Что входит в понятие социальное обслуживание. Социальное обслуживание по новым правилам

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 442-ФЗ).

Согласно Федеральному закону № 442-ФЗ социальные услуги предоставляются гражданам в следующих формах:

  • стационарного социального обслуживания;
  • полустационарного социального обслуживания;
  • социального обслуживания на дому.

Порядок предоставления социальных услуг в любой из трех форм аналогичен с незначительными отличиями, для получения социального обслуживания придерживайтесь следующего алгоритма:

Шаг 1. Сбор необходимых документов (для получателя социальных услуг и(или) его законного представителя):

  1. ксерокопия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (страницы с фото и пропиской). Для несовершеннолетнего в возрасте до 14 лет — свидетельство о рождении, содержащее сведения о месте жительства в г. Москве;
  2. ксерокопия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность одного из законных представителей (для несовершеннолетнего либо недееспособного гражданина);
  3. документ, содержащий сведения об обстоятельствах, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина, — для целей признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании;
  4. документ, подтверждающий обстоятельства, объективно препятствующие выполнению членами семьи или родственниками обязанностей по уходу за неспособным к самообслуживанию гражданином, — в случае обращения гражданина, проживающего в семье или при наличии у него близких родственников;
  5. оригинал медицинского заключения о состоянии здоровья гражданина, в том числе и об отсутствии у него противопоказаний к получению социального обслуживания (можно получить в поликлинике по месту жительства);
  6. ксерокопия справки об инвалидности федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы (в случае обращения за социальным обслуживанием инвалида);
  7. оригинал заключения врачебной комиссии психоневрологического диспансера или больницы с развернутым диагнозом и указанием рекомендованного типа организации социального обслуживания — для стационарной формы социального обслуживания;
  8. оригинал заключения психолого-медико-педагогической комиссии — в случае обращения о предоставлении социального обслуживания несовершеннолетнему гражданину, страдающему психическими расстройствами;
  9. решение суда о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным — для недееспособного или ограниченно дееспособного гражданина;
  10. справку об освобождении из мест лишения свободы — для гражданина из числа лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, за которыми установлен административный надзор и которые частично или полностью утратили способность к самообслуживанию;
  11. оригинал справки, содержащей сведения о доходах гражданина и членов его семьи за последние 12 календарных месяцев, предшествующих обращению (за исключением сведений, указанных в п. 2.2.12 Постановления Правительства Москвы № 829-ПП от 26 декабря 2014 года «О социальном обслуживании граждан в городе Москве» (далее – Порядок) – можно получить в отделении Пенсионного Фонда РФ по месту жительства;
    12) документ, удостоверяющий личность, и доверенность — для лиц, обращающихся в интересах получателя социальных услуг (законными представителями гражданина могут выступать как конкретные доверенные лица, так и опекающие организации).

Возможные вопросы при реализации Шага 1:

  • «документ, содержащий сведения об обстоятельствах, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина, — для целей признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании» – имеется ввиду перечень сведений и документов по соответствующей форме социального обслуживания, запрашиваемые в рамках межведомственного взаимодействия и подтверждающих обстоятельства, ухудшающие (или способные ухудшить) условия жизнедеятельности гражданина. Среди таких документов могут быть справка о составе семьи, справка о размере пенсии, ходатайство соответствующих органов и учреждений. Например, гражданин частично утратил способность к самообслуживанию в силу возраста и наличия инвалидности, ему тяжело за собой ухаживать самостоятельно и он хочет оформить для себя социальное обслуживание на дому, чтобы ему помогал социальный работник. В этом случае гражданин должен предоставить справку с места жительства о составе его семьи (или выписку с домовой книги), в которой содержались бы сведения, подтверждающие, что он одинокопроживающий или одинокий (а потому ухаживать за ним некому). В случае, если совместно с гражданином прописан ближайший родственник (например, дочь), но фактически она проживает отдельно от отца (в другом населенном пункте), и это документально подтверждено, в этом случае гражданин также признается одинокопроживающим.
  • «документ, подтверждающий обстоятельства, объективно препятствующие выполнению членами семьи или родственниками обязанностей по уходу за неспособным к самообслуживанию гражданином, — в случае обращения гражданина, проживающего в семье или при наличии у него близких родственников», — имеются ввиду следующие обстоятельства: продолжительная болезнь (более одного месяца), инвалидность, пенсионный возраст, отдаленность проживания от нуждающегося в уходе гражданина, частые и продолжительные командировки близких родственников и членов семьи. Таким образом, соответствующими документами могут быть выписки из истории болезни, справка об инвалидности, справка о фактическом проживании родственников.

Шаг 2. Подать заявление о предоставлении социальных услуг в письменном или электронном виде

Чтобы подать письменное заявление обратитесь лично (или посредством законного представителя) по месту жительства в Территориальное подразделение Управления социальной защиты населения г. Москвы или в Многофункциональный центр предоставления государственных услуг. Для подачи заявления в электронном виде используйте Интернет-портал государственных и муниципальных услуг.

В заявлении укажите на форму социального обслуживания и на желаемых поставщиков социальных услуг из Реестра поставщиков (п. 1 Приказа Минтруда России от 28.03.2014 N 159н. В случае, если Вы затрудняетесь в выборе поставщиков социальных услуг, обратитесь за помощью к сотруднику УСЗН).

К заявлению приложите оригиналы и ксерокопии собранных документов (см. Шаг 1.). Ваше заявление регистрируется в день обращения в УСЗН.

Возможные вопросы при подаче заявления в электронном виде:

  • Если гражданин уже зарегистрирован на Портале государственных и муниципальных услуг, то для подачи заявления нужно войти в систему под своим СНИЛС и паролем, далее открыть ссылку «Электронные услуги», далее – «Министерство здравоохранения и социального развития», далее – «Управление социальной защиты», далее – «Прием обращений граждан», в открывшемся окне – нажать «Получить услугу», заполнить все поля и отправить заявление. В течение трех рабочих дней, следующих за днем подачи заявления, подтверждается факт получения заявления ответным сообщением заявителю в электронном виде с указанием перечня необходимых документов и календарной даты его личного обращения в Управление социальной защиты населения либо сообщает о мотивированном отказе в приеме заявления.
  • Если гражданин НЕ зарегистрирован на портале государственных услуг, то порядок действий дополняется: для первоначальной регистрации необходимы следующие документы: паспорт гражданина РФ, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории РФ, а так же мобильный телефон, выход в Интернет и адрес электронной почты. На главной странице Портала нажмите ссылку «Вход/Регистрация», далее – заполните сведения о себе, проверьте точность вводимых данных, далее – следуйте предложенным инструкциям, далее — подтвердите свои действия, перейдя по ссылке, указанной в электронном письме, или введя код, присланный в SMS на номер мобильного телефона. Заключительная стадия регистрации заключается в подтверждении личности гражданина через муниципальные центры активации (это органы социальной защиты населения, центры занятости населения и МФЦ). При этом необходимо явиться лично и иметь при себе документ, удостоверяющий личность.
  • Часто гражданин (его законный представитель) имеет возможность обратиться с заявлением о предоставлении социальных услуг непосредственно к выбранным поставщикам соц.услуг, минуя отделение социальной защиты/МФЦ.

Шаг 3. Дождаться принятия решения по вашему заявлению

Срок ожидания обычно не превышает более 5 рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении соц.услуг:
В течение двух дней проводится проверка полноты и достоверности представленных сведений.
УСЗН не позднее трех рабочих дней с даты регистрации заявления:

  • устанавливает размер среднедушевого дохода гражданина для целей предоставления социального обслуживания;
  • организует обследование материально-бытовых и социальных условий проживания гражданина по месту его жительства, по результатам которого составляется соответствующий акт обследования материально-бытовых и социальных условий проживания (п. п. 2.8, 2.9 Порядка).

После проверки документов и составления акта обследования УСЗН не позднее двух рабочих дней принимает одно из следующих решений:

  • о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании (см. Статья 15 ФЗ №442);
  • об отказе в социальном обслуживании (п. 2.11, 2.12 Порядка).

Решения в отношении полустационарной формы социального обслуживания и в отношении формы социального обслуживания на дому принимает УСЗН, а в отношении стационарной формы социального обслуживания — Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы (п. п. 2.13, 2.14 Порядка).

В решении о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании указываются (п. 2.17 Порядка):

  1. форма социального обслуживания и сроки предоставления социальных услуг;
  2. правила предоставления социальных услуг бесплатно, за плату или частичную плату;
  3. сведения о законном представителе (при необходимости).

О принятом решении гражданин уведомляется не позднее двух рабочих дней со дня принятия указанного решения способом, обеспечивающим подтверждение получения такого уведомления с приложением копии решения (п. 2.20 Порядка).

Возможные вопросы при реализации Шага 3:

  • В случае, если гражданин получил отказ в предоставлении социального обслуживания, могли быть следующие причины:
    наличие медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию (алкоголизм, карантинные инфекционные заболевания, тяжелые психические расстройства, активная форма туберкулеза, венерические и иные заразные заболевания, требующие стационарного лечения);
    несоответствие документов, представленных гражданином или его законным представителем, требованиям (в том числе подача заявления от имени заявителя неуполномоченным лицом);
    непредставление гражданином документов (или представление не в полном объеме);
    представление гражданином заведомо недостоверных сведений и документов, по форме или содержанию не соответствующих требованиям действующего законодательства;
    Отсутствие оснований для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании по форме социального обслуживания, указанной в заявлении о предоставлении социальных услуг;
    Отсутствие обстоятельств, объективно препятствующих выполнению членами семьи или близкими родственниками гражданина обязанностей по уходу за не способным к самообслуживанию гражданином, когда гражданин проживает в семье или у него имеются близкие родственники.
  • Если отказ связан с невозможностью предоставления конкретной формы социального обслуживания или предоставлением неполного (утратившего силу) комплекта документов, то гражданину разъясняют возможность подать новое заявление с указанием иной формы социального обслуживания или дооформления документов (п. п. 2.15, 2.16 Порядка).
    ё отдельных видов выплат из числа выплат (указанных в п. 5 Правил), не содержится.

Шаг 4. Получение индивидуальной программы предоставления социальных услуг

В случае признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании наступает следующий этап. Индивидуальная программа предоставления социальных услуг (ИППСУ) по утвержденной форме составляется не позднее 10 рабочих дней со дня подачи заявления. Форма индивидуальной программы предоставления социальных услуг, утверждена Приказом Минтруда России №874н от 10 ноября 2014 г.

Индивидуальная программа – это документ, который предусматривает форму социального обслуживания, состав, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг и мероприятия по социальному сопровождению (п. 3.2 Порядка). Индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах. Социальные услуги делятся на следующие категории: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-трудовые, социально-правовые, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей соц.услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, срочные социальные услуги. Также в ней отображаются контактные сведения рекомендуемых поставщиков социальных услуг.

Гражданин имеет право на участие в составлении ИППСУ.

Индивидуальная программа составляется в двух экземплярах, один из которых остается в базе УСЗН, а один – отдается на руки получателю соц.услуг. ИППСУ подлежит пересмотру в соответствии с изменениями потребностей гражданина в социальных услугах, но не реже одного раза в три года (п. п. 3.3, 3.4 Порядка).

* Примечание: срочные социальные услуги предоставляются без составления индивидуальной программы.

Возможные вопросы при реализации Шага 4:

  • Гражданин, с целью предоставления ему социальных услуг, имеет право обратиться за предоставлением социальных услуг к любому поставщику – как организации, предоставляющей социальные услуги, так и к индивидуальному предпринимателю, осуществляющему социальное обслуживание. Гражданин не обязан обращаться только к тем поставщикам социальных услуг, которые были перечислены в его ИППСУ (указанный список поставщиков носит рекомендательный характер для гражданина)
    * Если гражданин поменял место жительства, переехал в другой регион, в этом случае согласно действующему законодательству, индивидуальная программа, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие в объеме перечня социальных услуг, установленного в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства. Вместе с тем, в регионе по новому месту жительства для гражданина составляется новая индивидуальная программа.
  • Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от социального обслуживания, социальной услуги, нескольких из социальных услуг, включенных в индивидуальную программу. Отказ оформляется в письменной форме и вносится в индивидуальную программу.
  • Если гражданину в определенный момент потребуется социальная услуга, не включенная в ИППСУ, в этом случае у него есть возможность воспользоваться данной услугой на условиях частичной или полной оплаты.
  • Срок реализации ИППСУ не может быть бессрочным, т.к. согласно действующему законодательству, утвержденная ИППСУ подлежит обязательному пересмотру не реже 1 раза в 3 года.

Шаг 5. Выбор поставщика социальных услуг, заключение договора

Самостоятельно выберите поставщика из предложенного Реестра поставщиков социальных услуг г. Москвы и обратитесь к нему (лично или посредством законного представителя) с копией решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и ИППСУ (п. 4.1 Порядка).

Важно! Гражданин должен обратиться к поставщику социальных услуг для заключения договора не позднее 180 календарных дней со дня принятия решения и не позднее истечения половины срока предоставления социальных услуг, который указан в решении и индивидуальной программе (п. 4.2 Порядка).

Договор заключается в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем обращения гражданина к поставщику социальных услуг с копией решения и индивидуальной программой (п. 5.2 Порядка).

Договор должен содержать обязательные условия оплаты предоставляемых услуг, приостановления соц.обслуживания, прекращения предоставления соц.обслуживания (п. 5.3 Порядка).

* Примечание: срочные социальные услуги предоставляются без составления договора и в сроки, обусловленные нуждаемостью гражданина.

Возможные вопросы при реализации Шага 5:

  • Гражданин, с целью предоставления ему социальных услуг, имеет право обратиться за предоставлением социальных услуг к любому поставщику – как организации, предоставляющей социальные услуги (как правило, это комплексные центры социального обслуживания), так и к индивидуальному предпринимателю, осуществляющему социальное обслуживание. Гражданин не обязан обращаться только к тем поставщикам социальных услуг, которые были перечислены в его ИППСУ (указанный список поставщиков носит рекомендательный характер для гражданина)
  • Гражданин может получить отказ от поставщика в получении социальных услуг стационарной формы обслуживания в связи с наличием медицинских противопоказаний, указанных в заключении ЛПУ.
  • В соответствии с действующим законодательством, в случае необходимости, условия договора между поставщиком социальных услуг и гражданином (его законным представителем) могут быть пересмотрены при согласии сторон.
  • До заключения договора гражданин имеет право получить от поставщика неотложную помощь, если того требуют обстоятельства. Основанием для предоставления срочных социальных услуг является заявление гражданина (его законного представителя), а также получение от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданине, нуждающемся в предоставлении срочных социальных услуг.

Срочные социальные услуги включают в себя:

  1. обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;
  2. обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
  3. содействие в получении временного жилого помещения;
  4. содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;
  5. содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;
  6. иные срочные социальные услуги.
  • В случае, если гражданину требуется социальная услуга, не предусмотренная содержанием ИППСУ и условиями договора, он имеет право воспользоваться ей на платной основе.
  • Гражданин не вправе требовать от поставщика оказания социальных услуг в долг или третьим лицам (родственникам, соседям и т.д.)
  • В случае оказания социальных услуг ребенку/несовершеннолетнему, при заключении договора получателем социальных услуг не могут выступать также родители или вся семья, но только лицо, в отношении которого этот договор составлялся. Вместе с тем, если нуждающимся признан не только ребенок, но, к примеру, вся семья, то в данном случае ИППСУ и договор составляется отдельно на каждого члена семьи.

Шаг 6. Оплата социальных услуг, исполнение договора

Предоставление социального обслуживания гражданам осуществляется бесплатно, за частичную или полную плату (п. 6.1 Порядка).

Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг и порядок ее взимания устанавливаются договором (п. 6.6 Порядка). Расчет ежемесячной платы за соц.услуги зависит от уровня среднедушевого дохода получателя услуг.

Бесплатно услуги предоставляются категориям граждан, указанным в части 1 Статьи 31 Федерального закона №442-ФЗ, а именно: 1. Несовершеннолетние граждане 2. Лица, которые пострадали в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных конфликтов 3.Лица, доход которых меньше или равен среднедушевому доходу в регионе (прожиточный минимум).

К услугам, предоставление которых возможно на безвозмездной основе, относятся социальные услуги, входящие в Территориальный перечень гарантированных государством социальных услуг. Дополнительные социальные услуги, не входящие в указанный перечень, оказываются на условиях полной оплаты в соответствии с утвержденными тарифами.

Если инвалид или гражданин пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины – старше 60)проживает с детьми/родственниками трудоспособного возраста – социальные услуги предоставляются за плату.

Плата за предоставление социальных услуг может быть изменена по основаниям, указанным в ФЗ №442 (п. 7.1 Порядка).

Возможные вопросы при реализации Шага 6:

  • При расчете среднедушевого дохода учитываются пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты (ежемесячные денежные выплаты, единовременные денежные выплаты, выплаты компенсационного характера, различные виды субсидий, материальная помощь, доплаты к пенсии и иные виды выплат, получаемых гражданами в связи с наличием у них определенного социального статуса), полученные гражданином в денежной форме в соответствии с законодательством РФ или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ.
  • Поставщик социальных услуг в одностороннем порядке имеет право изменить сумму ежемесячной платы только в случаях:
  1. изменения тарифов на социальные услуги, утвержденных нормативными правовыми актами;
  2. изменения величины прожиточного минимума;
  3. изменений размеров дохода гражданина, получающего социальные услуги.
  • Обо всех изменениях поставщик обязан в письменной форме уведомить получателя социальных услуг. В случае несогласия с новыми условиями оплаты социальных услуг гражданин имеет право отказаться от дальнейшего исполнения договора.
  • В случае необоснованного отказа поставщика от предоставления социальных услуг гражданин имеет право расторгнуть договор в одностороннем порядке или обратиться за защитой своих прав в суд.
  • В случае обнаружения ненадлежащего исполнения социальной услуги, гражданин вправе требовать безвозмездного устранения допущенных недостатков обслуживания или же соответствующего уменьшения цены оказанной услуги. Если недостатки оказанной услуги так и не были устранены в срок, гражданин (его законный представитель) имеет право досрочно расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков согласно действующему законодательству.
  • Социальные услуги на дому могут предоставляться временно, сроком до 6 месяцев или постоянно.
  • Если гражданин не выполняет условия договора об оплате получаемых услуг (или иные условия, предусмотренные формой договора), поставщик социальных услуг имеет право приостановить действие договора до уплаты долга, или расторгнуть договор в одностороннем порядке.
  • Отказ гражданина (его законного представителя) от социального обслуживания / социальной услуги освобождает уполномоченный орган и поставщиков социальных услуг от ответственности за предоставление социального обслуживания, социальной услуги.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан , находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальные службы – предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также , занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Принципы социального обслуживания:

  1. адресности;
  2. доступности;
  3. добровольности;
  4. гуманности;
  5. приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;
  6. конфиденциальности;
  7. профилактической направленности.

Учреждения социального обслуживания независимо от форм собственности:

  • комплексные центры социального обслуживания населения;
  • территориальные центры социальной помощи семье и детям;
  • центры социального обслуживания;
  • социально реабилитационные центры для несовершеннолетних;
  • центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
  • социальные приюты для детей и подростков;
  • центры психолого педагогической помощи населению;
  • центры экстренной психологической помощи по телефону;
  • центры (отделения) социальной помощи на дому;
  • дома ночного пребывания;
  • специальные дома для одиноких престарелых;
  • стационарные учреждения социального обслуживания(дома интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома интернаты для умственно отсталых детей, дома интернаты для детей с физическими недостатками);
  • геронтологические центры;
  • иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

Социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату.

Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется:

  1. гражданам, неспособным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта РФ, в котором они проживают;
  2. гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;
  3. несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Основания социального обслуживания

Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения:

  • гражданина;
  • его опекуна, попечителя, другого законного представителя;
  • органа государственной власти;
  • органа местного самоуправления;
  • общественного объединения.

Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания.

Виды социального обслуживания

  1. материальная помощь;
  2. социальное обслуживание на дому;
  3. социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания;
  4. временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания;
  5. консультативная помощь;
  6. реабилитационные услуги;
  7. организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания.

Материальная помощь оказывается в виде:
· денежных средств;
· продуктов питания;
· средств санитарии и гигиены;
· средств ухода за детьми;
· одежды, обуви и других предметов первой необходимости;
· топлива;
· специальных транспортных средств;
· технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется:
· детям сиротам;
· детям, оставшимся без попечения родителей;
· безнадзорным несовершеннолетним;
· детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
· гражданам без определенного места жительства и определенных занятий;
· гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;
· другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.

Консультативная помощь оказывается в учреждениях социального обслуживания по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.

Реабилитационные услуги заключаются в оказании помощи в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания организуется в учреждениях социального обслуживания в дневное время. Предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.

25 октября 2010 года, выступая на заседании президиума Государственного совета о социальной политике в отношении пожилых граждан, Дмитрий Медведев , занимавший на тот момент пост президента, выступил с инициативой подготовки нового закона о социальном обслуживании. "Одна из задач сегодняшнего президиума Госсовета – обобщить и распространить то, что называется лучшими региональными практиками. Причем он [новый закон. – Ред .] может касаться не только людей пожилого возраста, но и всего населения нашей страны", – заявил тогда политик.

И такой закон был принят, а уже с 1 января 2015 года он вступил в силу (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ " " (далее – новый закон). При этом большая часть актов, прежде регулирующих социальное обслуживание граждан, утратила силу. В частности, прекратили свое действие Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ " " (далее – старый закон) и Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ " ".

Рассмотрим, какие изменения необходимо иметь в виду гражданам в связи со вступлением в силу нового закона.

Введено понятие "получатель социальных услуг"

С 1 января из законодательства исчез термин "клиент социальной службы" (), вместо которого было введено понятие "получатель социальных услуг" (). Гражданин может быть признан получателем социальных услуг, если он является нуждающимся в социальном обслуживании и ему предоставляется социальная услуга.

Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  • полная или частичная утрата способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, обеспечению основных жизненных потребностей в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
  • наличие в семье инвалида или инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
  • наличие ребенка или детей, испытывающих трудности в социальной адаптации;
  • невозможность обеспечения ухода за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
  • насилие в семье или внутрисемейный конфликт, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами или страдающими психическими расстройствами;
  • отсутствие определенного места жительства;
  • отсутствие работы и средств к существованию;
  • наличие иных обстоятельств, которые на региональном уровне признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан ().

Теперь информация о получателях социальных услуг заносится в специальный регистр. Его формированием занимаются субъекты федерации на основании данных, предоставляемых поставщиками социальных услуг ().

До 1 января 2015 года социальное обслуживание предоставлялось гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации – в новом законе такой термин отсутствует, что делает перечень оснований получения помощи более однозначным. Старый закон понимал под трудной жизненной ситуацией ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Обычно под этим подразумевались инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п. ().

МНЕНИЕ

"Для того, чтобы новый закон заработал, каждый регион должен принять 27 нормативных документов. Мы провели мониторинг готовности регионов к принятию нового закона. К середине декабря 2014 года лишь 20 регионов приняли всю необходимую нормативную базу, 20 регионов приняли меньше половины, остальные – около половины. Мы каждый день пытаемся сделать все возможное, чтобы ускорить принятие регионами необходимых документов".

Определен поставщик социальных услуг

Расширен перечень видов социальных услуг

Новый закон изменил подход к содержанию перечня предоставляемых социальных услуг. До 31 декабря 2014 года граждане могли получить материальную и консультативную помощь, временный приют, социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях, а также имели право на дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания и реабилитационные услуги ().

После вступления в силу нового закона граждане могут рассчитывать на предоставление им следующих видов социальных услуг:

  • социально-бытовые;
  • социально-медицинские;
  • социально-психологические;
  • социально-педагогические;
  • социально-трудовые;
  • социально-правовые;
  • услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности;
  • срочные социальные услуги ().

К срочным социальным услугам относится обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилого помещения, оказание юридической и экстренной психологической помощи, а также иные срочные социальные услуги (). Гражданин может рассчитывать на получение таких услуг в сроки, обусловленные его нуждаемостью. При этом с 1 января текущего года граждане лишились возможности получать материальную помощь в виде денежных средств, топлива, специальных транспортных средств, а также реабилитационные услуги, которые ими могли быть получены ранее ().

Установлен порядок расчета платы за получение социальных услуг

Как и раньше, социальные услуги могут быть предоставлены бесплатно или за плату ().

  • несовершеннолетние;
  • лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
  • лица с доходом, равным или ниже среднедушевого дохода, установленного регионом для предоставления социальных услуг бесплатно (при получении социального обслуживания на дому и в полустационарной форме). При этом размер такого дохода не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума.

Кроме того, в субъектах федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно ().

Как видим, из числа лиц, имеющих право на бесплатное соцобслуживание, исключены безработные граждане (если такая категория граждан не предусмотрена законом субъекта федерации).

Раньше для получения бесплатной социальной услуги одинокими гражданами, больными, пенсионерами и инвалидами им нужно было иметь среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума ().

Рассмотрим пример. Величина прожиточного минимума в Московской области за III квартал 2014 года для пенсионеров составляла 6804 руб. (постановление Правительства Московской области от 10 декабря 2014 г. № 1060/48 " "). Значит, до 1 января на получение бесплатной социальной услуги мог претендовать, например, одинокий пенсионер из Московской области с доходом менее 6804 руб. в месяц. После вступления в силу нового закона размер дохода, позволяющего получить право на бесплатную соцуслугу, не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума. Теперь для получения бесплатной социальной услуги при прочих равных месячный доход одинокого пенсионера должен быть 10 206 руб. или менее (1,5 x 6804 руб.) (Закон Московской области от 4 декабря 2014 г. № 162/2014-ОЗ " ").

Для тех, кто не имеет права на получение бесплатных социальных услуг, за их предоставление установлена плата. Ее размер за обслуживание на дому и в полустационарной форме теперь рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода, устанавливаемой регионом. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг ().

ПРИМЕР

Рассчитаем по новому закону максимальный тариф на соцуслуги в полустационарной форме для одинокого пенсионера из Московской области с месячным доходом в 12 тыс. руб. Плата за соцобслуживание на дому и в полустационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода. Величина среднедушевого дохода пенсионера – 12 тыс. руб. (учитывается только размер его пенсии, поскольку нет других членов семьи, имеющих доход), предельная величина среднедушевого дохода для одинокого пенсионера из Московской области составляет 10 206 руб.

Следовательно, максимальный тариф на соцуслугу должен рассчитываться по следующей формуле:

(12 000 руб. - 10 206 руб.) x 50% = 897 руб.

Таким образом, с 1 января 2015 года тариф на предоставляемые пенсионеру социальные услуги на дому и в полустационарной форме не может превышать 897 руб. Это значение изменится, если пенсионеру необходимо лечение в стационаре. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

Формула для расчета тарифа будет следующая:

12 000 руб. x 75% = 9000 руб.

Таким образом, тариф на лечение в стационаре не может быть более 9000 руб. в месяц.

Раньше размер платы за социальные услуги и порядок их предоставления регулировался органами государственной власти субъектов федерации и непосредственно социальными службами ().

Изменен порядок получения социальных услуг

С начала текущего года для получения социальной услуги гражданину необходимо подать заявление. Прежде социальное обслуживание осуществлялось на основании обращения – в том числе устного – гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, местного самоуправления, общественного объединения (). Заявление на соцобслуживание может быть написано самим гражданином, его представителем или иным лицом (органом) в его интересах (). Подать заявление можно в том числе посредством направления электронного документа, чего в прежнем законе предусмотрено не было.

С каждым получателем социальных услуг составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг. В ней указывается форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Данная программа является обязательной для поставщика социальных услуг и рекомендательной для самого гражданина. Иными словами, получатель помощи может отказаться от какой-то услуги, но поставщик обязан ее предоставить по желанию получателя.

Составляется программа в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении социального обслуживания, а пересматривается не реже чем раз в три года (). Срочные соцуслуги оказываются без составления индивидуальной программы (). Прежде составление таких программ не было предусмотрено.

После составления индивидуальной программы и выбора поставщика социальных услуг гражданину необходимо заключить с поставщиком договор о предоставлении социальных услуг (). В договоре обязательно должны быть закреплены положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату.

МНЕНИЕ

Галина Карелова, заместитель председателя Совета Федерации:

"Новый закон позволит увеличить количество граждан, которые могут претендовать на получение бесплатных социальных услуг. Кроме того, изменится качество, объемы и оперативность их предоставления. Раньше социальные услуги предоставлялись исходя из группового подхода. Однако у всех граждан разные потребности, доход, жилищные условия. С 1 января 2015 года с потребителями социальных услуг заключаются социальные программы, в которых учитываются все индивидуальные особенности каждого потребителя".

Определена организация социального обслуживания

Интересно, что в новом законе прописаны на первый взгляд всем очевидные вещи: поставщики социальных услуг не вправе ограничивать права получателей социальных услуг; применять оскорбления, грубое обращение; помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот ().

Однако сделать акцент на таких запретах все же стоило. Например, многочисленные случаи помещения в России здоровых детей в организации для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, были отмечены в докладе международной правозащитной организации Human Rights Watch в 2014 году.

Принципиально новым является подход к финансированию социального обслуживания. По старому закону, соцуслуги гражданам оказывались за счет бюджетов субъектов федерации (). В связи с этим в зависимости от региона объемы предоставляемой социальной помощи сильно отличались. С 1 января 2015 года социальное обслуживание финансируется за счет федерального бюджета, благотворительных взносов и пожертвований, собственных средств граждан (при предоставлении социальных услуг за плату), доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой организациями социального обслуживания, а также иных не запрещенных законом источников (). Предполагается, что данное нововведение поможет уравнять объем предоставляемых соцуслуг в разных регионах.

Но есть и "ложка дегтя" в новых правилах. Так, новый закон не устанавливает никаких требований к кадровому обеспечению социальных служб. Напомним, ранее работниками социальных служб могли быть только специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания, и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг ().

Социальное обслуживание является частью системы социальной защиты населения.

Социальное обслуживание – социальная деятельность, направленная на удовлетворение социальных потребностей различных категорий населения.

Это процесс предоставления социальных услуг населению.

В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» в ст.1 подчеркивается, что «социальное обслуживание представляет деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации».

В Законе раскрывается основное содержание видов социального обслуживания: материальная помощь, социальное обслуживание на дому, в стационарных условиях, социальный патронаж граждан и др.

В Федеральном законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» прописано, что «социальное обслуживание представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах».

В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» отмечено, что «социальные службы – предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающие предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица».

Признаны две группы функций системы социального обслуживания:

1. Сущностно-деятельные функции (профилактическая, социально-реабилитационная, адаптационная, охранно-защитная, социальный патронаж).

2. Нравственно-гуманистические функции (личностно-гуманистическая, социально-гуманистическая).

Итак, социальное обслуживание населения включает в себя виды, типы, методы, организационные формы, процедуры, технологии, субъекты и объекты социального обслуживания, результат предоставления социальных услуг.

В Российской Федерации развивается система социального обслуживания, социальные услуги предоставляют более 12 тысяч учреждений – стационарных, полустационарных и нестационарных. Сейчас действует более тысячи стационарных учреждений различного типа: 406 домов-интернатов (пансионатов) для ветеранов войны и труда, 442 психоневрологических интерната, 30 специальных домов-интернатов для людей с асоциальным поведением, отбывших наказание за преступления, 151 детский дом-интернат для умственно отсталых детей и др.

Создаются и развиваются различные службы: психолого-педагогической помощи, социально-психологические, психолого-медико-социальные, социально-досуговые, профориентационные, реабилитационные и др.

Наряду с образованием сети учреждений социального обслуживания, встают задачи профессионализма и высокой нравственности как непременные качества работников социальных служб. Развитие сети учреждений социального обслуживания встречает определенные трудности: 1.

Слабая правовая база. 2.

Ограниченность финансовых ресурсов. 3.

Отсутствие координации деятельности министерств и ведомств в сфере социального обслуживания. 4.

Дефицит профессиональной подготовки персонала.

Состояние и прогноз развития сети

учреждений социального обслуживания семьи и детей

Наименование отчет оценка прогноз 1994 1997 1998 1999 2000 2005 Территориальный центр социальной помощи семье и детям Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Социальный приют для детей и подростков Центр психолого-педагогической помощи населению Центр экстренной психологической помощи по телефону Другие

учреждения

Примечание. Числитель – число учреждений, знаменатель – число сотрудников.

Нужна четкая государственная поддержка развития материально-технической базы учреждений социального обслуживания, строительство учреждений нового типа.

Условием эффективной работы учреждений социального обслуживания является их правовое обеспечение и механизм правового регулирования социального обслуживания.

Признаки правового обеспечения: 1.

Единый комплекс федеральных законов. 2.

Правовые акты, включающие нормы правообеспечения социального обслуживания. 3.

Подзаконные и нормативные акты. 4.

Нормативная регламентация деятельности социальных служб. 5.

Правовые акты по защите прав клиентов. 6.

Высокий уровень правосознания населения и работников социальных служб и др.

Необходима нормативно-правовая регламентация системы управления социального обслуживания. В Российской Федерации подготовлен сборник нормативных актов «Организация социального обслуживания населения», изданы сборники нормативно-правовых актов по различным категориям населения.

На федеральном уровне основными являются два вида документов:

1. Законы как акты, обладающие высшей юридической силой (Конституция России, Федеральные законы).

2. Подзаконные акты (указы президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы, инструкции министерств и ведомств).

В современной России происходит становление правовой базы социального обслуживания населения. Прежде всего, это реализация федеральных законов, указов президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.

Для специалистов социальных служб создается правовое поле, которое позволяет успешно решать поставленные задачи по социальной поддержке людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Социальное обслуживание населения рассматривается как: 1)

современная парадигма социальной работы; 2)

высокоэффективная социальная технология, позволяющая оказывать результативную социальную поддержку гражданам в условиях сложной социально-экономической ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность человека или социальной группы; 3)

принципиально важный сектор социальной сферы.

Возможность осуществления социального обслуживания населения в условиях современной России становится реальной и ощутимой по мере организации и развития сети территориальных социальных служб и быстрого формирования отрядов социальных работников.

Не во всех странах мира социальное обслуживание понимается одинаково. Нередко в этот термин вкладывается различное содержание. Например, в Финляндии в Законе «О социальном обслуживании» под социальным обслуживанием понимается «совокупность социальных услуг, поддержки средствами к существованию, социальных пособий и связанных с ними действий, которые призваны служить укреплению социальной обеспеченности и способствовать развитию отдельного человека, семьи, сообщества»1.

В Словаре социальной работы Р. Баркера социальное обслуживание трактуется как предоставление конкретных социальных услуг для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития людям, зависящим от других, и которые не могут сами о себе позаботиться»2.

В современной отечественной литературе нет достаточно глубоких обоснований структуры и функций территориальных комплексов социальных служб.

Социальное обслуживание населения как система характеризуется не просто суммой учреждений с динамикой их развития на определенных территориях Российской Федерации, а совокупностью таких составляющих, как: определенный порядок взаимодействия органов и учреждений социального обслуживания, межведомственная взаимосвязь, последовательные и обоснованные действия всех учреждений, направленные на поддержку различных слоев населения; финансово-экономическое и материально-техническое обеспечение деятельности учреждений, оказывающих социальные услуги населению; многоуровневое научно-методическое и кадровое обеспечение деятельности территориальных социальных служб; степень сформированности нормативно-правового поля, создающего необходимые условия для становления и развития социальных служб; соотнесение усилий, направленных на становление социальных служб, и полученных результатов социального обслуживания, выражающихся прежде всего в степени удовлетворенности клиентов социальных служб, эффективности социальных услуг.

Новое представление о сущности социального обслуживания населения внесли федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», принятые в 1995 г.

В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» в ст. 1 подчеркивается, что «социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации». Важную роль играют статьи Закона, в которых раскрывается основное содержание видов социального обслуживания – материальная помощь, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных условиях, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, социальный патронаж граждан и семей и др.

Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» существенно дополняет и конкретизирует наши представления о социальном обслуживании отдельных социальных групп нашего общества. Он предназначен для регулирования отношений в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения. При этом в Законе предмет его определяется так: «Социальное обслуживание представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах». Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому и в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Социальное обслуживание основывается на принципах: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, пожилым людям и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность; соблюдение прав человека и гражданина; преемственность всех видов социального обслуживания.

Социальное обслуживание – это вид социальной деятельности, осуществляемый главным образом через сеть социальных служб, взаимодействующих между собой для предоставления клиентам социальных услуг.

Поэтому, с методологической точки зрения, представляет познавательный и практический интерес уяснение сути такого понятия, как «социальные службы». Выделяются, с одной стороны, службы семьи, службы социально-медицинской помощи, службы психологической помощи, службы социального обеспечения, службы правовой помощи, службы образования, экологические службы, службы занятости, социальные службы помощи детям и молодежи, с другой – территориальные социальные службы (межведомственные), муниципальные и т.п.

В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» понятие «социальная служба» включено в число основных. «Социальные службы – предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица».

Сущность социального обслуживания как социальной системы раскрывается путем выявления и уяснения: структуры видов, форм и методов социальных услуг; структуры социальных служб и отдельных учреждений социального обслуживания населения; подсистем и элементов системы территориальных и ведомственных социальных служб (государственные, муниципальные, общественные, церковные, частные и иные); организации социального обслуживания (учреждения и предприятия); управления социальным обслуживанием; ресурсного обеспечения социального обслуживания (имущественное, финансовое, кадровое, научно-методическое, информационное).

Под социальным обслуживанием граждан принято понимать порядок организации мероприятий, проводимых социальными службами.
В роли социальных служб выступают предприятия или учреждения оказывающих социальные услуги медицинского, педагогического, правового и иного направления.

Осуществлять социально обслуживание вправе и граждане, имеющие статус предпринимателя, род деятельности которых направлен на реализацию данных направлений.

Сущность подобных мероприятий основана на выполнение функций по социальной адаптации или реабилитации отдельных слоев населения, оказавшихся в трудных условиях или стечении трудных жизненных обстоятельствах.

Осуществление социального обслуживания основывается на ряде принципов:

  1. общедоступности для населения
  2. адресованности к конкретным гражданам
  3. на добровольной основе
  4. приоритетности в оказании лицам, не достигшим совершеннолетия
  5. на условиях конфиденциальности

В этой статье:

Формы социального обслуживания населения

Действующим законодательством России предусмотрены следующие формы:

  • Материальная помощь, суть которой в обеспечении граждан деньгами, предметами первой помощи
  • Помощь на дому, предоставляется посредством домашнего обслуживания граждан, одиноких людей, нуждающихся в уходе. Помощь оказывается в виде бытового, медицинского и иного характера
  • Социальное обслуживание в стационарах, направлено на поддержание жизни гражданам, утратившим способности к самообслуживанию, например, в связи с психическим заболеванием, травмами, инвалидностью, престарелым возрастом
  • Временный приют, предоставляемый детям-сиротам, детям, не имеющим родителей, беспризорным детям, не достигшим 18 лет, для людей, не имеющих постоянной регистрации или жилья, гражданам, пострадавших от стихийных бедствий или вооруженных конфликтов
  • Дневное пребывание осуществляется для граждан, нуждающихся, например, в получении первой медицинской помощи, продуктов питания
  • , оказываемая клиентам социальной службы в виде предоставления необходимых жизненных консультаций, как правового, так и иного характера, в том числе психологическая помощь
  • Реабилитационные услуги, направленные на оказание разного рода помощи инвалидам, малолетним правонарушителям и иным гражданам. Может выражаться в психологической, медицинской помощи, способствующей восстановлению нормальной жизни.

Порядок предоставления социального обслуживания населению

Помощь предоставляется только тем гражданам, которые оказались в трудных жизненных обстоятельствах. Под которыми понимают стечение обстоятельств, нарушающих нормальное продолжение жизни, например, в связи с инвалидностью, престарелым возрастом, заболеваниями, безнадзорностью.

Оказание социального обслуживания подлежит при каждом обращении гражданина за помощью. Специфика данного рода деятельности построена таким образом, что социальные службы оказывают всем обратившимся за помощью.

Обратиться могут как граждане России, так и иностранные граждане, находящиеся на территории нашего государства.

Виды социальных услуг, предоставляемых гражданам

Социальное обслуживание делится на два основных вида: бесплатное и платное.

Бесплатные услуги оказываются гражданам:

  • Не способным себя самостоятельно обслуживать в бытовом плане
  • Людям преклонного возраста
  • Доход, составляющий ниже прожиточного минимума
  • Безработным
  • Без места жительства
  • Беспризорным детям
  • Пострадавшим от стихий и военных действий

Финансирование данных мероприятий осуществляется за счет средств региона.

Платные услуги оказываются всем желающим гражданам, оказавшимся в трудной ситуации, но способных себя материально обеспечивать или обслуживать. Услуги данного рода направлены на предоставление профессиональных услуг, правовых консультаций.

Тарифы по платному обслуживанию, устанавливаются самостоятельно социальными службами.

Например, услуги могут быть связаны с помощью в оформлении документов на недвижимое имущество, на получение социальных выплат и пособий и др.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх