Проблемы трудоустройства молодежи в россии. Так ли плохо работать не по специальности

Терехова Яна Николаевна
магистрант факультета «Государственное, муниципальное управление
и экономика народного хозяйства»
Орловский филиал ФГБОУ ВО РАНХиГС
E-mail: [email protected]

Аннотация: Статья посвящена проблемам занятости молодежи. Проблема имеет особую специфику, связанную, прежде всего, с особенностями данной социально-демографической группы: возрастом, отсутствием опыта работы, нехваткой дополнительных навыков, особыми интересами и ценностями и др.

Ключевые слова: занятость молодежи, трудоустройство, молодежный рынок труда, проблемы трудоустройства.

Важность проблемы занятости молодежи сложно переоценить. Молодежь - самая динамичная часть трудовых ресурсов. Данная возрастная категория обладает повышенной мобильностью, потенциальными способностями к быстрому обучению, нестандартным мышлением . Одновременно молодежь является и одной из самых уязвимых групп, что связано с довольно низким уровнем конкурентоспособности на рынке труда.

К основным причинам сложностей в трудоустройстве молодежи можно отнести множество факторов. В первую очередь - отсутствие необходимого опыта. Работодатель не заинтересован в привлечении на работу неопытного специалиста, поскольку хочет получить от рабочей силы моментальную отдачу при минимуме затрат. Кроме того, зачастую останавливает работодателя то, что молодой специалист, параллельно с работой планирует обучение, что неизбежно связано с отрывом от рабочего процесса.

Другая причина сложностей трудоустройства молодежи – несоответствие полученной специальности реальной ситуации на рынке труда, в результате чего выпускник, получивший диплом остается не востребованным. Большую трудность составляют и психологические барьеры, часто не позволяющие обращаться за помощью в государственные учреждения служб занятости.

Нельзя не сказать и о ситуации на рынках труда во многих субъектах РФ, сталкивающихся с такой проблемой, когда предложение рабочей силы превышает спрос на нее, другими словами, число свободных вакансий в разы меньше числа потенциальных работников. В этих условиях шансы трудоустроиться у молодого специалиста без опыта работы существенно снижаются.

Нельзя забывать о части молодежи, не имеющей профессионального образования. В отдельную группу можно выделить лиц, не достигших совершеннолетия – они не имеют специальности, не ориентируются в ситуации на рынке труда, не знакомы с трудовым законодательством.

По данным в конце 2015 г. – начале 2016 г. уровень безработицы лиц в возрасте 15-19 лет составил в среднем 35% от экономически активного населения (что выше по сравнению с сентябрем 2015 года на 4,9%). Среди возрастной категории 20-24 года был зарегистрирован уровень безработицы 15 % (что выше по сравнению с сентябрем 2015 на 0,7%), среди лиц в возрасте 25-29 лет – 6,9 % .

Последствиями безработицы среди молодежи становятся ухудшение социального положения молодых семей, снижение рождаемости, увеличение количества беспризорных детей, падение патриотизма, психологические проблемы, снижение мотивации к дальнейшему поиску работы, потеря квалификации, расширение теневого сектора экономики, отток молодых специалистов, усугубление криминальной обстановки.

Все это свидетельствует о том, что необходим комплексный подход, сочетающий в себе меры по детальному изучению теоретических и методологических вопросов трудоустройства молодежи .

Способствовать правильному выбору будущей специальности должно профессиональное ориентирование школьников, определение склонностей к изучениям тех или иных дисциплин.

Одна из эффективнейших мер - стажировки в организациях для выпускников. За счет этого молодой специалист сможет получить необходимые практические навыки. Обязательным условием должно стать содействие со стороны государства. Возможно, эффективным средством может стать введение мер квотирования, обязывающих работодателя иметь в составе своих кадров некоторый процент молодых специалистов. Поддержка предпринимателей и организаций, оказывающих содействие трудоустройству молодых специалистов, может дать неплохие результаты.

Необходимое условие стабилизации ситуации на молодежном рынке труда - формирование государственного заказа на обучение профессиям, востребованным в данный момент.

Государственная поддержка, в том числе должна быть направлена на создание гибких графиков и режимов работы для лиц, совмещающих трудовую деятельность с обучением в образовательных организациях.

Одним из вариантов трудоустройства молодежи может быть обращение в службы занятости населения. Необходимыми мерами являются налаживание связей между центрами занятости и работодателями, помощь в поддержании диалога между потенциальным работодателем и работником. В содействии такого рода крайне нуждаются молодые специалисты, плохо ориентирующиеся в трудовом законодательстве, не имеющие ни опыта работы, ни опыта общения с работодателем.

Должна проводиться корректировка политики в сфере занятости, пересматриваться законодательная база, внедряться меры по введению дополнительных льгот для регионов с высоким уровнем безработицы среди молодежи.

Обязательным условием должно быть функционирование центров социальной и психологической помощи для молодежи, сотрудничество органов власти, центров занятости с молодежными организациями и движениями.

Для повышения уровня занятости молодежи необходима политическая и экономическая стабильность, комплексный подход к решению проблемы. Только совместные действия всех уровней власти могут дать ощутимые результаты.

Список литературы

  1. Волонина Н.А. Безработица молодежи // Экономика, предпринимательство и право. – 2012. – № 1. – С. 14.
  2. Занятость и безработица в Российской Федерации в сентябре 2015 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free (дата обращения 20.07.2016)
  3. Айдарова И.А. Проблемы трудоустройства молодежи на рынке труда. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://view-source:http://human.snauka.ru/2014/06 (дата обращения: 19.07.2016)

Обеспечение занятости несовершеннолетних граждан в рамках специальных программ является составной частью деятельности государственной службы занятости. Временное трудоустройство (в период летних каникул, в свободное от учёбы время) даёт подросткам возможность собственным трудом заработать определённые средства, а также, что немаловажно, приобрести определенные профессиональные навыки, опыт самоорганизации, научиться работать в коллективе, ощутить ответственность за порученное дело и собственную значимость. Кроме того, программа помогает снизить риск совершения правонарушений, так как обеспечивает занятость подростков из группы риска.
В Центре занятости населения а а специалисты в течение всего года информируют работодателей и глав районных администраций о возможности заключения договоров по специальной программе занятости «Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учёбы время». Перед началом летнего сезона в Администрации а проходит заседание штаба « ие каникулы», где всесторонне рассматриваются вопросы организации трудоустройства несовершеннолетних подростков в летние месяцы.
Приоритет при трудоустройстве отдаётся подросткам, которые находятся в сложной жизненной ситуации, состоящим на учёте в комнате детской милиции, детям-сиротам, детям-инвалидам.
Озеленитель, курьер, архивариус…
В июле этого года 2016 подростков обратились в Центр занятости населения а в поиске подходящей работы. Из них 1605 человек трудоустроились, в том числе и по специальной программе занятости несовершеннолетних граждан. В её рамках было заключено 65 договоров с работодателями на 719 рабочих мест, и в итоге трудоустроено 638 подростков.
Трудоустраиваются школьники и подростки в основном на благо­устройство территории. Чаще всего работодатели предлагают несовершеннолетним гражданам вакансии подсобного рабочего, озеленителя, помощника продавца мороженого, помощника инструктора по у, младшего вожатого, санитарки, уборщика помещений, курьера, архивариуса.
Одним из активных участников программы, по информации Центра занятости а а, стала МОУ «Средняя общеобразовательная № 97». Многие ученики этой школы в возрасте от 14 до 18 лет имеют трудовые книжки, выданные школой. Как говорит заместитель директора по административно-хозяйственной работе Галина Калинкина: «Мы не только даём детям возможность заработать, но и принести пользу своей школе в плане благоустройства».
К сожалению, в трудоустройстве школьников есть и насущные вопросы. Так, в нынешнем году, как и в прежние годы, молодых людей, желающих трудиться, было гораздо больше, чем рабочих мест, предоставленных работодателями. Главной проблемой при заключении договора на трудоустройство несовершеннолетних граждан остаётся отсутствие денежных средств на выплату заработной платы работающим подросткам. По-прежнему существуют сложности в трудо­устройстве младших школьников - 14-летних подростков. Работодателей, готовых принять этих ребят, практически нет.
Где ждут сельских подростков?
Центром занятости населения Игринского района работа по трудоустройству несовершеннолетних граждан организована в этом году при взаимодействии всех заинтересованных структур. Службой занятости района на летний период заключено 50 договоров с различными предприятиями и организациями о временном трудоустройстве подростков с выплатой им материальной поддержки, трудоустроено 211 учащихся. Почти половина из числа подростков находятся в трудной жизненной ситуации.
На предприятия ООО «Дэмен», СПК «Чутырский», ООО «Родина», СПК «Ленин Сюрес», ООО «Зуринский », ООО «Рассвет» было трудоустроено 85 подростков. Они занимались ом и уборкой животноводческих помещений, благоустройством территории, заготовкой лекарственных трав, работали на откорме телят.
В «Игралес» - филиале АУ УР «Удмуртлес» более 20 подростков трудились на прополке в питомнике, 2 человека - на шишкосушилке. В Комплексном центре социального обслуживания 4 подростка попробовали свои силы в качестве социальных работников, оказывая на дому помощь пожилым людям.
По договору с МУ «ИМЦ «Лига» 59 подростков участвовали в строительстве детских площадок на территории больницы в селе Зура, в сёлах Лоза, Факел, благоустраивали территорию храма в селе Новые Зятцы, приводили в порядок территорию около родников.
В среднем каждый подросток получил к своей заработной плате материальную поддержку от службы занятости в размере 1466 рублей в месяц. Как отмечают специалисты Игринской службы занятости, в ходе летней кампании по трудоустройству подростков вновь проявились старые проблемы: отсутствие объёмов работ на предприятиях, нежелание работодателей принимать на работу несовершеннолетних, в связи с тем что при их оформлении требуется заполнение большого пакета документов, а также в связи с необходимостью создания для них особых условий труда.
Учитывая социальную важность занятости подростков, специалисты Игринского центра занятости вышли с предложением ко всем заинтересованным в этом вопросе структурам ежегодно разрабатывать районную программу организации занятости несовершеннолетних граждан с консолидацией средств на её реализацию, включая средства работодателей, республиканского, федерального, местного ов и спонсоров.
Работа как ступенька для роста
Трудоустройству школьников самое пристальное внимание уделяют в Красногорье. В течение летних месяцев у школьников широкий фронт работы. Это благоустройство территории предприятий и организаций района, благоустройство центра села Красногорского, детских площадок и помощь при е помещений. Подростки помогают предприятиям в сельхозработах, на заготовке лекарственных трав и кормов для животных. Многие ребята работали младшими вожатыми в сводных отрядах района, а некоторые даже начинающими корреспондентами в местной газете «Победа».
Больше всех трудоустроили школьников этим летом в районе МУ МЦ «Встреча» - 69 человек, СПК «Прохоровский» - 30, МУ редакция газеты «Победа» - 28, ООО «Курьинское» - 22, отдел культуры, а и молодёжной политики - 10 человек. На предприятиях СПК «Прохоровский», СПК «Прогресс», ООО «Курьинское» средняя заработная плата подростков (по сдельным расценкам) составляла от 1214 до 2760 рублей. Плюс материальная поддержка от службы занятости.
Как показывает практика, школьники хотят работать, они заинтересованы получать новые знания и опыт, безусловно, хотят заработать личные деньги. Правда, спрос, что называется, опережает предложение. К сожалению, вакансий для подростков сегодня явно недостаточно. Для решения этого важного социального вопроса необходимо объединить усилия всех сторон: службы занятости, муниципалитетов и особенно - работодателей. В случае с подростками работа, занятость – это всегда лучше, чем безделье.

Насретдинова М.М.

Студент, Башкирский государственный университет

Проблемы трудоустройства студентов и выпускников ВУЗов

Аннотация

В данной статье будет рассматриваться вопрос занятости студенческой молодежи. Молодежная безработица остается одной из острейших проблем в сфере труда. Целью исследования является выявление места студентов на рынке труда, а также выявление факторов, которые мешают устроиться на хорошую работу. На основе результатов исследования сформулированы рекомендации по оптимизации трудоустройства студенческой молодежи.

Ключевые слова: молодежь, студенчество, трудоустройство, занятость, безработица.

Nasretdinova MM

Student, BashkirStateUniversity

The problem of employment of students and graduates

Abstract

This article will address the issue of employment of college students. Youth unemployment remains one of the most acute problems in the workplace. The aim of the study is to identify the location of students in the labor market, as well as to identify factors that hinder find a good job. Based on the results of the study provide recommendations for optimizing placement of students.

Keywords: youth, students, job placement, employment, unemployment.

В данной статье будет рассматриваться такая группа молодежи, как студенты, а именно занятость учащихся студентов и студентов-выпускников.

Положение молодежи на российском рынке труда обуславливается двумя важнейшими обстоятельствами:

Во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России,

Во-вторых, они – будущее страны.

Сейчас очень остро стоит вопрос о трудоустройстве недавно выпустившихся студентов. Работодатели не хотят брать молодых на работу, так как у них нет опыта, а производственные практики в ВУЗах не дают нужного опыта. Чаще всего студентам говорят прийти в последний день практики за печатью и подписью. А на собеседовании «многообещающе» говорят: «Мы Вам перезвоним».

Карл Маркс и Фридрих Энгельс рассматривали молодежь как каждое новое поколение, наследующее и продолжающее традиции старшего поколения. По их мнению, молодежь с одной стороны продолжает унаследованную деятельность, а с другой стороны благодаря трудовой деятельности видоизменяет старые условия.

Позже, в конце XIX века Эмиль Дюркгейм исследовал особенности и пути вхождения молодёжи в те или иные структуры общества. Впоследствии данные исследования были продолжены американскими (Толкотт Парсонс, Роберт Мертон, Нейл Смелзер и др.), российскими (В. Т. Лисовский, Н. М. Блинов и др.), эстонскими и белорусскими социологами.

В. Т. Лисовский одним из первых выдвинул само определение молодёжи в 1968 году: «это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образование, профессиональные, культурные и другие социальные функции». Игорь Кон определял молодёжь как социально-демографическую группу, выделяющуюся на основе совокупности возрастных характеристик, особенности социального положения, и обусловленную социально-психологическими свойствами.

Основаниями для выделения молодёжи в отдельную группу стали: возраст, статус, ролевые функции. Однако, до сих пор не существует единого мнения по поводу возрастной границы. В Древнем Китае молодёжь составляли лица до 20 лет, Пифагор же определял молодость в рамках от 20 до 40 лет, называя это «Лето жизни».

В Федеральном законе «О молодежи» сказано, что молодежью являются лица, проживающие на территории Российской Федерации физические лица (граждане Российской Федерации, а в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации так же иностранные граждане и лица без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет.

По данным Росстата за май 2013 года видно, что наибольшее число безработных среди молодежи от 15 до 24 лет. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 23,0%, в том числе в возрасте 15-19 лет – 3,3%, 20-24 лет – 19,7%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (21,4%) и 20-24 лет (11,6%). По сравнению с маем 2012г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет снизился на 2,4 процентных пункта, в возрасте 20-24 лет – на 0,1 процентного пункта.

В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в мае 2013г. составил 16,8%, в том числе среди городского населения – 17,25%, среди сельского населения – 16,5%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,8 раза.

По данным Росстата можно сказать, что за последний год безработица среди молодежи выросла. Это обусловлено переходом на европейскую систему образования. Если раньше ВУЗы выпускали специалистов, то сейчас идет первая волна выпускников-бакалавров. Работодатели считают бакалавриат незаконченным высшим образованием, так как на эту программу образования выделено меньше часов, чем на специалитет, так, во многих вузах бакалавры учатся на год меньше, чем учились бы специалисты.

Еще одной проблемой при трудоустройстве, выделенной студентами является отсутствие опыта работы. В отчете «Занятость и безработица в Российской Федерации в мае 2013г. (по итогам обследования населения по проблемам занятости)» было выделено число безработных по наличию опыта работы. В численности безработных 28,3% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В мае 2013г. их численность по сравнению с маем 2012г. увеличилась на 46 тыс.человек, или на 4,3% и составила 1,1 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 10,4% составляет молодежь до 20 лет, 44,0% – от 20 до 24 лет, 20,3% – от 25 до 29 лет.

По данным онлайн-опроса на сайте «Анкетер» на вопрос «Как Вы считаете, с какими трудностями чаще всего встречаются студенты и выпускники ВУЗов при устройстве на работу?» обозначили недостаточность опыта, практики 91,7% студентов, про невостребованность специальности упомянули 25,0% опрошенных, 16,7% студентов считают, что возраст тоже может стать проблемой трудоустройства, еще одной из важных проблем, по мнению респондентов, является то, что работодатель не считает бакалавриат высшим образованием, так считают 16,7% студентов. Невозможность работать полный рабочий день отметили 18,4% опрошенных. Также студенты считают проблемами трудоустройства такие, как отсутствие военного билета (12,5%) и некотируемость ВУЗа (8,3%).

Сейчас многие молодые люди с образованием пополняют ряды “челноков”, уличных и базарных торговцев, т. е. происходит ощутимый отток молодежи в сферу теневой экономики.

Так, на вопрос «Вы работаете по своей специальности?» положительно ответили только треть студентов(33,3%), остальные 66,7% работают не по своей специальности.

Также, среди безработной молодежи 35,3% имеют высшее образование, 35,9% - профессиональное, 23% - полное среднее и только 0,3% - начальное образование

Но стоит учитывать, что приведенные данные не совсем точные, так как они основаны на статистике центров занятости, реальные цифры еще больше, а портрет молодого безработного - сложнее. Например, отсутствуют какие-либо данные об уровне скрытой безработицы. Еще раз обратимся к онлайн-опросу с сайта «Анкетер». Студентам задавался вопрос «Есть ли в вашем ВУЗе программа помощи выпускникам? Направления на работу?», на который положительно ответили 71,4% респондентов и отрицательно – 28,6%. Да, действительно существуют программы помощи, но напрашивается вопрос об их качестве. Часто встречается такое, что учебное заведение договорилось о стажировке энного количества студентов в фирме/на заводе и пр., но эти фирмы/заводы чаще всего не имеют возможность принять студентов на достаточное для получения практических знаний время. Поэтому студенты чаще всего идут работать не по специальности, а, как уже указывалось выше, менеджерами, промоутерами, курьерами и на другие должности низшего звена с маленькой перспективой карьерного роста или вообще без нее. И, что не удивляет, трудоустройство по таким вакансиям чаще всего неофициальное. То есть даже работая, студент не получает записи в трудовой книжке, что опять же лишает его опыта работы, но в данном случае документально подтвержденного.

Правовые вопросы занятости студентов представляются весьма важными. Ответ на вопрос: «Какая у Вас форма трудоустройства?», показали, что из числа работающих студентов около 40 % имеют с работодателем юридически оформленные отношения, у большинства же (60%) трудовые отношения с работодателем не оформлены или являются неофициальными.

Труд студентов выгоден предпринимательским структурам, которые таким образом имеют возможность избежать дополнительных расходов, связанных с налогообложением, с социальным страхованием работника, а также манипулировать оплатой труда. Студент же, будучи временным работником, не уделяет должного внимания этой стороне дела.

Создавшаяся ситуация может являться источником дискриминации студентов на рынке труда. Такое положение будет иметь место до тех пор, пока студент как временный работник не будет реально обеспечен правовыми нормами, пока не будет реализовываться на практике трудовое законодательство в отношении временных, контрактных, частичных и т.п. работников.

Теперь обратимся к мнению работодателей, какими они хотят видеть студентов при приеме на работу и что они при этом учитывают.

Опросы работодателей показывают, что из профессиональных качеств выпускников вузов они ценят, прежде всего:

Качество полученного ими образования (фундаментальность образования, уровень профессиональных знаний, умений, навыков),

Наличие опыта практической работы, повышающего уровень их профессиональных знаний, умений и навыков,

Способность к восполнению и применению своих знаний, в том числе в смежных и других областях, что выражается в способности к самообразованию, в общей эрудиции, в разносторонности и широте знаний, в наличии дополнительной профессиональной подготовки.

Эффективное решение проблем трудоустройства выпускников и обеспечения предприятий региона кадрами квалифицированных специалистов зависит от многих факторов, в том числе от:

Качества подготовки специалистов в вузах,

Развития программ опережающей подготовки, учитывающих тенденции перспективного развития промышленности и экономики в целом,

Структуры и объёма подготовки специалистов с высшим образованием в регионе, их соответствия текущей и перспективной потребности в них реальной экономики,

Обучения навыкам предпринимательства, развития в вузах малых и средних предприятий,

Развития процессов интеграции деятельности вузов, других учреждений профессионального образования и предприятий в сфере науки, образования и в других сферах взаимных интересов,

Профориентации студентов для работы на предприятиях и воспитания у них востребованных рынком труда личностных качеств,

Развития студенческой инициативы в сфере профориентации студентов, трудоустройства выпускников и их адаптации к рынку труда,

Адаптации и закрепления молодых специалистов на предприятиях, развития наставничества, социальных программ поддержки молодых специалистов,

Создания условий для самореализации молодёжи, поддержки молодёжных инициатив, успешного творческого, профессионального и служебного роста молодых специалистов и т.д.

Как показывают многочисленные опросы работодателей только в Москве, пока выпускники негосударственных вузов у них явно не в почете. Более 60% руководителей предпочитают нанимать на работу выпускников с дипломом госвуза. В целом качество выпускников сегодня очень неоднородно – что в государственных, что в негосударственных вузах. Поэтому в условиях большого насыщения рынка труда у работодателей есть возможность выбора. И если бы мы говорили о цифре “более 90 процентов”, то тогда стоило бы говорить о неких негативных тенденциях. А приведенные результаты опроса естественны. Конечно, репутация вузов зависит от них самих. В частности, от умения вуза работать с работодателем и трудоустраивать своих выпускников.

Литература

1. Википедия - свободная энциклопедия, URL: ru.wikipedia.org (дата обращения 01.07.2013);

2. Сайт «Анкетер», опрос на тему «Занятость студентов ВУЗов», URL: http://www.anketer.ru/polls/view/26874/ (дата обращения 03.07.2013);

3. Головатый Н.Ф. Социология молодежи: Курс лекций. – К., 1999, URL: www.socioline.ru (дата обращения 07.07.2013);

4. Федеральная служба государственной статистики Росстат, «Занятость и безработица в Российской Федерации в ноябре 2012г. (по итогам обследования населения по проблемам занятости)»;

5. Шийко Д.С., аспирант Московского института электроники и математики, «Эффективность рынка занятости молодежи», Электронное научное издание «ТРУДЫ МЭЛИ: электронный журнал»;

6. Лотова И.П., «Модель региональной системы трудоустройства выпускников ВУЗов», Нижний Новгород, 2009;

7. Агранович М., «На работу – с первого курса», Российская газета, “Союз. Беларусь-Россия” №478 (42), http://www.rg.ru/2010/11/12/rabota.html (дата обращения 12.07.2013);

Работа для людей с инвалидностью

Топ-5 самых популярных сайтов для поиска работы

Единственный вопрос собеседования, который имеет значение

Умные ответы на глупые вопросы для собеседования

Самый плохой вопрос на собеседовании

Собеседование. 3 вопроса, которые имеют важное значение

Правильное трудоустройство. Как правильно искать работу своей мечты.

15 советов как написать успешное резюме

Как вести себя на собеседовании при приёме на работу

Ваша цель - произвести впечатление на интервьюера своими вопросами и качеством предварительной подготовки. Этим вы продемонстрируете свою заинтересованность и покажете, что вы пришли не только узнать, что смогут предложить вам, но и продумали заранее, чем вы можете быть полезны. Подробнее http://dnevnyk-uspeha.com/rabota-i-karera/kak-vesti-sebja-na-sobesedovanii.htmlhttp://dnevnyk-uspeha.com/rabota-i-karera/kak-vesti-sebja-na-sobesedovanii.html

Не спешите менять работу

Почему, прежде чем искать работу, нужно найти себя

Собеседование по телефону

Одной из самых уязвимых на рынке труда категорий граждан является молодежь — выпускники среднего профессионального образования, ищущих работу впервые. И это понятно, ведь у молодых людей, впервые вышедших на рынок труда, нет опыта работы, еще недостаточно серьезна мотивация к трудовой деятельности, а полученная профессия не всегда востребована работодателями. Залог успешного профессионального старта для начинающих специалистов - это вера в свои силы, поддержка государства и работодателей.

Одним из шагов на пути к решению проблемы трудоустройства является участие выпускников в мероприятиях активной политики занятости населения — «Временное трудоустройство выпускников среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, ищущих работу впервые» и стажировке выпускников. В настоящее время в нашей области проходит акция для молодежи «Моя первая работа», которая включает ярмарки вакансий с участием работодателей, видеособеседования с использованием скайп-связи, имидж-мастер-классы, групповые консультации с применением интернет-технологий и многое другое.

— Стажировка - это временная занятость, организованная специально для выпускников - молодых специалистов, — пояснила нам начальник отдела ОГКУ «Пучежский ЦЗН» Ольга Николаевна Спирина. — Получив диплом, выпускник обращается в Центр занятости населения, где сотрудниками подбирается перечень предприятий для прохождения стажировки. Участниками стажировки могут быть выпускники средних профессиональных учебных заведений, не работавшие ранее и не достигшие 20-летнего возраста.

Стажировку выпускнику можно пройти в организациях — юридических лицах (кроме государственных и муниципальных учреждений), у индивидуальных предпринимателей, где возможна организация рабочего места для прохождения стажировки по полученной выпускником профессии (специальности).

— Для этого создается временное рабочее место?

— Да, работодателю необходимо создать временное рабочее место для прохождения стажировки сроком до шести месяцев и заключить договор об организации стажировки с Центром занятости населения. На период стажировки с работником также заключается срочный трудовой договор с соблюдением всех правил трудового законодательства.

Одним из привлекательных условий участия в данном мероприятии является возмещение работодателю затрат на оплату труда стажера из средств областного бюджета (не более 7500 рублей в месяц плюс страховые взносы в государственные внебюджетные фонды).

— Ольга Николаевна, а молодые специалисты получают какую-либо материальную поддержку в данном случае?

— При реализации направления «Временное трудоустройство выпускников среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, ищущих работу впервые» молодым специалистам выплачивается материальная поддержка из расчета 850 рублей в месяц.

У выпускников появляется прекрасная возможность зарекомендовать себя на предприятии, научиться работать в коллективе, а в перспективе - получить постоянную работу. Всем известно, что на любом предприятии периодически происходит смена кадров: кто-то уходит на пенсию, а кто-то в декрет, появляются вакантные места для работы.

Перспективы трудоустройства после окончания временного трудоустройства, конечно же, в первую очередь зависят от самого выпускника — насколько он проявит свои профессиональные качества, активность, грамотность и готовность к трудовой деятельности. Если работодатель будет доволен его работой, то появляется перспектива дальнейшего сотрудничества.

Кстати, данные направления реализуются службой занятости уже не первый год. В 2016 году 3 выпускника смогли принять участие в этих программах. Благодаря долголетнему сотрудничеству и взаимопониманию с работодателями центром занятости заключены 2 договора с ООО «Ришелье» и СПК «Верный путь». Отрадно, что 2 выпускника получили постоянное трудоустройство по профессиям «швея», «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».

Теперь что касается этого года.У Артема Ш., выпускника Нижегородского индустриального техникума, самостоятельный поиск работы не увенчался успехом. Пройдя собеседование в нескольких организациях и не получив предложения на работу, юноша обратился в Центр занятости населения за содействием в трудоустройстве. Результатом работы стало заключение договора с ООО «Ришелье» по временному трудоустройству выпускника СПО по полученной профессии «Мастер сухого строительства». Он приступил к работе с 20 марта.

В ООО «Ришелье» стажируется Анастасия К. по профессии «швея». Первые навыки Настя получила в колледже.

— Меня тепло приняли в коллективе, помогают и подсказывают, как правильно применить полученные знания. Вообще работа моя нравится.

По словам инженера-технолога Надежды Алексеевны Маловой, Настя не боится трудностей, стремится выполнить любую работу добросовестно, качественно, что в нашем деле немаловажно. Думаю, у нее все получится.

Молодежи, на самом деле, много не нужно. Им требуется одобрение и поддержка. Когда ребята видят, что их работы находят одобрение, у них буквально «крылья вырастают». Именно участие в данных программах дает понять выпускникам, что они способные и обязательно добьются успеха в профессии и, конечно, накладывают на них и определенную ответственность за полученное дело.

Полученная работа для этих ребят — это не просто вакансия, стажировка или подработка. Работа для них сейчас — это старт всей профессиональной карьеры. От того, каким будет этот старт, зависит их успех в будущем.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх