразовательного учреждения и официально оформленные результаты лабораторных исследований.

5. Также обязательной проверке подвергается соблюдение гигиенических санитарных норм сотрудниками пищевого блока (обязательно наличие медицинской шапочки, перчаток, соответствующей формы).

6. Результаты проведенного контроля должны быть переданы руководству учебного заведения и при необходимости сообщены родителям учащихся.

Требования к организации питания в школе

  • В общеобразовательном учреждении должен располагаться комбинат школьного питания или специальное отделение в пищевом блоке, в котором осуществляется хранение и приготовление пищевых продуктов.
  • Размеры помещения, число посадочных мест, а также набор посуды и столовых приборов должны соответствовать количеству учащихся в школе.
  • Для питания должны быть организованы столовые или блоки в основном здании школы или в пристроенном к ней помещении.
  • Склады для хранения продуктов нужно размещать на первом этаже здания.
  • Учащиеся школ не имеют права присутствовать в производственных помещениях пищевого блока.
  • К предварительному накрытию столов можно привлекать учеников средней школы (старше 14 лет).

Выполнение вышеуказанных требований регулируется законом об организации питания в школах. Статья 37 Закона об Образовании содержит все нормативные акты по данному вопросу.

План организации питания в школе

Учащиеся школ также должны получать образование, связанное с формированием их рациона питания. В связи с такой необходимостью в общеобразовательных учреждениях проводятся массовые мероприятия, классные часы и профилактические беседы с учащимися на тему правильного и здорового питания. Перед началом каждой учебной четверти (полугодия) разрабатывается план организации питания в школе. Основной частью его разработки является составление качественного меню и планирование поставки необходимой продукции в школу. Также составляется предварительный список мероприятий.

Например, с учениками начальной школы (1-4 класс) можно провести интересное мероприятие на тему "День правильного питания" или "Жизнь сладкоежек".

Для учеников 5-9 классов можно устроить классный час по следующим темам: "Кто такие валеологи?", "Правильное питание в школе" или "Зачем соблюдать диету?"

А для учащихся старшей школы (10-11 класс) можно устроить анкетирование "Мое питание" или круглый стол по темам: "Мы - то, что мы едим" или "Что такое быстрая еда, или почему не стоит следовать современной моде?"

Питание в школах разных стран

В заключении данной статьи хотелось бы познакомить вас с рационом питания учащихся иностранных школ. Каждое государство имеет национальные блюда и особенные пищевые привычки. Организация питания учащихся школ - актуальная задача для руководства всех развитых стран мира.

США

На данном фото изображен обычный завтрак учеников американских школ. Он состоит из зеленого горошка, куриных наггетсов с кетчупом и картофельным пюре, овсяного печенья с шоколадной крошкой и фруктового желе. По степени питательности он не уступает российскому завтраку, однако является гораздо менее полезным и сбалансированным.

Франция

Италия

Школьный завтрак в Италии значительно отличается от других. По фотографии можно определить государство, даже не владея конкретной информацией. Мы видим традиционную итальянскую пасту, запеченную рыбу, багет, салаты и виноград. Такой завтрак очень сбалансирован и полезен, поэтому с уверенностью можно сказать, что ученики итальянских школ получают нужное количество питательных веществ.

Греция

Греческий завтрак состоит из отварной курицы, особого сорта макарон (орзо), свежих фруктов и овощей и натурального йогурта. Данный завтрак полезен, питателен и насыщен витаминами и минеральными веществами.

Украина

Завтрак украинских школьников сочетает в себе закуску, основное блюдо и десерт. В качестве закуски учащимся предлагается овощной салат, основным блюдом является рис с сосисками, а на десерт - блин с вареньем. Такой полноценный завтрак может с легкостью заменить обед.

Бразилия

Бразильский завтрак отличается достаточно большим объемом порций. Также в его состав входят особенные продукты, характерные для жителей Южной Америки. Так, школьный завтрак содержит в себе бразильский рис с бобами, несколько видов салатов, цельнозерновой хлеб и традиционный жареный банан.

Горячее питания в образовательных учреждениях должно быть полноценным и сбалансированным, а также полезным, чтобы как можно меньшее количество школьников получало такие серьезные заболевания, как гастрит, панкреатит, гастродуоденит, хеликобактериоз или даже язва. Ведь в школьные годы важно оставаться здоровым, активным и способным получать качественное образование. Именно поэтому организация питания детей в школе является основой формирования интеллектуального потенциала учащихся и здорового образа жизни.

Для того чтобы открыть собственную столовую в образовательном учреждении, необходимо провести анализ всех преимуществ и рисков. Если решение будет принято в пользу такого способа, то учреждение обязано пересмотреть свой устав и создать новое структурное подразделение

Одной из дополнительных услуг, предоставляемых образовательным учреждением, является организация питания работников и пользователей. Она может осуществляться несколькими способами.

К примеру, в учреждении можно открыть столовую, организовать доставку готовых блюд или заключить договор с кейтеринговой компанией на проведение фуршетов.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: ,

Организация питания в образовательных организациях имеет свои особенности. Рассмотрим некоторые из них.

Открытие столовой в учреждении культуры

Оптимальным способом организации столовой является сдача помещения в аренду компании, предоставляющей услуги общепита. Чтобы идея стала реальностью, проводят аукцион.

Его результаты согласовываются с собственником помещения. Его роль выполняет орган власти федерального, регионального или муниципального уровня.

После согласования необходимо заключить договор аренды с организацией, выигравшей аукцион.

Законодательством не определена типовая форма такого соглашения, поэтому стоит воспользоваться образцом. В данном документе следует прописать, что имущество используется с целью организации столовой или буфета.

Иногда аукцион не проводят, и помещение сдают в аренду только согласовав с собственником. Это может быть, к примеру, если площадь, предназначенная для кафе, составляет максимум 20 квадратных метров. Все эти случаи перечислены в Законе №135-ФЗ.

Чтобы избежать каких-либо недоразумений, касающихся вопроса аренды, учреждению следует контролировать работу арендатора.

Это можно организовать таким образом:

  • не заключать . Сдав помещение на полгода, образовательная организация получает возможность удостовериться в том, что партнер действительно отвечает всем необходимым требованиям;
  • обратиться к профсоюзу с заявлением об осуществлении контроля за качеством услуг буфета;
  • создать комиссию, основной обязанностью которой будет осуществление контроля обслуживания и качества питания. В ее состав следует включить юриста-консультанта, члена профсоюза, медработника (если такой есть в учреждении). При составлении договора необходимо включить пункт о допуске комиссии на кухню столовой и ее праве осуществлять проверку, рассматривать жалобы посетителей и прочее;
  • прописать в договоре, что в случае обнаружения комиссией нескольких нарушений в работе буфета, кафе, столовой, учреждение получает право на расторжение соглашения в одностороннем порядке. Количество нарушений, которое станет основанием для прекращения действия договора, также прописывают в данном документе.

Помимо всего прочего, в договоре аренды помещения для организации столовой необходимо прописать и другие, достаточно важные моменты, например:

  • обязанность арендатора соблюдать санитарные нормы, проводить дезинсекцию, дератизацию;
  • право (или обязанность) арендодателя возмещать затраты арендатора на дезинсекцию и дератизацию.

Стоит также узнать мнение посетителей о работе столовой. Для этого нужно поручить сотрудникам составить опросники.

Их можно разложить на столах в обеденных залах. Оптимальным вариантом является размещение анкет на учреждения. После этого полученную информацию анализируют и делают выводы. Одним из вариантов анкеты может стать образец, представленный ниже:

Особенности открытия собственной столовой

Образовательная организация может открыть собственный буфет или столовую. Однако перед тем, как приступить к решению этого вопроса, необходимо выполнить анализ положительных и отрицательных сторон.

Приняв решение в пользу данного способа, следует осуществить такие действия:

  1. Проверить устав.
  2. Создать новое структурное подразделение.
  3. Оформить необходимую документацию.

Некоторые преимущества и недостатки собственной точки общепита представлены в таблице:

Одним из основных плюсов является возможность осуществления максимального контроля как за качеством продукции, так и за работой сотрудников столовой. Обеспечения работников школы бесплатным питанием будет способствовать повышению показателя средней заработной платы.

Предоставление в обязательном порядке должно быть прописано в коллективном договоре.

Основные риски заключаются в том, что учреждению придется взять на работу нескольких работников: повара, пекаря, кладовщика и других.

А это влечет за собой дополнительные расходы:

  • выплата заработной платы;
  • страховые взносы;
  • налоговые выплаты и прочее.

Помимо этого, необходимо подготовить помещение, приобрести оборудование, закупить продукты и так далее.

Стоит учесть и тот факт, что столовая может не приносить никакого дохода. Кроме материальных затрат, это влечет за собой массу дополнительных хлопот.

Ведь, чтобы столовая начала функционировать, нужно получить разрешение пожарной инспекции и заключение Роспотребнадзора. Также следует заключить договоры на проведение дезинфекции и дератизации, утилизацию и вывоз мусора.

Если учреждение открывает собственную столовую, то она должна выступать как новое структурное подразделение, деятельность которого будет отвечать целям учреждения. Поэтому нужно пересмотреть устав и удостовериться, что в него включен пункт об . Если такой пункт отсутствует, то в устав вносятся изменения.

Создание нового подразделения закрепляют приказом. Им же утверждают новую структуру образовательной организации. Дальнейшие действия зависят от источника финансирования. Если деньги поступают из бюджета, то в этом случае требуется осуществить следующие действия:

  • утвердить новое штатное расписание;
  • взять на работу новый сотрудников;
  • заключить трудовые договора.

Школа вправе перевести в этот отдел работников из других подразделений, однако, для этого нужно получить их согласие. Если же открытие столовой осуществляется за средства, полученные от приносящей доход деятельности, то новые работники принимаются на основе гражданско-правовых договоров.

Заключение договора с кейтеринговой компанией

Организация питания в учреждениях на условиях кейтеринга имеет свои особенности.

Договор с кейтеринговой компанией заключается в том случае, если образовательная организация не планирует открывать буфет или кафе, а планирует устраивать только фуршеты по случаю мероприятий.

Сотрудники компании привезут готовые блюда, подготовят столы, обеспечат , а по окончании мероприятия наведут порядок.

Для осуществления кейтеринга заключается договор возмездного оказания услуг. Его предметом являются те услуги, которые учреждение образования желает получить в ходе мероприятия.

Здесь стоит предусмотреть такие моменты, как:

  • меню;
  • количество блюд и порций;
  • нормы расхода продуктов;
  • время начала и окончания мероприятия;
  • перечень обслуживающего персонала и прочее.

В техническом задании, которое оформляется отдельным приложением к договору, представляют подробное описание.

На готовые блюда, которые привозит кейтеринговая компания, должны быть представлены сертификаты соответствия.

При готовке блюд обязательным является соблюдение государственных стандартов и технических условий. Все эти моменты необходимо предусмотреть в соглашении.

Когда кейтеринговая фирма предоставит все услуги, прописанные в договоре, составляется акт сдачи-приемки. Его можно оформлять сразу после мероприятия, а можно и раз в месяц или один раз в несколько месяцев.

Это, как правило, зависит от того, на сколько заключен договор. За качество услуг и санитарно-эпидемиологические нормы ответственность несет компания-исполнитель.

Как организовать поставку готовой еды

Школа вправе не создавать полноценную столовую или буфет. Существует более упрощенный вариант – подготовить помещение и доставлять туда готовые блюда. Для этого необходимо и подписать с ним договор.

Его обязанностью будет приготовление пищи на своем предприятии и доставка ее к месту назначения.

Выбор поставщика осуществляется с помощью проведения аукциона. Стоит учесть, что обслуживанием посетителей должны заниматься сотрудники учреждения.

Правильно организованное питание детей преддошкольного и дошкольного возраста в условиях ДОУ является важным фактором в формировании роста и развития ребенка, его здоровья не только на данный момент, но и в будущем.

Организация питания независимо от типа дошкольного учреждения и времени пребывания в нем ребенка должна базироваться на следующих принципах:

Правильная организация режима питания;

Адекватная энергетическая ценность пищевых рационов (не менее 70 %), соответствующих энерготратам детей;

Сбалансированность рациона по всем необходимым пищевым ингредиентам (белки, жиры, углеводы, витамины, макро- и микроэлементы);

Использование адекватной технологической и кулинарной обработки продуктов, обеспечивающей высокие вкусовые качества блюд и сохранность пищевой ценности продуктов;

Соблюдение всех санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к получению и транспортировке продуктов, местам и условиям их хранения, кулинарной обработке (учитывая специфику ДОУ), раздаче блюд, обработке посуды в групповых ячейках;

Осуществление ежедневного контроля за выполнением всех санитарно-гигиенических требований;

Учет (насколько это возможно в ДОУ) индивидуальных особенностей детей.

В дошкольных учреждениях ежедневно заведующий вместе с медицинским работником составляют меню-требование на основании примерно 10-дневного или двухнедельного меню. Меню представляет собой перечень блюд, входящих в дневной рацион ребенка. При составлении меню исходят из физиологических потребностей ребенка в различных пищевых веществах (см. Приложение 24 и 29).

Дети должны получать питание 4 раза в сутки с интервалами между приемами пищи не более 4 ч. Завтрак составляет 25 % от суточной энергетической ценности рациона, обед 35 %, полдник - 15-20%, ужин- 25%.

На завтрак следует давать каши, овощные пюре или другие плотные блюда, а также горячие напитки: чай с молоком, кофе, какао, на ужин лучше молочно-овощную пищу при ограниченном количестве жидкости. Обед должен включать в себя первое жидкое блюдо, второе - преимущественно мясное или рыбное, а третье - сладкое блюдо (объем порции см. в Приложении 25). В течение одного дня однородные блюда не должны повторяться. Используя один и тот же продукт в течение недели, следует варьировать приготовление из него блюд: например, картофель отварной, картофельные котлеты, картофельное пюре и т.д.

Мясные и рыбные блюда лучше подавать на завтрак и обед, молочные овощные и крупяные - на ужин, молоко, молочнокислые продукты, ягоды, фрукты, сладости, печенье - на полдник. Если отсутствуют те или иные продукты, возможна их замена равноценными (по содержанию белка и жира).

Врач или заведующий ДОУ присутствует при закладке основных продуктов и раздаче готовых блюд. Они следят за тем, чтобы при кулинарной обработке продукты не теряли своих ценных качеств, чтобы объем готовой пищи точно соответствовал количеству порций по утвержденной норме.

Перед едой дошкольники отправляются в туалетную мыть руки. Если она находится рядом с комнатой, где дети обедают, они, по мере того как вымоют руки, самостоятельно садятся за столы и начинают есть уже поданное первое блюдо. Надо следить, чтобы первыми мыли руки и садились за стол те воспитанники, которые едят медленно. Если туалетная отделена от столовой коридором, дети, вымыв руки, возвращаются все вместе в сопровождении воспитателя и садятся за стол одновременно.

В помещении, где едят дети, надо создать уютную обстановку. Скатерти или клеенки на столах должны быть чистыми, посуда, в которой подается пища, - небольших размеров, эстетичной (лучше одинаковых формы и цвета, хотя бы для каждого стола).

Готовую пищу надо раздавать сразу после ее приготовления. Это необходимо для сохранения в ней витаминов и вкусовых качеств, а также для предупреждения пищевых отравлений. Готовую пищу закрывают крышками. Витаминизация пищи проводится ежедневно в пищеблоке или групповой детского учреждения непосредственно перед раздачей.

Первые блюда в момент раздачи должны иметь температуру около 70°С, вторые - не ниже 60 °С, холодные блюда и закуски (салаты, винегрет) - от 10 до 15 °С. Разливать и раскладывать готовую к употреблению пищу надо специальными разливательными черпаками или ложками, вилками, лопаточками. Следует обращать внимание на ее кулинарное оформление: красивые, привлекательные блюда способствуют возбуждению аппетита, а значит, и лучшему усвоению пищи.

Во время приема пищи надо создать спокойную доброжелательную обстановку и поддерживать у детей хорошее настроение, так как состояние нервной системы ребенка сказывается на его аппетите. Не следует проявлять нетерпения, если дети едят медленно, запрещать им во время еды обращаться с просьбой к товарищам или взрослым, постоянно делать замечания. Это отвлекает, нервирует детей и снижает их аппетит.

Если ребенок отказывается от какого-либо полезного блюда, следует постепенно приучить его к нему, давая пищу небольшими порциями. Такого ребенка лучше посадить с детьми, которые едят пищу с удовольствием, и не принуждать ребенка, если он не может съесть всю порцию, так как рекомендуемые средние нормы не рассчитаны на индивидуальные особенности и потребности организма. Если в одно кормление он не доел свою порцию, не надо заставлять его съедать все. В случае, если ребенок систематически съедает меньше нормы, у него плохо нарастает масса тела, го следует показать врачу. Возможно, он нездоров и нуждается в изменении рациона или общего режима дня.

Часто дети не доедают предложенную им пищу, так как устают действовать самостоятельно. Взрослые должны прийти им на помощь и покормить их. Второе блюдо можно разрешить ребенку запивать компотом или киселем. Это особенно необходимо тем детям, у которых выделяется мало слюны, что затрудняет пережевывание пищи и приводит к длительной задержке ее во рту. Запивать пищу водой не следует, так как она разбавляет консистенцию пищеварительных соков. Не надо приучать детей есть много хлеба с первым и тем более со вторым блюдом (особенно с кашами, макаронами). Наевшись хлеба, они не могут полностью съесть порцию, содержащую другие полезные продукты.

Воспитание у детей гигиенических навыков приема пищи

Детей учат мыть руки перед едой, во время приема пищи правильно сидеть (не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол), пользоваться столовыми приборами. Дошкольников учат пользоваться ножом: правильно резать мясо, огурцы, помидоры. Младшим детям пищу размельчают взрослые.

Во время еды дети не должны спешить, отвлекаться, играть обеденными приборами, набивать полный рот пищей и разговаривать при этом и т. п. Воспитатель учит их пользоваться салфеткой. Малышам перед приемом пищи надевают нагрудники, для старших ставят на стол стакан с бумажными салфетками.

Еженедельно или 1 раз в 10 дней медицинский работник контролирует выполнение среднесуточной нормы выдачи продуктов на 1 ребенка и при необходимости проводит коррекцию питания в следующей декаде. Подсчет основных пищевых ингредиентов по итогам накопительной ведомости проводит медицинская сестра 1 раз в месяц (подсчитывают энергетическую ценность, количество белков, жиров и углеводов).

Пища - единственный источник жизненно важных веществ, необходимых для роста и формирования детского организма, его активной деятельности и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Рациональное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма в пищевых веществах и энергии, обеспечивает нормальное гармоничное развитие ребёнка, повышает его устойчивость к различным неблагоприятным факторам, способствует выработке иммунитета к различным инфекциям.

Правильное питание обеспечивает нормальное физическое развитие ребёнка, предупреждает возникновение отклонений в развитии и росте.

Питание оказывает определяющее воздействие и на развитие центральной нервной системы ребенка, его интеллект, состояние работоспособности. В наше время - время больших перегрузок, ускорение темпов жизни, возможностей возникновения стрессовых ситуаций - следует помнить, что правильное питание в детстве во многом поможет преодолеть сложности жизни.

Дети поступают в детский дом из социально-неблагополучных семей, они не имеют понятия о культуре питания, о режиме питания, о здоровом образе жизни, о сбалансированности питания. Поэтому нашей задачей является: укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни воспитанников, а также организации рационального питания.

Обязательным условием рационального питания является правильно составленное меню. Основу меню составляет утвержденный набор продуктов, при разработке меню принимаются сложившиеся традиции и привычки,

разнообразие блюд, введение свежих фруктов и овощей в натуральном виде и в виде салатов, так же учитывается совместимость продуктов и наилучшее сочетание блюд. Следует учитывать, что одни продукты включаются в меню ежедневно, а другие через 2-3 дня. Ежедневно используется молоко, сливочное и растительное масло, сахар, хлеб, мясо. В тоже время рыбу, яйца, сыр, творог, сметану можно давать через 2-3 дня, но в увеличенных количествах, компенсирующих их отсутствие в предыдущие дни.

С января 2012 года сумма ассигнований на питание одного ребёнка была увеличена до 180 рублей в будни и до 198 рублей в праздничные и выходные дни. В связи с этим, мы полностью обеспечиваем физиологическую потребность детей в основных пищевых веществах и энергии.

Определенного внимания требует организация питания детей в период летней оздоровительной кампании, когда на питание детей выделяются дополнительные ассигнования. Калорийность питания летом должна быть несколько повышена, учитывая большие затраты энергии детьми в связи с длительным пребыванием на свежем воздухе, большей подвижностью, активным проведением закаливающих мероприятий, а аппетит детей в жаркие дни снижается, в рацион питания детей следует включать больше кисломолочных продуктов, свежих фруктов, ягод, соков, свежую зелень; в качестве питья использовать овощные и фруктовые отвары, настой шиповника. Следует также изменить режим питания: перенести обед на более поздние часы, а в жаркое полуденное время дать второй завтрак в виде кисломолочных продуктов, фруктов, соков.

В нашем детском доме разработано примерное 10-дневное меню, в соответствии с рекомендованной формой и заверенное руководителем детского дома и согласованное с СанЭпиднадзором. Меню разработано с учётом сезонности (осенне-зимнее, весенне-летнее), необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности рациона, разделенного по возрастным группам воспитанников(7-11 лет, 11-18 лет). Примерное меню

содержит информацию о количественном составе блюд, энергетической и пищевой ценности, включая содержание витаминов и минеральных веществ.

При составлении меню, мы учитываем вкусовые желания детей. Дети с удовольствием едят выпечку (пироги, булочки), поэтому мы уменьшили норму хлеба. Большинство ребят предпочитают мясо рыбе - это учитывается, и недостаток корректируется заменой по белкам. Мы завели книгу отзывов и предложений, где дети пишут свои пожелания, какие блюда они хотели бы попробовать. Это очень помогает в разработке новых блюд, а новые блюда мы вводим в рацион постоянно. Детям при помощи воспитателей и медработников рассказывают о пользе этого блюда, и как его ингредиенты влияют на физическое и психологическое развитие.

Медицинские работники нашего детского дома ежедневно контролируют проведение завтраков, обедов, полдников и ужинов, обращая внимание на организацию питания вновь поступивших детей, детей, вернувшихся в коллектив после перенесенного заболевания, а также, детей с различными отклонениями в развитии и состоянии здоровья.

В каждом образовательном учреждении имеются дети с теми или иными отклонениями в состоянии здоровья (с аллергическими заболеваниями, избытком или недостатком массы тела, хроническими заболеваниями органов пищеварения и др.), которые выявляются по результатам ежегодной диспансеризации.

В нашем учреждении на сегодняшний день 60% детей, т.е. большая часть воспитанников, имеет перечисленные патологии. Поэтому, контролируя организацию питания детей в учреждении, мы заботимся об обеспечении всех детей щадящим питанием с исключением продуктов, вызывающих аллергические реакции и вызывающих обострение заболеваний ЖКТ (солёное, жареное, жирное, копченое), выделяем дополнительное питание для детей с отставанием массы тела, а для детей с избыточной массой заменяем каши и макаронные изделия овощными блюдами, готовим третье блюдо с меньшим содержанием сахара и т.п. В сезонные периоды обострения заболеваний ЖКТ

при назначении врачом строгой диеты этим воспитанникам пища готовится по отдельному меню.

Дети-выпускники на практических занятиях по приготовлению пищи знакомятся с простыми рецептами блюд. Серия наших занятий так и называется «Студенческие рецепты», мы учим воспитанников из минимального набора продуктов приготовить полноценный, питательный обед.

Организация приёма пищи осуществляется в соответствии с режимом дня по гибкому графику. У нас организованно 6-ти разовое питание.

Контроль за правильной организацией питания детей в детском доме осуществляется на всех этапах. В нашем учреждении разработана и функционирует

ПРОГРАММА

по осуществлению контроля организации питания

воспитанников ОГОБУ «Детский дом №3»

В эту программу включены следующие блоки:

I. Входной контроль качества и безопасности поступающего на пищеблоки продовольственного сырья и пищевых продуктов

Документация поставщика на право поставок продовольствия

При заключении договоров

Главный бухгалтер

Договор поставки продуктов питания.

Сопроводительная документация на пищевые продукты, наличие сертификатов соответствия. Соблюдение сроков годности.

Каждая поступа-ющая партия

Кладовщик продуктового склада

Товарно-транспортные накладные. Журнал бракеража сырой продукции

Условия транспортировки

Каждая поступающая партия

Медицинские работники

Акт, составленный при выявлении нарушений условий транспортировки.

Помещения для хранения продуктов, соблюдение условий и сроков хранения продуктов

Ежедневно

Медицинские работники

Санитарный журнал пищеблока. Журнал температурного режима и относительной влажности.

Холодильное оборудование (холодильные и морозильные камеры)

Ежедневно 1 раз в 6 мес.

Медицинские работники; зам. директора по САР и АХР

Журнал температурного режима.

Инвентарь и оборудование пищеблока

1 раз в год

Медицинские работники; зам. директора по АХР

Визуальный контроль. Акт технического состояния.

II. Контроль качества и безопасности выпускаемой готовой продукции

Соответствие объема вырабатыва-емой продукции ассортиментному перечню и производственным мощ-ностям пищеблока

Ежемесячно

Диетсестра

Согласно утверждённому меню

Качество готовой продукции

Ежедневно

Диетсестра, дежурный медицинский работник, дежурный администратор

Суточная проба

Ежедневно

Повар, медработник

Журнал бракеража готовой продукции

Контрольная порция

Ежедневно

Диетсестра, дежурный администратор

Журнал бракеража готовой продукции

Режим питания

Ежедневно

Медицинский работник

График приёма пищи

Гигиена приёма пищи

Ежедневно

Медицинский работник, дежурный администратор

Акты проверок, бракеражный журнал

Анализ питания

Ежемесячно, ежеквартально, полугодовой, годовой

Диетсестра

Анализ

III. Контроль рациона питания воспитанников, соблюдения санитарных правил в технологическом процессе

Рацион питания

1 раз в 10 дней

Комиссия по контролю за организацией питания, медицинские работники, бухгалтер

Примерное меню на 10 дней, согласованное с Роспотребнадзором

Наличие нормативно-технической и технологической документации

1 раз в 6 месяцев

Комиссия по контролю за организацией питания, зам. директора по САР

Сборники рецептур, технологиче-ские и калькуляционные карты, ГОСТы

Технологическое оборудование

1 раз в 3 месяца

Зам. директора по АХР, Специалист по ОТ

Журнал регистрации температуры, журнал обслуживания оборудования.

Контроль тепловой обработки блюд

Ежедневно

Медицинские работники

Журнал бракеража готовой продукции.

Контроль за потоками чистой и грязной посудой

Ежедневно

Медицинские работники

Соблюдение СанПиНов

Контроль за условиями труда сотрудников, состоянием производственной среды пищеблока

Ежедневно

Инженер по ОТ и ТБ, комиссия по контролю за организацией питания

Визуальный контроль

IV. Контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий на пищеблоке

Сотрудники пищеблоков

Ежедневно

Медицинские работники

Медицинские книжки сотрудников. Журнал осмотра сотрудников на гнойничковые заболевания

Санитарно-противоэпидемический режим

1 раз в неделю

Комиссия по контролю за качеством организации питания, медицинский персонал

Инструкции режима обработки оборудования, инвентаря, тары, столовой посуды. График генеральных уборок помещений.

В целях удовлетворения потребностей детского дома, закупка продуктов питания осуществляется у субъектов малого предпринимательства. Каждый квартал подсчитывается количество продуктов питания. По одноимённым группам товаров, превышающих сумму в сто тысяч рублей, проводятся торги способом запроса котировок. Остальные продукты закупаются по договору. Контроль по закупке продуктов осуществляет комиссия, созданная в д/д, а также комитет образования.

Под контролем диетсестры приём пищевых продуктов на склад осуществляет кладовщик. При приёме продуктов проверяются соответствующие документы (удостоверение качества и безопасности продуктов, документы ветеринарно-санитарной экспертизы, документы

изготовителя, поставщика пищевых продуктов подтверждающих их происхождение, сертификат соответствия, декларация соответствия) подтверждающие их качество и безопасность, в соответствии с законодательством РФ. Для контроля за качеством поступающей продукции проводится бракераж и делается запись в «Журнале бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья».

Контроль за соответствием пищевых рационов физиологическим потребностям детей проводится диетсестрой путем подсчета химического состава и калорийности питания по официальным таблицам химического состава пищевых продуктов. Расчёты питания по содержанию белков, жиров, углеводов и калорий проводятся 1 раз в месяц.

Большого внимания требует качество приготовления пищи, строгий контроль за соблюдением правил кулинарной обработки продуктов, проведение мероприятий по профилактике пищевых отравлений.

Следует неуклонно следить за соблюдением работниками пищеблока правил обработки сырых и варёных продуктов (на разных столах, с использованием специальных маркированных разделочных досок, ножей, мясорубок); выполнением всех технологических требований приготовления пищи (обработка овощей без длительного вымачивания, выдерживание необходимого срока термической обработки, своевременность приготовления блюд и др.).

Особое внимание необходимо обращать на недопустимость использования продуктов и блюд, не разрешаемых санитарной службой для питания детей в организованных коллективах. Так, Санитарными правилами запрещается изготовление простокваши-самокваса (прокисшее молоко может быть использовано только для приготовления теста), творога и других кисломолочных продуктов, а также блинчиков с мясом, макарон по-флотски, зельцев, кремов, напитков, морсов, форшмаков, изделий во фритюре, студней, паштетов. Категорически запрещается употребление грибов в пищу, использование фляжного и бочкового молока без кипячения, творога и сметаны

без термической обработки, яиц и мяса водоплавающей птицы, мяса, не прошедшего ветеринарный контроль, консервированных продуктов домашнего приготовления.

Контроль за качеством приготовления пищи предусматривает также присутствие медицинских работников при закладке основных продуктов в котел и проверку выхода блюд. Проверка правильности закладки основных продуктов (масло, мясо, рыба и др.) проводится путем контрольного взвешивания продуктов, выделенных на приготовление данного блюда, и сопоставления полученных данных с меню-раскладкой. Важно обращать внимание на соответствие объемов приготовленного питания количеству детей и объему разовых порций, не допуская приготовления излишних количеств пищи, особенно I блюда, что приводит к снижению калорийности питания, понижению его биологической ценности и к большему количеству остатков пищи.

Для удобства контроля за выходом блюд посуда на кухне должна быть вымерена, на котлах для I и III блюд сделаны соответствующие отметки. Выход II блюд проверяется взвешиванием нескольких порций и сравнения среднего

веса порции с установленным выходом по раскладке.

Контроль за доброкачественностью пищи заканчивается проведением

бракеража готовой продукции, который проводится, в основном, органолептическим методом. Выдачу готовой пищи детям следует проводить только после снятия пробы и записи медработником в «Журнале бракеража готовой кулинарной продукции» результатов оценки готовых блюд и разрешения их к выдаче. При этом в журнале необходимо отмечать результат пробы каждого блюда, а не рациона в целом, обращая внимание на такие показатели, как внешний вид, цвет, запах, вкус, консистенция, жесткость, сочность и др. Полное и своевременное ведение учетно-отчётной документации на пищеблоке - важное условие эффективного контроля при организации питания воспитанников.

Ежедневно должна оставляться суточная проба готовых блюд. Отбор и хранение суточных проб находятся под постоянным контролем медицинских работников. Пробу следует отбирать в стерильную стеклянную посуду с крышкой (гарниры отбираются в отдельную посуду) и хранить в специально отведенном в холодильнике месте при температуре 6-8°.

В обязанность диетсестры входит проведение С-витаминизации готовой пищи в соответствии с Инструкцией. Витаминизируются, как правило, III блюда непосредственно перед раздачей. Дата, время витаминизации, количество порций, количество вводимого препарата регистрируется в «Журнале витаминизации третьих и сладких блюд».

Ежедневно проводится осмотр работников пищеблока на наличие гнойничковых заболеваний кожи, ангин. Результат осмотра заносят в «Журнал здоровья».

С целью контроля за соблюдением условий и сроков хранения скоропортящихся продуктов, требующих особых условий хранения, проводится контроль температурных режимов хранения в холодильном оборудовании, информация заносится в «Журнал учета температурного режима холодильного оборудования».

Для контроля за качественным и количественным составом рациона питания ведется «Ведомость контроля за питанием». Один раз в 10 дней, осуществляется подсчет и сравнение со среднесуточными нормами питания.

Контроль за санитарным состоянием пищеблока заключается в
ежедневной проверке качества уборки кухни и всех подсобных помещений,
соблюдения правил мытья посуды, оборудования, использования
соответствующих моющих средств и других моментов, предусмотренных
Санитарными правилами.

Для определения в пищевых продуктах пищевой ценности и подтверждение безопасности приготовляемых блюд, на соответствие их гигиеническим требованиям, а также подтверждение безопасности

контактирующих с пищевыми продуктами предметами производственного окружения, проводятся лабораторные и инструментальные исследования.

1 раз в год берутся микробиологические исследования смывов на наличие санитарно-показательноймикрофлоры(БПКП).

1 раз в квартал проводятся микробиологические исследования проб готовых блюд.

1 раз в год калорийность, выход блюд и соответствие химического
состава блюд рецептуре.

2 раза в год контроль проводимой витаминизации блюд.

1 раз в год микробиологические исследования смывов на наличие возбудителей иерсиниозов.

1 раз в год исследование смывов на наличие яиц гельминтов.

Исследование питьевой воды по химическим показателям 1 раз в год, по микробиологическим 2 раза в год.

При правильном контроле за организацией питания в детском доме является оценка его эффективности. Наиболее объективными показателями адекватности питания детей, соответствия рационов физиологическим потребностям детского организма следует считать клинико-физиологические параметры: общий статус ребёнка, уровень его физического и нервно-психического развития, заболеваемость, некоторые лабораторные данные.

При питании, соответствующем потребностям и функциональным возможностям организма, у ребёнка наблюдается хороший аппетит, радостное эмоциональное настроение, активное поведение; он охотно вступает в контакт с другими детьми, обслуживающим персоналом, принимает участие в играх. Физическое и нервно-психическое развитие такого ребёнка соответствует возрасту. Процесс адаптации к некоторым отрицательным воздействиям у него проходит благоприятно.

Реферат

Организация питания в детских дошкольных учреждениях


Введение


Среди мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей, посещающих детские дошкольные учреждения, одно из первых мест занимает рациональное питание. От того, насколько четко и правильно будет построено питание в дошкольном учреждении, во многом зависит физическое развитие детей, их работоспособность, состояние иммунологической реактивности, уровень заболеваемости.

рациональный питание дошкольный иммунологический


1. Построение питания в ДОУ


Питание в детских дошкольных учреждениях должно строиться в зависимости от возраста, длительности пребывания детей в учреждении, состояния их здоровья. Большинство детей находится в учреждении от 9 до 12 ч, однако часть детей посещают группы с круглосуточным пребыванием, и их питание в течение недели полностью обеспечивается дошкольным учреждением. Имеются санаторные дошкольные учреждения для детей с туберкулезной интоксикацией, малыми и затихающими формами туберкулеза, где питанию принадлежит ведущая роль в организации лечебно-оздоровительной работы. В последние годы в дошкольных учреждениях широко организуются группы для часто болеющих детей, для которых правильная организация питания также имеет немаловажное значение.

В связи с различной потребностью детей до 3 лет и старше в основных пищевых веществах и энергии наборы продуктов, рекомендуемые для детских дошкольных учреждений, построены с учетом этого возрастного деления. Для санаторных дошкольных учреждений разработаны специальные наборы продуктов, позволяющие обеспечить ослабленных детей необходимыми пищевыми веществами. Согласно существующему положению, детские ясли и ясельные группы яслей-садов должны принимать детей, начиная с двухмесячного возраста. При организации питания детей первого года жизни необходимо стремиться максимально сохранять грудное вскармливание, своевременно вводить в рацион ребенка соки, витамины, различные виды прикорма; при недостатке грудного молока обеспечить ребенку наиболее рациональное смешанное или искусственное вскармливание, учитывать индивидуальные особенности ребенка, состояние его здоровья, систематически контролировать соответствие рациона его физиологическим потребностям в основных пищевых веществах.

Каждому ребенку первого года жизни следует назначать индивидуальное питание, определяя необходимое число кормлений, объем пищи, ее состав. Не реже 1 раза в месяц, а при необходимости и чаще, следует проводить расчет химического состава пищи, определять количество белков, жиров, углеводов, фактически получаемых ребенком на 1 кг массы тела, и вносить соответствующую коррекцию. С этой целью в грудных группах на каждого ребенка в возрасте до 9 мес следует вести листы записи питания, в которых врач записывает назначенное питание, а воспитатель отмечает количество пищи, фактически полученное ребенком за каждое кормление.

Дети в возрасте 1-3 лет получают питание в соответствии с возрастными возможностями пищеварительной системы. Разовые и суточные объемы питания должны соответствовать рекомендуемым величинам для детей этого возраста. Кулинарная обработка пищи должна быть щадящей, без использования острых и жареных блюд.

Для детей от 1 до 1,5 лет желательно иметь отдельное меню, предусматривающее соответствующую химическую и механическую обработку, при которой используются пюрированные, протертые, приготовленные на пару блюда.

При составлении меню-раскладок следует учитывать суточный набор продуктов, необходимый для детей различных возрастных групп с различной длительностью пребывания в учреждении, численность детей, объем каждого блюда, а также стоимость суточного рациона. Рекомендуется составлять 10-дневное меню, что позволяет добиться достаточного разнообразия блюд. Составляя перспективное меню, следует суточное количество продуктов умножить на 10 дней, а затем распределить их на отдельные дни с учетом пищевой ценности и калорийности. Для составления равноценных меню удобно пользоваться картотекой блюд, в которой указан набор и количество продуктов, выход порции, химический состав, стоимость каждого отдельного блюда. При отсутствии каких-либо продуктов можно легко заменить одно блюдо другим, равным ему по пищевой ценности.

Дети, находящиеся в дошкольном учреждении 9-10,5 ч, получают трехразовое питание, обеспечивающее 75-80% суточного рациона. При этом завтрак должен составлять 25% суточной калорийности, обед - 35-40%, полдник - 15-20%. Дети, находящиеся в дошкольном учреждении 12 ч, должны получать четырехразовое питание. В этом случае калорийность полдника не превышает 10-12%, а калорийность ужина составляет 20-25%. В некоторых дошкольных учреждениях при пребывании детей в течение 12 ч практикуется трехразовое питание, так как многих детей родители забирают домой несколько раньше, и они не успевают поужинать в учреждении. В таком случае полдник делают более калорийным (до 25-30% суточной калорийности). При круглосуточном пребывании в дошкольном учреждении дети получают четырехразовое питание и дополнительно к полднику - фрукты.

В меню детей необходимо широко включать салаты из сырых овощей (детям до 2 лет в протертом виде), свежую зелень, фрукты (ежедневно), в качестве третьих блюд давать свежие или консервированные соки и фруктовые пюре для детского питания. Желательно, чтобы дети в течение дня получали два овощных блюда и только одно крупяное. Ко второму блюду рекомендуется готовить комбинированные гарниры из набора различных овощей.


2. Время приема пищи в ДОУ


В дошкольном учреждении необходимо строго соблюдать режим питания, не допускать отклонений от установленных часов приема пищи более, чем на 10 - 15 мин, что в значительной степени зависит от четкой работы пищеблока.

Очень важно правильно построить режим питания детей в младшей группе, где могут воспитываться дети, имеющие один и два дневных сна. В этом случае жизнь в группе должна быть построена так, чтобы часы кормления этих подгрупп не совпадали.

В правильной организации питания детей, особенно раннего возраста, большое значение имеет обстановка в группе. Дети должны быть обеспечены соответствующей посудой; удобно сидеть за столом. Блюда следует подавать красиво оформленными, не слишком горячими, но и не холодными. Детей надо приучать к чистоте и опрятности за столом. Воспитатели должны быть спокойными, не торопить детей. При кормлении детей следует соблюдать последовательность процессов, не заставлять детей долго сидеть за столом в ожидании очередных блюд. Дети, закончившие еду, могут выйти из-за стола и заняться спокойными играми. Не умеющих хорошо самостоятельно есть необходимо докармливать. Однако детей с плохим аппетитом нельзя кормить насильно. Им можно во время еды предложить небольшое количество воды, ягодного или фруктового сока, чтобы запивать твердую пищу. В некоторых случаях таким детям можно сначала дать второе блюдо, чтобы они в первую очередь съели более питательную, богатую белком пищу, а потом дать немного супа. Ни в коем случае нельзя отвлекать детей во время еды игрушками, чтением сказок и т.п.


3. Преемственность питания в ДОУ и дома


Для правильной организации питания детей в дошкольном учреждении необходимо заботиться о соблюдении преемственности между питанием в учреждении и дома, добиваться, чтобы домашний рацион ребенка стал дополнением к ясельному. С этой целью в детских группах следует вывешивать рекомендации для родителей по питанию детей в вечернее время, в выходные и праздничные дни. При этом даются конкретные советы по составу домашних ужинов с учетом того, какие продукты дети получали в течение дня. Питание в выходные и праздничные дни для детей раннего возраста рационально строить таким образом, чтобы оно не слишком отличалось от питания в дошкольном учреждении, так как дети этого возраста довольно консервативны в своих привычках.

В летнее время, особенно при выезде на дачу, жизнь детей связана с повышенной затратой энергии, обусловленной усилением двигательной активности, длительными прогулками, посильным трудом и т.п. В связи с этим калорийность питания в летний период следует повышать примерно на 10 - 15%. Это достигается увеличением количества молока и молочных продуктов, в основном за счет кисломолочных напитков, а также овощей и фруктов. В летнее время в рацион детей следует широко включать свежую зелень - укроп, петрушку, салат, зеленый лук, чеснок, щавель. Свежие овощи и зелень делают блюда не только более богатыми витаминами, но и придают им привлекательный вид и приятный вкус, что особенно важно в жаркое время, когда у детей может понизиться аппетит. Учитывая последнее обстоятельство, в летнее время рекомендуется изменять режим питания, заменяя обед вторым завтраком (за счет полдника). Обед при этом переносится на более позднее время, после дневного сна. Такой режим питания в летний период особенно рационален в республиках Средней Азии, Закавказья, где в полуденные часы особенно высока температура воздуха.

Летом у детей значительно повышается потребность в жидкости. Поэтому в группе всегда должен быть запас свежей кипяченой воды или настоя шиповника. Питье следует предлагать детям после возвращения с прогулки, перед проведением водных процедур, в особенно жаркие дни можно дать питье перед едой. Во время прогулок, особенно длительных экскурсий, дети также должны быть обеспечены каким-либо питьем. С этой целью воспитатели, отправляясь на экскурсию, должны взять с собой запас кипяченой воды и стаканчики по числу детей.


4. Организация питания в санаториях


Организация питания детей, находящихся в санаторных дошкольных учреждениях (группах), имеет некоторые особенности. Дополнительное количество продуктов питания, входящих в набор для дошкольных учреждений данного типа, позволяет значительно разнообразить меню, вводить в него дополнительные блюда, расширить ассортимент овощных блюд, широко включать в рационы детей сезонные овощи, в том числе и свежую зелень. Овощи лучше использовать в сыром виде для приготовления салатов, которые можно давать не только на обед, но и на завтрак и ужин. Фрукты и ягоды, количество которых также увеличено, можно давать свежими или в виде соков, муссов, желе, добавляя к обеду в качестве десерта, а также на полдник или к ужину.

В связи с увеличением количества молочных продуктов в санаторных учреждениях (группах) рекомендуется увеличить число приемов пищи за счет назначения перед сном стакана молока, кефира или любого другого кисломолочного напитка. Творог для данных учреждений можно получать на молочных кухнях, что позволит давать его детям без тепловой обработки на завтрак или полдник. В то же время следует подчеркнуть, что творог, получаемый с продуктовых баз, должен обязательно подвергаться тепловой обработке. Его можно использовать для приготовления запеканок, пудингов, сырников и др.


5. Составление меню для детей с отклонениями в состоянии здоровья


В детских дошкольных учреждениях определенная часть детей имеет некоторые отклонения в состоянии здоровья (аллергическая настроенность, хронические заболевания печени и желчевыводящих путей, избыток или недостаток массы тела и др.). Питание таких детей строится индивидуально с учетом имеющейся патологии.

Большого внимания также требует организация питания вновь поступивших в учреждение детей, а также детей, вернувшихся после перенесенного заболевания. В ряде случаев этим детям, как и детям с отклонениями в состоянии здоровья, требуется назначение индивидуального питания с учетом их уровня развития, состояния здоровья и имеющихся навыков.

Для достаточного обеспечения детей витаминами в детских дошкольных учреждениях предусмотрено проведение круглогодичной С-витаминизации пищи. Витаминизируют обычно первые или третьи блюда (из расчета по 35 мг на каждого ребенка в возрасте до 3 лет), витамины растворяют в небольшом количестве жидкой части блюда и выливают в котел, снятый с огня. На пищеблоке дошкольного учреждения ведется специальный журнал по С-витаминизации пищи. Медицинская сестра или другой работник учреждения, в присутствии которого производится С-витаминизация пищи, ежедневно отмечает в нем название витаминизированного блюда, число порций, общее количество введенной аскорбиновой кислоты, время проведения витаминизации. С-витаминизация питания в детских учреждениях должна проводиться регулярно, не допуская перерывов даже в течение летне-осеннего периода, когда пищевые продукты более богаты витаминами.

Как показали проведенные за последние годы научные исследования [Спиричев В.Б., 1984; Ладодо К.С., Спиричев В.Б., 1986; By Тхи Дык Тхо и др., 1987], даже при правильно организованном питании детей потребность их в витаминах удовлетворяется недостаточно, в том числе и в летне-осенний период. Это дало основание предложить проведение в дошкольных учреждениях дополнительной поливитаминизации детей с использованием поливитаминных препаратов («Гексавит»). Дополнительная поливитаминизация в первую очередь рекомендуется детям с неудовлетворительным соматическим статусом (отстающим в физическом развитии, часто болеющим, с пониженным аппетитом), а также детям, воспитывающимся в круглосуточных группах, у которых выявляется значительный дефицит витаминов С, группы В, РР, А. В период распространения острых респираторных заболеваний дополнительная поливитаминизация рекомендуется всем детям. Поливитаминизация должна проводиться длительное время - не менее 4 мес (в основном в зимне-весенний период).

Поливитаминизацию детей рекомендуется начинать при благоприятной эпидемиологической ситуации с конца ноября - начала декабря, при эпидемии гриппа, вспышке заболеваний острыми респираторно-вирусными инфекциями - с момента возникновения угрозы распространения заболеваний (с сентября-октября). Поливитаминные препараты («Гексавит») дают детям во время завтрака или обеда через день (в понедельник, среду, пятницу) по 1 драже. Длительность приема препаратов - не менее 4 мес. При показаниях (сезонный подъем респираторных заболеваний) поливитаминизацию можно продлить на 1-2 мес. При проведении дополнительной поливитаминизации детей С-витаминизация питания не прекращается.


Заключение


Организация детского питания, является сложным, но в то же время важным моментом в развитии ребенка. Поскольку может как профилактировать, так и лечить многие аллиментарные болезни и другие типы болезней.

При организации питания, следует учитывать комплекс различных факторов, таких как:

·Возраст

·Географическое положение

·Индивидуальную переносимость

·Взаимоотношение питания в ДОУ и питания дома

И так же ряд других, не менее важных факторов, поскольку правильное питание должно полностью соответствовать индивидуальным требованиям организма ребенка.


Список используемой литературы


1.Тамова М.Ю., Зайко Г.М., Шамкова Н.Т., Злобина Н.В. Примерное Шамкова Н.Т., Зайко Г.М., Подлозная В.И., Тамова М.Ю.

2.Научно-практические основы организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях / Учебное пособие. Краснодар: Издательство КубГТУ, ООО «Издательский дом-Юг», 2007. 208 сменю для организации питания детей в дошкольных образовательных учреждениях / Монография. Краснодар, 2009. 136 с

3.Журнал «Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ» Статья: Технологические карты рецептур первых блюд

4.Журнал «Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ» Статья Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений, реализующих программу дошкольного образования по контролю за предоставлением комплексной услуги по организации питания


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх