Пункту 108 постановления 354 правительства рф. О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов

Правила предоставления коммунальных услуг претерпели как количественное, так и качественное изменение. В целом можно отметить два факта: небольшое повышение тарифов и резкое повышение ответственности потребителя за оплату коммунальных услуг. Хочется надеяться, что более четкие формулировки Постановления относительно перерасчетов в случае ухудшения качества услуг сделают работу коммунальщиков эффективнее.

Коммунальные ресурсы по Постановлению

Правила предоставления перечня услуг по обеспечению водо-, электро- и газоснабжением отражены в Постановлении Правительства под номером 354. Этот документ был принят в 2011 году, а последняя редакция была в 2017 году. При помощи правового акта регламентируются отношения между собственниками домов, квартир, других жилых помещений и исполнителями.

Исполнителями в данном случае являются предприятия и организации, которые предоставляют коммунальные услуги потребителю. Потребители - это владельцы домов, граждане, являющиеся собственниками квартир в многоквартирных домах. При помощи договора они устанавливают основные принципы взаимоотношений при разных условиях.

Главные положения Постановления следующие:

  • права и обязанности каждого собственника жилья и исполнителя;
  • механизм контроля за качеством предоставленных услуг;
  • способ определения платы за коммунальные услуги как при использовании приборов учета, так и при их отсутствии;
  • принцип перерасчета платы за разные виды коммунальных услуг при отсутствии граждан в помещении;
  • способы перерасчета в том случае, когда услуга предоставляется не в полном объеме или ненадлежащего качества, или с перерывами;
  • регламентируют наступление ответственности для обеих сторон.

При этом используются понятия, такие как «исполнитель», «внутридомовой прибор учета», «коммунальные услуги». На последнем хотелось бы остановиться подробнее.

Коммунальные услуги определяются как «благоприятные для жилых помещений». Это не означает, что они будут доставляться ко всем потребителям. Существуют дома, не подключенные к системам газа, воды или канализации.

Но предоставляемые услуги должны быть одинакового качества, которое соответствуют СанПиНу (санитарным правилам и нормам). За качество предоставляемого ресурса платят граждане, так же, как и за его соответствие нормативам. К примеру, температура горячей воды в кране должна быть определенной.

Перечислим коммунальные ресурсы:

  • вода горячая;
  • вода холодная;
  • электроэнергия;
  • тепловая энергия;
  • горячая вода в системах;
  • баллонный газ;
  • твердое топливо в случаях его использования в многоквартирном доме.

Коммунальные услуги предоставляются гражданам с того момента, как они вступят в право собственности или со дня подписания договора найма или аренды.

Список коммунальных услуг соответствует степени благоустройства дома, но независимо от их количества, подается круглосуточно или в течение определенных периодов. Качество предоставляемых услуг должно быть соответствующим требованиям.

Договор

Между исполнителем и потребителем заключается договор, который содержит следующие положения:

  • дата и место;
  • адрес и реквизиты исполнителя;
  • от потребителя: ФИО, дата рождения, данные паспорта, телефон;
  • адрес помещения, по которому коммунальные услуги предоставляются, количество прописанных там лиц;
  • наименование коммунальных услуг;
  • требования, которые предъявляются к их качеству;
  • способ определения норматива с приборами учета и без них;
  • информация о наличии приборов учета, дате и месте их установки, сроки проверок, порядок приема показаний счетчиков;
  • размер платы за коммунальные услуги;
  • способ отправки документа по оплате коммунальных платежей;
  • порядок снижения платы в случае несоответствия качества или объема предоставляемой услуги, заявленному в договоре или утвержденного СанПиНом;
  • права исполнителя по качеству и количеству услуг и его обязанности;
  • основания, по которым можно приостановить коммунальные услуги, а также действие договора;
  • сроки договора.

Неуплата по коммунальным платежам, взыскание задолженности по суду, а также временное приостановление подачи основных ресурсов не может быть основанием для расторжения договора.

Он может быть расторгнут только на основаниях, которые предусмотрены Гражданским и Жилищным Кодексами.

Изменения в Постановлении в 2017 году

Документ изменился при последнем редактировании как по существу, так и по объему. По количеству текста акт увеличился почти в 2 раза. Это произошло потому, что появились новые понятия, такие, как «общедомовые нужды» и прочее. Появилась возможность напрямую вносить плату ресурсоснабжающей организации, если есть решение общего собрания многоквартирного дома.

Очень важно: существенно сокращены сроки неуплаты по «коммуналке». Еще одно нововведение: наконец-то законом зафиксировано право устанавливать приборы учета. В части общедомовых нужд стала возможной схема пересмотра коэффициентов по водоотведению. Поправлены тарифы по отоплению жилых помещений.

В новой редакции систематизированы перерасчеты по электроэнергии и другим ресурсам в случае, когда временно прекращено действие услуги. К таким услугам не может быть отнесена услуга по отоплению. При задолженности по платежам организация может приостановить собственнику жилья подачу любых услуг, кроме отопления.

При сокращении сроков задолженности и регулировании правил выплат по ней, у исполнителя появилось больше рычагов для того, чтобы взыскать долг как можно раньше. При возобновлении подачи ресурса и снятии пломб с приборов учета все эти работы производятся за счет должника.

С начала 2017 года количество ОДН будет рассчитываться при помощи не общедомового счетчика, а по нормативу. Это значит, что сумма, начисленная для многоквартирного дома не должна быть выше норматива, который был подсчитан именно по этому дому . Поскольку все ресурсы, потребленные свыше этой нормы, ложатся на плечи коммунальщиков. А те, в свою очередь, должны следить за тем, чтобы ни собственники, ни юридические лица, арендующие помещения не воровали ресурсы.

В случае, когда потребитель услуги, то есть собственник жилого помещения, не получает в полном объеме услугу, то он вправе требовать перерасчета. Это может относиться как качественным, так и количественным показателям. Существуют определенные нормативы, которые должны соблюдаться жилищно-коммунальными службами. Такие условия должны быть предусмотрены в договоре.

Проверки газовой службы

Штрафы грозят тем владельцам жилых помещений, кто не пускает для проверки бригады газовщиков. Такое усиленное внимание к работникам газовых служб возникло из-за серии взрывов в жилых домах. Все эти печальные события случились по причине несвоевременного устранения неполадок. После этого всем, кто безответственно поступает в данной ситуации, грозит штраф.

Названа одна из основных причин взрывов и проблем газовщиков - это невозможность попасть на территорию жилого помещения для проверки исправности газового оборудования.

Штраф за недопуск в первый раз составит от 1000 до 2000 рублей. Виновник заплатит штраф за аварию газового оборудования в 10 000 - 30 000 рублей. А при отказе заключения договора с газовщиками потребитель заплатит от 1000 до 2000 рублей.

Другая сторона также может поплатиться рублем за халатность. При отсутствии проверок или рекомендаций по замене газового оборудования в случае выявленных поломок, газовым службам грозит штраф. Должностные лица заплатят от 5000 до 20 000 рублей, организация - от 40 до 100 тысяч рублей.

На видео о правилах предоставления коммунальных услуг

Правила оказания коммунальных услуг и методы расчета существенно изменились с принятием последней редакции Постановления Правительства. Они стали понятнее и прозрачнее. И та, и другая сторона могут предъявить законные претензии, основываясь на конкретном документе.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
СОБСТВЕННИКАМ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНЫХ
ДОМАХ И ЖИЛЫХ ДОМОВ

в) вступают в силу по истечении 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, которые вносятся в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, указанных в абзаце четвертом подпункта "б" пункта 4 настоящего Постановления;

г) на территориях Республики Крым и г. Севастополя подлежат применению к правоотношениям, возникшим после 1 июля 2015 г.;

д) применяются при определении размера платы за коммунальные услуги, вносимой нанимателями жилых помещений в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом Правил определения размера платы за коммунальные услуги, вносимой нанимателями жилых помещений в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по договорам найма жилого помещения в общежитии, утвержденных "О Правилах определения размера платы за коммунальные услуги, вносимой нанимателями жилых помещений в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по договорам найма жилого помещения в общежитии".

3. Установить, что разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

4. Министерству регионального развития Российской Федерации:

а) в 2-месячный срок представить по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации и с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных , и основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. N 530;

б) в 3-месячный срок:

утвердить по согласованию с Федеральной службой по тарифам примерную форму платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, а также методические рекомендации по ее заполнению;

утвердить по согласованию с Федеральной антимонопольной службой примерные условия договора управления многоквартирным домом;

представить по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной службой по тарифам в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект акта о внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные , предусматривающих в том числе:

исключение из объемов коммунальных ресурсов, учитываемых при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилом помещении, объемов коммунальных ресурсов, предусматриваемых для содержания общего имущества многоквартирного дома, и нормативных технологических потерь коммунальных ресурсов;

порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды;

порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг, за исключением газоснабжения, при использовании земельного участка и надворных построек;

в) в 5-месячный срок утвердить по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации примерные условия энергосервисного договора, направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных услуг при использовании общего имущества в многоквартирном доме;

г) в 6-месячный срок утвердить критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также форму акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядок ее заполнения.

5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, нормативы потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек не позднее 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, которые вносятся в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, указанных в абзаце четвертом подпункта "б" пункта 4 настоящего Постановления.

6. Признать утратившими силу со дня вступления в силу Правил, утвержденных настоящим Постановлением:

постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2501), за исключением пунктов 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных указанным постановлением (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 1 июля 2016 г.;

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
СОБСТВЕННИКАМ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНЫХ
ДОМАХ И ЖИЛЫХ ДОМОВ

Действующая редакция от 09.09.2017

Список изменяющих документов
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.05.2012 N 442,
от 27.08.2012 N 857, от 16.04.2013 N 344, от 14.05.2013 N 410,
от 22.07.2013 N 614, от 19.09.2013 N 824, от 17.02.2014 N 112,
от 25.02.2014 N 136, от 26.03.2014 N 230, от 24.09.2014 N 977,
от 14.11.2014 N 1190, от 17.12.2014 N 1380, от 14.02.2015 N 129,
от 04.09.2015 N 941, от 25.12.2015 N 1434, от 29.06.2016 N 603,
от 26.12.2016 N 1498, от 27.02.2017 N 232, от 27.06.2017 N 754,
от 09.09.2017 N 1091,
с изм., внесенными Определением Верховного Суда РФ
от 19.03.2013 N АПЛ13-82, Решением Верховного Суда РФ
от 31.05.2013 N АКПИ13-394)

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

б) не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549;

в) вступают в силу по истечении 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, которые вносятся в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, указанных в настоящего Постановления;

г) на территориях Республики Крым и г. Севастополя подлежат применению к правоотношениям, возникшим после 1 июля 2015 г.;

(пп. "г" введен Постановлением Правительства РФ от 24.09.2014 N 977)

д) применяются при определении размера платы за коммунальные услуги, вносимой нанимателями жилых помещений в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом Правил определения размера платы за коммунальные услуги, вносимой нанимателями жилых помещений в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по договорам найма жилого помещения в общежитии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. N 1190 "О Правилах определения размера платы за коммунальные услуги, вносимой нанимателями жилых помещений в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по договорам найма жилого помещения в общежитии".

(пп. "д" введен Постановлением Правительства РФ от 14.11.2014 N 1190)

3. Установить, что разъяснения по применению Правил , утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.03.2014 N 230)

4. Министерству регионального развития Российской Федерации:

а) в 2-месячный срок представить по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации и с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549, и основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. N 530;

б) в 3-месячный срок:

утвердить по согласованию с Федеральной службой по тарифам примерную форму платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, а также методические рекомендации по ее заполнению;

утвердить по согласованию с Федеральной антимонопольной службой примерные условия договора управления многоквартирным домом;

представить по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной службой по тарифам в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект акта о внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, предусматривающих в том числе:

исключение из объемов коммунальных ресурсов, учитываемых при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилом помещении, объемов коммунальных ресурсов, предусматриваемых для содержания общего имущества многоквартирного дома, и нормативных технологических потерь коммунальных ресурсов;

порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды;

порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг, за исключением газоснабжения, при использовании земельного участка и надворных построек;

в) в 5-месячный срок утвердить по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации примерные условия энергосервисного договора, направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных услуг при использовании общего имущества в многоквартирном доме;

г) в 6-месячный срок утвердить критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также форму акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядок ее заполнения.

5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, нормативы потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек не позднее 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, которые вносятся в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, указанных в абзаце четвертом подпункта "б" пункта 4 настоящего Постановления.

6. Признать утратившими силу со дня вступления в силу Правил , утвержденных настоящим Постановлением:

постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2501), за исключением пунктов 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных указанным постановлением (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 1 июля 2016 г.;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.08.2012 N 857, от 17.12.2014 N 1380)

пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3635);

пункт 5 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2010 г. N 580 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4273).

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН

Просим Вас пересмотреть пункт 42.1 Правил 354 так как в данной редакции он противоречит Законодательству Российской Федерации.

Государство вменило в обязанность собственникам оборудовать свои помещения счетчиками для учета потребления коммунальных ресурсов. (ст.13 261 ФЗ, ст. 157 ЖК, пункт 80 Правил 354). Согласно ст.13 261 ФЗ, пункта 81, 31ж, 31а, 33а Правил 354, Правил 1034, договору управления домом по принятым в работу счетчикам должны проводить начисления потребленных коммунальных ресурсов с 1 числа следующего отчетного периода. А также собственники имеют право получать, а управляющая компания предоставлять коммунальные ресурсы надлежащего качества в необходимых объемах. Учет объемов потребления коммунальных ресурсов определяется приборами учета. Права граждан РФ защищает государство ст.2 и 15 Конституции РФ и Закон по защите прав потребителей.

Пункт 42.1 Правил 354 определяет порядок начисления тепла от фактического наличия индивидуальных теплосчетчиков в многоквартирном жилом доме, чего практически достичь невозможно по многим причинам. Законопослушные граждане РФ не должны страдать от нарушителей порядка и законов. Порядок начисления тепла должен определять конструктив здания: «если хоть одно помещение в многоквартирном доме не может быть оборудовано теплосчетчиком, то и во всех помещениях нельзя устанавливать ИПУ тепла».

Для того чтобы собственники устанавливали счетчики введено в действие Постановление Правительства РФ N1380 и принята формула 3.3 начисления отопления Правил 354.

В пункте 81 Правил 354 конкретно указать документ, определяющий наличие/отсутствие возможности установки приборов учета тепла.

Стоимость установки теплосчетчика обходится в среднем в 20-25 тысяч рублей.

Вопрос кто будет тратить деньги и время на установку теплосчетчика, если по нему не считают? И причина отказа смешная, потому что сосед пьяница его не установил, вовремя не поверил или сосед в длительной командировке и не может своевременно заменить счетчик, квартира находится под арестом.

Старкова Надежда Васильевна

член Совета дома 8 Орденоносцев, г.Екатеринбург,620010

[email protected]

КОММЕНТАРИИ


 |

Тося
21.02.2019, 11:28

очень долго еще не придут к единому консенсусу,т.к. платить жильцам по ИПУ не выгодно для УК,а действующие формулы мягко говоря......

Екатерина
15.08.2018, 17:21

Конституционный суд РФ 10 июля 2018 года признал неконституционными положения ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, а также абзацев 3 и 4 п. 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Как указал КС, федеральному законодателю надлежит внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, предусмотрев более эффективный и справедливый порядок определения платы за тепловую энергию.

И сколько же потребуется времени на устранение неконституционности и нарушения принципов правовой определенности, справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод, а также баланса конституционно значимых ценностей, публичных и частных интересов. Месяцы или Годы?

С 01 января 2017 года вместо понятия «общедомовые нужды» (ОДН) в жилищном законодательстве появилось понятие «коммунального ресурса на содержание общего имущества многоквартирного дома» (КРСОИ). Но ни раньше, ни сейчас ОДН или КРСОИ по отоплению в нормах закона не было предусмотрено.

С учётом этого и закреплены в Приложении № 2 Правил предоставления коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г. (далее по тексту - Правила 354), формулы расчёта коммунальной услуги по отоплению.

В соответствии с пунктом 40 Правил 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Порядок расчёта платы за коммунальную услугу по отоплению указан в пункте 42 (1) Правил 354 и зависит от наличия или отсутствия индивидуальных (поквартирных) приборов учёта (ИПУ) во всех жилых помещениях МКД и общедомового прибора учёта (ОДПУ).

Но, по всей видимости, в дальнейшем нам предстоят большие изменения в действующем жилищном законодательстве по этому вопросу и, вполне возможно, что будет введено понятие КРСОИ по отоплению, благодаря принятому 10 июля 2018 года решению Конституционного суда Российской Федерации (КС РФ) № 30/П-18 «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацев третьего и четвёртого пункта 421 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданина С.Н. Деминца».

Хотя, как показывает практика, выполнение решений КС РФ законодатели могут растянуть и на несколько лет. Да и каким образом оно будет изменено – ведомо только высшим силам, вернее, Минстрою РФ и другим разработчикам наших не всегда адекватных нормативно-правовых актов. Но в данном случае, хочется надеяться на не слишком долгое разрешение ситуации с внесением изменений в НПА по начислениям платежей по отоплению в многоквартирных домах, так как вопрос не терпит отлагательства и от его разрешения зависит работа многих управляющих организаций. Хотя когда разработчикам законов и власти было дело до их проблем…

Собственник квартиры в многоквартирном доме в г. Пушкино Московской области обратился в свою управляющую организацию за перерасчётом по коммунальной услуге по отоплению ввиду несогласия с тем, как она рассчитана. Соответственно, управляющая организация отказала в перерасчёте, вследствие чего недовольный собственник обратился в Пушкинский городской суд Московской области.

В исковом заявлении он просил суд обязать ответчика произвести перерасчёт за коммунальную услугу по отоплению с учётом показаний индивидуальных приборов учёта за октябрь, ноябрь и декабрь 2016 г., при этом расчёт по отоплению произвести по формулам 3 (3) и 3 (4) приложения № 2 Правил 354.

Суд в удовлетворении требований отказал. В решении по делу № 2-1406/2017 от 06.04.2017 г. указал: «…Требование истца о проведении расчётов за коммунальные услуги только по показаниям индивидуальных приборов учёта исключит оплату собственником расходов на отопление на общедомовые нужды, что противоречит пункту 40 Правил. Также безосновательно требование иска о перерасчёте услуги за отопление формулам 3 (3) и 3(4) Приложения № 2 Правил 354.

Довод истца о «более справедливом и законном расчёте за коммунальную услуги по отоплению» по формулам 3 (3) и 3 (4) приложения № 2 Правил 354 безоснователен ».

Московский областной суд в Апелляционном определении Судебной коллегии по гражданским делам № 33-18852/2017 от 26.06.2017 г. согласился с решением суда первой инстанции и отказал в удовлетворении апелляционной жалобы собственника жилого помещения в МКД.

Определением судьи Московского областного суда от 29.09.2017 года отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Однако неугомонный собственник обратился за доказательствами своей правоты в Конституционный суд РФ, куда подал заявление о признании части 1 ст. 157 ЖК РФ, третьего и четвёртого абзацев пункта 42(1) Правил 354 недействующими, который 31 мая 2017 г., 05 сентября 2017 г., 25 декабря 2017 г. отказал ему в этом во всех инстанциях. Затем последовало обращение о признании указанных норм неконституционными в Конституционный суд РФ, который и принял вышеуказанное Постановление о несоответствии Конституции РФ части 1 ст. 157 ЖК РФ, третьего абзаца пункта 42(1) Правил 354.

В Постановлении КС РФ по вопросу о соответствии Конституции РФ абзаца 4 пункта 42 (1) Правил 354 указано о том, что «…между тем абзац четвёртый пункта 42(1) названных Правил прямо предписывает учитывать показания индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в помещениях многоквартирного дома , оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета тепла, и потому сам по себе не может расцениваться как нарушающий конституционные права заявителя в указанном им аспекте. Следовательно, в этой части его жалоба в силу пункта 2 статьи 43 и статьи 68 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» не является допустимой, а производство по настоящему делу в этой части подлежит прекращению …»

Таким образом, в Постановлении КС РФ рассмотрен вопрос о соответствии Конституции РФ части 1 ст. 157 ЖК РФ и третьего абзаца пункта 42(1) Правил 354.

Конституционным судом РФ установлено следующее:

    Нормативное регулирование отношений в сфере снабжения энергетическими ресурсами –должно основываться на вытекающих из Конституции РФ принципах определенности, справедливости и соразмерности (пропорциональности) вводимых ограничений конституционно значимым целям, с тем чтобы достигался разумный баланс имущественных интересов участников этих отношений , в том числе применительно к порядку определения объема потребляемого собственниками и пользователями помещений в МКД коммунальной услуги и взимаемой за неё платы;

    Одним из действенных правовых механизмов, стимулирующих потребителей коммунальных ресурсов к эффективному и рациональному их использованию и тем самым к бережному отношению к окружающей среде, является регламентация порядка определения платы за коммунальные услуги , общие принципы определения объема потребляемых коммунальных услуг для исчисления размера платы за них, к числу которых часть 1 ст. 157 ЖК РФ относит учёт потребленного коммунального ресурса, прежде всего, исходя из показаний приборов учёта, отсутствие которых восполняется применением расчётного способа определения количества энергетических ресурсов, использованием нормативов потребления коммунальных услуг;

    Спецификой МКД как целостной строительной системы, в которой отдельное помещение представляет собой лишь некоторую часть объёма здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, в частности помещениями служебного назначения, обусловливается, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым – невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии ;

    Положения Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дают рачительно расходующим тепловую энергию потребителям коммунальных слуг, несущим расходы на обеспечение сохранности индивидуальных приборов учёта тепловой энергии, их надлежащую эксплуатацию и своевременную замену, основания для законных ожиданий соразмерного снижения платы за отопление ;

    Приведённое нормативное положение абзаца 3 пункта 42(1) Правил 354, в силу которого плата за коммунальную услугу по отоплению определяется по принципу распределения поступающего в МКД в целом коммунального ресурса между собственниками (владельцами) отдельных помещений с учётом площади этих помещений, т.е. не принимая во внимание показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии, фактически, вопреки предписанию статьи 17 (часть 3) Конституции РФ, создает – в ущерб интересам законопослушных собственников и пользователей помещений в конкретном МКД – условия, поощряющие недобросовестное поведение потребителей данной коммунальной услуги, позволяя им расходовать тепловую энергию за счет отнесения части платы за нее на иных потребителей (в том числе экономно расходующих тепловую энергию);

    Возможность учёта фактического потребления тепловой энергии в помещениях МКД, оснащенных соответствующими индивидуальными приборами учета, обусловливается наличием исправных приборов во всех иных помещениях многоквартирного дома. Тем самым нарушается конституционный принцип равенства, требующий, создания равных условий для реализации своих прав и законных интересов лицами, относящимися к одной категории (собственниками и пользователями помещений, оборудованных ИПУ тепловой энергии, в МКД, в котором не во всех помещениях имеются такие приборы, с одной стороны, и собственниками и пользователями помещений в МКД, все помещения которого имеют соответствующее оснащение, – с другой), и не допускающий различий, не имеющих объективного и разумного оправдания.

    При этом часть 1 статьи 157 ЖК РФ , позволяя рассчитывать размер платы за потребляемые коммунальные услуги исходя из их объёма, который определяется по показаниям приборов учёта, не разделяет значение коллективных (общедомовых) приборов и индивидуальных приборов учета и тем самым порождает неопределённость, создающую возможность нарушения конституционных параметров в регулировании данного вопроса Правительством Российской Федерации.

В результате КС РФ сделаны итоговые выводы о том, что «…часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и абзац третий пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не соответствуют Конституции Российской Федерации , ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 и 55 (часть 3), в той мере, в какой 22 содержащиеся в них взаимосвязанные нормативные положения – по смыслу, придаваемому им в системе действующего правового регулирования правоприменительной практикой, – не предусматривают возможность учёта при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению показаний индивидуальных приборов учёта тепловой энергии в многоквартирном доме , который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащён коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена, что ведет к нарушению принципов правовой определенности, справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод, а также баланса конституционно значимых ценностей, публичных и частных интересов».

В Постановлении КС РФ указано, что Федеральному Собранию и Правительству РФ надлежит внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, которые оснащены коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний последних .

А до внесения изменений в действующее законодательство расчёт платы за отопление в МКД , который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащён общедомовым прибором учёта тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учёта тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена, надлежит производить по модели, установленной абзацем четвёртым пункта 42(1) Правил 354.

Теперь «богатейшим участникам рыночных отношений» - управляющим организациям остаётся только ждать этих самых изменений, снова беря на себя бремя дополнительных финансовых расходов, которые наше государство не хочет возлагать на себя, «беднейшие» африканские страны ресурсоснабжающие организации либо на самих пользователей коммунальными ресурсами (ведь – электорат же!!!).

Почему-то, к сожалению, справедливость, соразмерность, разумность и баланс имущественных интересов в нашей стране по отношению к управляющим организациям в сфере ЖКХ не действует. По крайней мере, в рассмотренном Постановлении Конституционного суда РФ об этом ни слова…

Отметим, что компания "Бурмистр.ру" предоставляет своим клиентам юридическое обслуживание. Наша команда опытных юристов, которые уже «собаку съели», работая в российской сфере ЖКХ, помогут с подготовкой писем, ходатайств, претензий, исков, заявлений, жалоб и пр. Мы можем подготовить правовую экспертизу документов с выдачей рекомендаций по корректировке документа, исходя из информации о цели его использования. И, конечно, консультировать вас по текущей деятельности по управлению МКД. Более подробная информация об юридическом обслуживании находится .

С уважением, Ильмира Носик.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх