Презентация на тему демократическая проблема. Презентация "Демократия

Описание слайда:

Карта, отражающая данные рейтинга «Freedom in the World 2008». ██ свободные страны ██ частично свободные страны ██ несвободные страны ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ НЕРАВЕНСТВО ИММИГРАЦИЯ ТЕРРОРИЗМ НАЦИОНАЛИЗМ ЭТНИЧЕСКИХ МЕНЬШИНСТВ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ Проблемы современной демократии. 1. Неравенство. Хотя рыночная экономика косвенно способствует распространению демократии, при слабом государственном регулировании она может приводить к значительному неравенству в доходах, образовании, социальном статусе и других экономических и общественных ресурсах. Те, у кого этих ресурсов больше, используют их, чтобы оказать влияние на проводимую политику. Результатом становится политическое неравенство. Решение этой проблемы требует повышения демократической подотчётности крупных финансовых и промышленных корпораций - не только средствами внешнего политического и экономического контроля, но и внутри самих фирм. Последнее может иметь различные формы, как например, вхождение представителей различных групп сотрудников в совет директоров компании или самоуправление рабочих коллективов. Некоторые левые движения утверждают, что для обеспечения политического равенства необходима экономическая демократия, которая заключается в распределении собственности на средства производства среди трудовых коллективов. 2. Иммиграция. В развитых странах среди иммигрантов много бедных и необразованных людей со значительным культурным отрывом от коренного населения. Некоторые из иммигрантов находятся в стране нелегально. Их часто обвиняют в захвате рабочих мест, злоупотреблении социальными благами и нарушении принятых норм. Подобные настроения способствуют популярности радикальных политических движений, враждебных не только иммиграции, но и правам человека и порой даже самой демократии. 3. Терроризм. Для борьбы с терроризмом на своей территории демократические страны приняли меры, расширяющие полномочия органов безопасности и правопорядка. В то же время эти меры наложили ограничения на некоторые фундаментальные свободы граждан. 4. Национализм этнических меньшинств. Некоторые этнические сообщества стремятся к созданию собственных государств, на что страны, где эти сообщества проживают, (в том числе, демократические) обычно реагируют крайне негативно. 5. Международные организации. Некоторые проблемы невозможно решить не только на масштабе отдельного города, но и на масштабе всей страны. Для решения таких проблем был создан ряд международных структур, включая ООН и Европейское сообщество. Эти структуры предполагают частичное ограничение суверенитета стран-участников, в частности, контроль над проводимой политикой частично оказывается вне досягаемости граждан страны или в сфере влияния других стран. Так, в странах-членах ОБСЕ вопросы прав человека, демократии и верховенства закона обсуждаются на международном уровне и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства. Кроме того, у этих организаций, несмотря на их формальную подотчётность перед участниками, крайне мало политических институтов демократии. В частности, процесс демократизации ЕС сталкивается с необходимостью ответить на фундаментальные вопросы и определить, возможно ли демократическое управление ЕС на приемлемом уровне. 6. Переходный период. В то время как в одних странах переход к демократии был успешным, в других она не обрела или потеряла устойчивость. Поскольку переходный период в каждой стране имеет ярко индивидуальные черты, общая методология демократизации до сих пор не выработана. Также предметами дискуссий по-прежнему являются состав наделённого властью народа («демоса»), процедуры демократического представительства, необходимые общественные и культурные условия, пределы демократической политики. К сравнительно новым областям столкновения мнений относятся вопросы о защите этнических и культурных меньшинств от воли большинства, а также о распространении демократических принципов на семьи, религиозные учреждения, школы и больницы.


Сущность понятия демократия

  • Демократия - политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа.

Признаки демократии

Признание народа

источником власти

Принцип

большинства

Равноправие граждан.

Равная возможность участия

в политической жизни

Наличие и гарантии

фундаментальных прав

и свобод

Политический

плюрализм

Признаки демократии

Право меньшинства

на оппозицию

Система

разделения властей

Гласность, контроль общества

за деятельностью

государственных органов

Выборность основных

органов власти

Развитая система

органов

местного самоуправления



Политический плюрализм

  • Политический плюрализм - это принцип, существования многообразия политических сил, конкуренции между ними за представительство в органах государственной власти.

Плюрализм - (от лат. pluralis - множественный). Термин появился в начале 18 века.


Условия политического плюрализма

  • Необходимыми, но недостаточными условиями для существования политического плюрализма являются свобода слова и свобода СМИ, многопартийная система, политическая оппозиция, свободные выборы, парламентаризм, независимые от государства общественные организации.

Плюрализм невозможен без рыночной экономики, развитой политической культуры


Система разделения

  • Разделение властей - сновополагающий принцип демократии. Единая государственная власть подразделяется на самостоятельные и независимые друг от друга ветви: законодательную, исполнительную и судебную

Теория разделения властей

Сформулировал идею разделения властей в государстве на три части: законодательную, должностную, судебную.

Аристотель

В середине 18 века обосновал необходимость разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Принцип сдержек и противовесов.

Различия

Джон Локк

Шарль Монтескье



Демократические выборы

Равное избирательное право

Признаки

Конкурентные выборы

Периодичность выборов




Равное избирательное право

  • предполагает равную для каждого избирателя возможность воздействовать на результаты выборов. Равенство избирательного права обеспечивается наличием у каждого избирателя одинакового числа голосов.



  • Активное избирательное право граждан означает право избирать в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления, участвовать в референдумах.
  • Пассивное избирательное право обозначает право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Активное и пассивное избирательное право

Законодательный орган

Субъекта федерации

Государственная Дума РФ

Органы местного самоуправления


Активным избирательным правом обладают:

Дееспособные

Граждане РФ

Достигшие 18 лет


Ограничение активного избирательного права допускается по отношению к гражданам:

  • Признанным судом недееспособными
  • Находящимся в местах лишения свободы по приговору суда

Данные ограничения для гражданина носят временный характер: избирательные права гражданина восстанавливаются в полном объеме после его освобождения из мест лишения свободы, либо после признания гражданина дееспособным по решению суда.


Возрастной ценз, ограничивающий, пассивное избирательное право:

Баллотироваться

на пост президента

Баллотироваться в депутаты

Государственной Думы

Баллотироваться в депутаты

Законодательного органа

Баллотироваться в депутаты

органа местного самоуправления


Гарантии прав избирателей

  • Важнейшей гарантией является
  • право избирателей на обжалование нарушений их прав и установление государством ответственности за нарушение избирательных прав.

План презентации 1. Легитимность vs. демократический дефицит: что такое и откуда взялось? 2. Демократический дефицит налицо: проблемы 3. Крутые перцы: Моравчик, Майоне, Фоллесдал и Хикс о демократическом дефиците 4. Пути решения проблемы: что предлагает Лиссабон? 5. Вопросы для дискуссии Иллюстрации к презентации: frankandfrank,


A legitimate system of government is one based on authority: that is, those subject to its rule recognise its right to make decisions even if they disagree with the decisions themselves (Hague & Harrop). Легитимность vs. демократический дефицит Два основных источника легитимности: информация на входе, результаты на выходе. Иллюстрации к презентации: frankandfrank,


Легитимность vs. демократический дефицит Три способа обеспечения легитимности на входе (в демократических обществах): люди, принимающие решения, является представителями граждан; граждане имеют возможность выбирать людей, принимающих решения (выбор среди большого числа); участие граждан выходит за пределы участия в избирательном процессе (демонстрации, референдумы и т.д.). Иллюстрации к презентации: frankandfrank, Легитимность на входе vs. легитимность на выходе


Иллюстрации к презентации: frankandfrank, The democractic deficit is a phrase used to indicate the shortfall in the running of an organization against a democratic yardstick (Hague & Harrop). Легитимность vs. демократический дефицит Проблемы демократического дефицита в ЕС: граждане не понимают, кто управляет Евросоюзом; не ведется никаких политических дебатов о направлениях развития ЕС (гражданам не предоставлено право выбора); существуют вопросы о демократичности мандатов европейских институтов (назначаемая КЕС, члены Совета, избираемые на национальных уровнях, избираемый (при крайне низкой явке), ограниченный в своих полномочиях Парламент); политические процессы не соответствуют принципам либеральной демократии: прозрачности, ответственности и участию.


Иллюстрации к презентации: frankandfrank, Легитимность vs. демократический дефицит Why the public should be worried by the EECs democratic deficit (Bill Newton Dull, 1986). отсутствие прямого демократического контроля европейских дисижнмэйкеров со стороны общественности; все решения принимаются СМ за закрытыми дверями и после этого мгновенно становятся обязательными для исполнения; СМ никому не подотчетен, его решения не требуют чьего-либо последующего одобрения; ни члены парламента в Лондоне, ни европейски парламентарии не могут дополнять или отклонять решения СМ; европейские MP могут лишь высказывать свое Мнение, но до принятия решения в СМ; отсутствие демократического контроля позволяет министрам принимать неприемлемые решения в секрете. Критика Европейских сообществ:


Иллюстрации к презентации: frankandfrank, любое решение на уровне Европейских сообществ должно получать демократическое одобрение большинства уже после того, как были опубликованы все детали решения; необходимо создать форум, где национальные парламентарии 12 стран-членов смогут обсуждать поправки и вносить изменения, такой форум уже есть - ЕП; СМ должен быть подотчетен ЕП во всех областях, которые находятся в ведение Сообществ; необходимо внести поправки в Римские договоры (для этого нужна общественная поддержка). Легитимность vs. демократический дефицит Why the public should be worried by the EECs democratic deficit (Bill Newton Dull, 1986). Варианты решения:


Демократический дефицит налицо низкая заинтересованность европейцев в делах Евросоюза; сокращение явки избирателей на выборах в ЕП; нежелание государств выносить на национальный референдум новые договоры ЕС (Лиссабон); Проблемы: Иллюстрации к презентации: frankandfrank, 9% о годе выборов в ЕП 1979=66% 2009~34%


Иллюстрации к презентации: frankandfrank, Демократический дефицит налицо технократия и постоянное усложнение функционирования ЕС; доминирование исполнительной власти; проблема председательства в ЕП; судебный активизм; мнение о том, что демократия работает только в национальном государстве. Проблемы:


Крутые перцы о демократическом дефиците Moravcsik A. (2002) In defence of the democratic deficit: Reassessing legitimacy of the EU Иллюстрации к презентации: frankandfrank, отказ от сравнения ЕС с утопичной идеальной моделью совещательной демократии; Евросоюз – не супергосударство; Евросоюзу отдан только определенный набор функций национального государства; этот набор функций и на национальном уровне не требует активной вовлеченности граждан; природа ЕС такова, что он исполняет именно такие функции – функции, демократический контроль которых должен осуществляться в соответствии с их внутренней логикой.


ЕС Иллюстрации к презентации: frankandfrank, Крутые перцы о демократическом дефиците Moravcsik A. (2002) In defence of the democratic deficit: Reassessing legitimacy of the EU Европейское конституционное регулирование Легитимный и демократичный


Иллюстрации к презентации: frankandfrank, Крутые перцы о демократическом дефиците Majone G. (2006) The common sense of European Integration Майоне и Моравчик (общее): отказ от сравнения ЕС с национальным государством со всеми его функциями; значимость супранационального конституционного порядка, созданного в процессе интеграции.


Иллюстрации к презентации: frankandfrank, Крутые перцы о демократическом дефиците Majone G. (2006) The common sense of European Integration Майоне – радикал!!! разрешение проблемы дем.дефицита – поддержка большинством европейцев создания супранационального федеративного государства; отсутствие такой поддержки; демократические дефицит – плата за нежелание расставаться с национальным суверенитетом; институциональная структура ЕС – не место для эффективного процесса принятия решений; решение проблемы дем.дефицита в подобной ситуации – сокращение, а не расширение полномочий супранациональных органов; расширение полномочий ЕП – это псевдорешение! Дем.дефицит – сами виноваты


Иллюстрации к презентации: frankandfrank, Крутые перцы о демократическом дефиците Follesdal and Hix (2006) Why there is a democratic deficit in the EU: A response to Majone and Moravcsik Уважение, но несогласие с идеями Моравчика и Майоне Классическое восприятие проблем демократического дефицита Классические решения этой проблемы


Усиление ЕР Избрание предс" title="Иллюстрации к презентации: frankandfrank, www.froghatstudios.com/frank.html Пути решения: Лиссабон? Расширение числа областей компетенций ЕС до 49 штук Расширение случаев процедуры совместного принятия решений до 19 штук => усиление ЕР Избрание предс" class="link_thumb"> 15 Иллюстрации к презентации: frankandfrank, Пути решения: Лиссабон? Расширение числа областей компетенций ЕС до 49 штук Расширение случаев процедуры совместного принятия решений до 19 штук => усиление ЕР Избрание председателя КЕС напрямую ЕП Расширение полномочий председателя ЕП Введение процедуры гражданской инициативы Введение процедуры осведомления национальных парламентариев о новых европейских законопроектах При этом, Сохранение монополии КЕС на законодательную инициативу (существенно ослабляет ЕП) Выборы президента ЕС в Европейском совете, а не гражданами Евросоюза усиление ЕР Избрание предс"> усиление ЕР Избрание председателя КЕС напрямую ЕП Расширение полномочий председателя ЕП Введение процедуры гражданской инициативы Введение процедуры осведомления национальных парламентариев о новых европейских законопроектах При этом, Сохранение монополии КЕС на законодательную инициативу (существенно ослабляет ЕП) Выборы президента ЕС в Европейском совете, а не гражданами Евросоюза"> усиление ЕР Избрание предс" title="Иллюстрации к презентации: frankandfrank, www.froghatstudios.com/frank.html Пути решения: Лиссабон? Расширение числа областей компетенций ЕС до 49 штук Расширение случаев процедуры совместного принятия решений до 19 штук => усиление ЕР Избрание предс"> title="Иллюстрации к презентации: frankandfrank, www.froghatstudios.com/frank.html Пути решения: Лиссабон? Расширение числа областей компетенций ЕС до 49 штук Расширение случаев процедуры совместного принятия решений до 19 штук => усиление ЕР Избрание предс">


А как Вы считаете, существует ли в Европейском союзе проблема демократического дефицита? Вопросы Иллюстрации к презентации: frankandfrank, Как Вы думаете, способен ли Лиссабонский договор решить проблему дем.дефицита?

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 2

Люберецкий филиал

ДЕМОКРАТИЯ. ЕЁ ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ И ПРИЗНАКИ. ОСОБЕННОСТИ ДЕМОКРАТИИ В СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВАХ

«Обществознание»

дисциплина

Подготовила

Преподаватель: Синицына Т.Н.

Принцип равенства и свободы всех людей Демократия предполагает признание принципа равенства и свободы всех людей, активное участие народа в политической жизни страны. Демократический режим складывается лишь в государствах, в которых достигнут высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам, без чего невозможно достижение общественного согласия, стабильности и прочности базовых демократических принципов. Еще одной предпосылкой демократии является многообразие форм собственности, обязательное признание и гарантированность права частной собственности: только в этом случае возможно реальное обеспечение всех прав и свобод человека и его, пусть даже и относительная, независимость от государств. Эволюция значения термина «демократия»

  • В античности демократия рассматривалась как прямое правление граждан в отличие от правления монарха или аристократов и была признана «худшей формой» правления.
  • Либеральная теория демократии рассматривает демократию как ответственное и компетентное правление.
  • Теория прямой демократии, одним из авторов которой был Ж.-Ж. Руссо , отрицает принцип представительности. Демократия рассматривается как прямое правление народа, который сам способен выразить свою единую волю.
  • Сторонники теории плюралистической демократии отрицают наличие в обществе единой воли народа как основы для деятельности власти и исходят из равновесия политических сил, исключающего действие в своих особых интересах одной властвующей группы.
  • Последователи элитарной теории демократии (одним из них является И. Шумпетер ) исходят из необходимости «политического разделения труда».
  • Сторонники теории партиципаторной (соучастие) демократий исходят из идеала индивидуального самоопределения автономной личности. Самоопределение личности рассматривается как право на всестороннее политическое участие в масштабах всего общества и в различных его сферах.
  • Теория социалистической демократии трактует ее как форму классового господства и имеет две традиции – ортодоксальную и реформистскую.
  • 1) признанием народа источником власти и носителем суверенитета. Именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, он выбирает своих представителей и может периодически сменять их; 2) формально-юридическим равноправием граждан и их равной возможностью участия в политической жизни страны; 3) наличием фундаментальных прав и свобод человека, их признанием, гарантированностью и защитой со стороны государства; 4) принятием важнейших властных решений по принципу большинства: именно большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю; 5) правом меньшинства на оппозицию при подчинении решениям большинства;
Демократия характеризуется следующими признаками:
  • 6) политическим плюрализмом, под которым понимается наличие различных автономных социально-политических партий, движений, групп, находящихся в состоянии свободной конкуренции; 7) системой разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры; 8) гласностью действий государственных органов и должностных лиц, возможностью беспрепятственного контроля за ними со стороны общества. Этому способствуют: открытые для прессы заседания коллегиальных государственных органов, публикация их стенографических отчетов, представление чиновниками деклараций о своих доходах, существование свободных от цензуры и независимых от власти неправительственных средств массовой информации; 9) выборностью основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании; 10) развитой системой органов местного самоуправления, наиболее приближенных к народу и компетентных в решении местных проблем.
Всеобщие институты демократии
  • Это организационные формы, с помощью которых реализуются демократические принципы. В соответствии со способом осуществления народом своей власти выделяют две формы демократии: прямую (непосредственную) и косвенную (представительную). Институтами прямой демократии, в рамках которой народ непосредственно принимает политические решения и осуществляет свою власть, являются выборы и референдумы. К ним же можно отнести собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, обращения в органы власти (петиции) и народное обсуждение важнейших вопросов. Представительная демократия подразумевает возможность народа осуществлять свою власть через своих представителей в различных государственных органах. Особую роль среди них играет парламент - высший законодательный и представительный (выборный) орган власти в стране. Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила еще одну форму народовластия - систему органов местного самоуправления. Они отделены от органов власти на местах и обеспечивают участие н селения в принятии решений местного значения
Основные формы и типы демократии
  • 1) Исторически первой формой демократии была именно прямая (непосредственная) демократия: народ сам, непосредственно, напрямую принимал решения по жизненно важным для общества вопросам, обходясь при этом без выборов представителей (Афины, Спарта).
  • 2) Современная демократия по своей форме чаще всего выступает как представительная, когда народ опосредованно, через своих представителей (президента, депутатов, губернаторов, мэров и т. п.) реализует свои функции источника и носителя суверенной власти.
  • Условия формирования и функционирования демократического политического режима: политические (развитое гражданское общество, политический плюрализм и др.), экономические (рыночная конкурентная экономика, плюрализм форм собственности и др.), внешнеполитические, социальные (социальный плюрализм, относительно высокий уровень благосостояния граждан и др.), культурные (демократические традиции, гражданская политическая культура), религиозные.
Характерные черты демократического политического режима:
  • Реализация принципа разделения властей;
  • Избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании; Высокая степень развитости гражданского общества;
  • Правовое государство;
  • Политический и идеологический плюрализм;
  • Легальная оппозиция наделяется всеми политическими правами и свободами, как и правящее большинство;
  • СМИ свободны от цензуры и могут на законных основаниях критиковать власти, но не вправе призывать к их насильственному свержению;
  • Провозглашенные права и свободы гарантируются всей социальной системой; Широкие возможности и высокая степень участия различных социальных групп и слоев в политической жизни общества.
  • Наличие развитого гражданского общества и местного самоуправления.
  • Многонациональность и поликонфессиональность делают федерализм естественным государственным устройством России. И в этом отношении в постсоветский период страна прошла большой путь от декларативного советского федерализма к современной федерации. При этом важно отметить, что российский федерализм отнюдь не остановился в своем развитии. Многие его принципы нуждаются в защите и последовательной реализации. И следует отметить, что вопреки сложившимся в большинстве стран развитой демократии традициям российский федерализм имеет существенный этнический компонент, что выражается в существовании национально-государственных формирований, где общегражданские принципы государственного строительства сочетаются с заботой о статусе и свободном развитии российских народов. Строительство демократии в сложносоставном обществе, которым является Российская Федерация, если еще учесть ее многоукладность и территориальный фактор, имеет большую специфику и большие трудности
Особенности демократии в современных обществах
  • В мире вообще трудно найти примеры эффективных демократий в таких сложносоставных сообществах. Социально-психологический облик народа нашей страны - это предмет давних дискуссий, в которых сколько участников, столько и мнений: прежде всего об особенностях понимания свободы. Так уж сложилось, что для нашего сознания формально-правовое или сугубо политическое восприятие демократических свобод не имеет такого первостепенного значения, как для западного человека. Несомненно, что сегодня личность в России гораздо более суверенна в своих отношениях с обществом и государством. Однако, образно говоря, посредников в системе этих отношений остается много. Не все из российских традиций может устраивать нас самих., с чем-то примириться достаточно трудно, всем нам не хватает в общественном развитии здоровых рациональных, прагматических начал. Будем надеяться, что по мере дальнейшего оздоровления экономической и политической жизни России все это придет.
Заключение
  • Демократия - не просто машина для голосования, не выразитель воли "механического большинства", а система, учитывающая различные интересы населения, включая этнические меньшинства. Не важно, что какой-то народ составляет всего лишь доли процента, для истории он не менее важен, чем многочисленные нации. Полиэтничность России дополняется и ее многоконфессиональностью.
Перечень использованных источников
    • https://ru.wikipedia.org/wiki/
    • Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой
    • https://ru.studentmedic.ru/

Слайд 1

Обществознание 11 класс Профильный уровень
Кодификатор по обществознанию Глава 4. Политика. Тема 4.5
Ульева О.В., учитель истории и обществознания ГБОУ Школа № 1353. Москва. Зеленоградский АО.
ДЕМОКРАТИЯ, ЕЁ ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ И ПРИЗНАКИ

Слайд 2

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: Демократия как политический режим, основным источником власти в котором признается народ. История возникновения демократии: «военная демократия» первобытного общества античная демократия демократия Нового времени Основные признаки демократии: народовластие право большинства уважение прав меньшинства политический плюрализм парламентаризм правовое государство правовое и политическое равенство граждан 4. Условия существования современной демократии: частная собственность, защищенная законом многочисленный средний класс высокий уровень политической культуры населения наличие гражданского общества 5. Виды демократии: прямая (референдум, плебисцит) представительная (выборы) 6. в РФ и в мире.

Слайд 3

Дайте определение понятию ДЕМОКРАТИЯ

Слайд 4

ДЕМОКРАТИЯ -
(др.-греч. δημοκρατία - «власть народа», от δῆμος - «народ» и κράτος - «власть») - политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.
первобытная (военная) демократия
афинская демократия при Перикле
Новгородское вече
демократия Нового времени

Слайд 5

ЦЕННОСТИ И ПРИЗНАКИ ДЕМОКРАТИИ
ЦЕННОСТЬ - важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Система ценностей играет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека.
ПРИЗНАКИ: народовластие право большинства уважение прав меньшинства политический плюрализм парламентаризм правовое государство гласность правовое и политическое равенство граждан
Дайте определение понятию ЦЕННОСТЬ
Попробуйте перечислить базовые ценности демократии
СВОБОДА РАВЕНСТВО ЗАКОННОСТЬ ТОЛЕРАНТНОСТЬ ПЛЮРАЛИЗМ КОМПРОМИСС ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Слайд 6

ВОПРОС: Как Вы считаете, демократия, в первую очередь, это… (не более 2-х вариантов ответа)

1. Четверть всех опрошенных в 2012 году назвали основным признаком демократии власть народа.
Доли респондентов, назвавших основными признаками демократии в 2004 году свободу слова и свободные выборы, равны.
3. Доля тех, кто считает важнейшим признаком демократии соблюдение прав человека, сократилась.
4. Доля тех, кто основным признаком демократии считает свободную прессу значительно уменьшилась.
5. Двадцатая часть респондентов затруднилась ответить на заданный вопрос.
ОТВЕТ: 125

Слайд 7

Попробуйте самостоятельно определить важнейшие признаки демократии
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ДЕМОКРАТИИ: народовластие (суверенитет народа) право большинства уважение прав меньшинства политический плюрализм парламентаризм правовое государство правовое и политическое равенство граждан разделение властей гласность гарантии местного самоуправления

Слайд 8

Сформулируйте условия существования демократии
УСЛОВИЯ - это обязательные обстоятельства, необходимые для существования чего-либо.
Почему в одних государствах демократия устойчива, а в других трансформируется в сторону авторитаризма или тоталитаризма?
УСЛОВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ ДЕМОКРАТИИ: частная собственность, защищенная законом многочисленный средний класс (экономическая независимость, высокий уровень образования, лояльность к существующей власти) высокий уровень политической культуры населения наличие гражданского общества

Слайд 9

ФОРМЫ (ВИДЫ) ДЕМОКРАТИИ
ПРЯМАЯ
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ
народ непосредственно принимает решения (референдумы, законодательная инициатива граждан, право досрочного отзыва депутатов, митинги, собрания, демонстрации, сходы)
народ осуществляет власть через выборы своих представителей в органы власти (парламент, местное самоуправление и пр.)

Слайд 10

СТЕПЕНЬ ВОВЛЕЧЕННОСТИ ЛЮДЕЙ В ПОЛИТИКУ (по М. ВЕБЕРУ)
ПО СЛУЧАЮ (ходим на выборы) ПО СОВМЕСТИТЕЛЬСТВУ (доверенное лицо кандидата в депутаты) ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ ПОЛИТИКОЙ (человек живет для политики, за счет политики и политикой)
М.Вебер (1864 – 1920) немецкий социолог, историк и экономист
ПРАВО ИЛИ ОБЯЗАННОСТЬ

Слайд 11

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ
Отсутствие реального равенства граждан. Неравный доступ к: финансированию СМИ административным возможностям
Советский агитационный плакат. Художники: Брискин В., Иванов К. 1954 год.

Слайд 12

ДЕМОКРАТИЯ ИЛИ ОХЛОКРАТИЯ
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНЗЫ - устанавливаемые конституцией или избирательным законом условия для получения или осуществления избирательного права. Цензы: оседлости половой имущественный возрастной расовый и пр.
Всегда ли большинство принимает верные решения

Слайд 13

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ
ПОПУЛИ́ЗМ - тактика прямого заигрывания с широкими массами народа, раздачи необоснованных обещаний с целью приобрести популярность (например в предвыборной борьбе).

Слайд 14

ВОПРОС: Как Вы думаете, какое определение больше всего подходит к тому политическому строю, который сегодня существует в России? (один ответ)
Итоги опроса, проведенного Исследовательским Холдингом Ромир в феврале 2012 года.

Слайд 15

Карта, отражающая данные рейтинга «Freedom in the World 2008». ██ свободные страны ██ частично свободные страны ██ несвободные страны
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ
НЕРАВЕНСТВО ИММИГРАЦИЯ ТЕРРОРИЗМ НАЦИОНАЛИЗМ ЭТНИЧЕСКИХ МЕНЬШИНСТВ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Слайд 16

ПОВТОРИМ:

Слайд 17

ГЛОССАРИЙ
ПАРЛАМЕНТАРИЗМ – система государственного устройства, при которой парламент занимает центральное место в политическом управлении и только он имеет право принимать законы. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ – уважение к чужому мнению, мирное сосуществование государства с общественными организациями (партиями, благотворительными, профессиональными, молодежными, религиозными и пр.) ТОЛЕРАНТНОСТЬ - терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, обычаям, культуре, чувствам, идеям. КОНСЕНСУС - общее согласие при отсутствии возражений по существенным вопросам. КОМПРОМИСС – соглашение между сторонниками противоположных мнений, направлений, позиций, достигнутое путем взаимных уступок. ЛОББИ - группы людей, представляющих и отстаивающих в различных организациях определенные интересы.

Слайд 18

ЦИТАТНИК
Демократия - наихудшая форма правления, за исключением всех остальных, которые пробовались время от времени. Уинстон Черчилль (1874 - 1965), премьер-министр Великобритании.
Демократия в России наступит тогда, когда действующий президент проиграет выборы. Гарри Каспаров (род. в 1963 г.), 13-й чемпион мира по шахматам.
Лучший аргумент против демократии - пятиминутная беседа со средним избирателем. Уинстон Черчилль (1874 - 1965), премьер-министр Великобритании.
Принцип демократии разлагается не только тогда, когда утрачивается дух равенства, но также и тогда, когда дух равенства доводится до крайности и каждый хочет быть равным тем, кого он избрал в свои правители. Монтескье (1689 - 1755), французский писатель, правовед и философ, автор доктрины о разделении властей.

Слайд 19

Обществознание. 11 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений: профил. уровень; под ред. Л.Н.Боголюбова. М.: Просвещение, 2011. Баранов П.А. Обществознание: Политика: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. М.Астрель. 2013. Макаров О.Ю. Обществознание: Полный курс. Мультимедийный репетитор. СПб, Питер, 2012. http://all-politologija.ru/knigi/muxaev-politologiya/znachenie-termina-politika - учебный портал о политике. http://ru.wikipedia.org, http://xn--e1aogju.xn--p1ai/ .
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ:
ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ:
САЙТЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ:
http://www.ege.edu.ru/ - официальный портал ЕГЭ (календарь экзаменов; кодификатор, спецификация, демоверсия; шкала перевода баллов; личный кабинет). http://fipi.ru – открытый банк заданий ЕГЭ. http://soc.reshuege.ru – банк заданий ЕГЭ, возможно проверить ответы, есть комментарии ко всем вопросам. http://stupinaoa.narod.ru/index/0-20 - здесь можно найти развернутые планы и критерии оценивания по различным темам курса обществознания.
http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/10-klass/bpoliticheskaya-zhizn-obwestvab/demokratiya?seconds=0&chapter_id=772 – ИнтернетУрок «Демократия». http://humanitar.ru/page/ch4_5 - сайт Единый Портал Обществознание. Конспект по теме «Демократия».

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх