Повышение квалификации работников предприятия. Профессиональная подготовка

При помощи повышения квалификации работников организация получает возможность повысить общую эффективность использования трудовых ресурсов, внедрить инновационные методы организации труда и обслуживания клиентов и, соответственно – улучшить результаты экономической деятельности предприятия. Сейчас существуют различные методы повышения квалификации персонала предприятия, поэтому работодателям необходимо обязательно обращать внимание на подобные возможности. Особенно если учесть, что в некоторых случаях, аттестация и повышение квалификации работников являются обязательными мероприятиями.

Повышение квалификации работников по Трудовому кодексу – законы и нормативы

Действующее законодательство достаточно глубоко регламентирует вопросы повышения квалификации сотрудников и предусматривает наличие различных нормативов, обеспечивающих правовое регулирование данного вопроса. В частности, рассматривается данный аспект трудовой деятельности в положениях следующих нормативных документов:

  • ФЗ №273 от 29.12.2012. Данный закон регламентирует вопросы образования в Российской Федерации в целом. И повышение квалификации сотрудников относится с точки зрения данного нормативного документа к получению профессионального обучения.
  • Статья 187 ТК РФ. Данной статьей устанавливаются общие гарантии, которые работодатель должен предоставить работникам на время прохождения ими профессионального обучения или курсов повышения квалификации, либо прохождения независимой оценки квалификации.
  • Статья 195.1 ТК РФ. Её положения регламентируют само определение квалификации работника, как уровня наличествующих у него практических профессиональных умений и определенных теоретических знаний.
  • Статья 196 ТК РФ. Нормативами означенной статьи устанавливаются общие принципы повышения квалификации работников, а также регламентируются права и обязанности работодателя по проведению данных процедур. В том числе, устанавливается право работодателя самостоятельно определять наличие либо отсутствие необходимости проведения мероприятий по повышению квалификации персонала.
  • Статья 197 ТК РФ. Принципы данной статьи указывают, что работники также имеют право повышать собственную профессиональную квалификацию и проходить её независимую оценку. При этом реализация данного права проводится путём заключения отдельного договора сотрудника с его работодателем.

Вышеозначенный закон об образовании №273 устанавливает несколько различных способов изменения статуса работника. В частности, он предполагает следующие механизмы получения образования в рамках рабочей деятельности:

  • Профессиональное образование.
  • Профессиональное обучение.
  • Профессиональную переподготовку.

Следует отличать, рассмотренные в законодательстве понятия профессионального образования и профессионального обучения. Так, под образованием подразумевается получение сотрудником определенного спектра знаний и документальное закрепление его путем выдачи соответствующего документа, в том числе и предоставляющего сотруднику новый статус. В то же время обучение предполагает приобретение практических навыков и теоретических знаний без фактического повышения или изменения уровня образования. Повышение квалификации работника может считаться как его переподготовкой, так и профессиональным обучением.

Что такое повышение квалификации работников и зачем оно необходимо

Деятельность многих категорий сотрудников в вопросах квалификации регламентируется либо едиными тарифными квалификационными справочниками профессий, либо – отдельными профессиональными стандартами. Наличествующая же квалификация может подтверждаться как документами образовании, так и ведомственным удостоверением о повышении квалификации либо результатами прохождения независимого оценивания в соответствующем центре. При этом под повышением квалификации работника может подразумеваться как изменение его квалификации, так и просто приобретение новых навыков и умений или же актуализация старых.

Сама же процедура повышения квалификации персонала может быть необходима как работодателям, так и сотрудникам с различными целями. Например, она может производиться для:

Порядок проведения аттестации и повышения квалификации работников

Повышение квалификации работников предприятия может производиться только в соответствии с требованиями законодательства. В свою очередь, действующие нормативы предписывают два варианта направления сотрудника на повышение квалификации:

  1. Инициатива работника. В данном случае работник самостоятельно определяет способы повышения квалификации и заключает с работодателем соответствующий договор, где стороны, достигнув соглашения, уточняют условия означенной процедуры.
  2. Инициатива работодателя. Без согласия сотрудника работодатель может направить его на повышение квалификации только в том случае, если сотруднику она необходима для продолжения ведения трудовой деятельности в рамках своей должности. Если же таковая необходимость отсутствует, направлен сотрудник на повышение квалификации может быть только при его согласии.

Руководители или коллеги в некоторых случаях также могут направлять работодателю или высшему руководству служебные записки или иные документы с представлениями или рекомендациями о необходимости повышения квалификации тех или иных работников.

Само же прохождение повышения квалификации и обучение может проводиться различными способами. Например, к методам повышения квалификации персонала можно отнести следующие варианты:

  • На базе действующих образовательных учреждений. Если повышение квалификации подразумевает приобретение нового уровня образования, то проводиться таковое может в образовательных учреждениях.
  • В специализированных учебных центрах. Отдельные организации могут предоставлять услуги по практическому обучению работников и повышению их квалификации без изменения уровня образования.
  • На базе предприятия. При наличии необходимой материальной технической или преподавательской базы, предприятие может полностью провести повышение квалификации работников на своей территории и собственными силами.
  • Путем дистанционного обучения. Сейчас данный метод повышения квалификации является одним из наиболее популярных, так как позволяет проводить обучение сотрудников без их фактического отрыва от рабочих мест.

В случае, если повышение квалификации сотрудника предусматривает отрыв его от рабочего места, то работодатель обязан обеспечить сохранение за таковым сотрудником как его должности и рабочего места, так и средней заработной платы на весь период профессионального обучения. Однако данное требование актуально только в случае, если работник будет направлен на повышение квалификации работодателем, а не пойдет на него по собственной инициативе.

Следует также отличать процедуру аттестации сотрудников и непосредственного повышения квалификации. Аттестация подразумевает проверку полученных или имеющихся знаний, в то время как повышение квалификации – непосредственно их получение. Аттестация и повышение квалификации могут проводиться комплексно, с целью выявления фактического качества подготовки персонала к работе в новых условиях или на новой должности.

Положение о повышении квалификации работников

Чтобы упростить возможное проведение процедуры повышения квалификации сотрудников, работодатель вправе издавать отдельные локальные нормативные акты, которые обеспечивали бы правовое регулирование данного вопроса. Составляется данный документ в свободной форме, однако в любом случае рекомендуется, чтобы в нем присутствовала следующая информация:

Данное положение должно быть утверждено в соответствии с правилами принятия локальных нормативных актов и донесено до сведения работников, которые будут направлены на повышение квалификации. При необходимости направить одного или нескольких работников, данное направление может быть осуществлено и путем оформления отдельных приказов на каждого из них.

Обязательное повышение профессиональной квалификации работников

В целом, законодательство возлагает право принятия решения о необходимости проведения повышения профессиональной квалификации работников организации на работодателя. Однако в некоторых случаях регулярное повышение квалификации может быть обязательным. Но данные требования касаются лишь ограниченного контингента лиц, а именно:

  • Сотрудники прокуратуры.
  • Аудиторы.
  • Лица, занимающиеся капитальным строительством.

Вышеозначенные категории сотрудников должны проходить регулярную процедуру повышения квалификации с обязательной её аттестацией. При этом регулярность проведения повышения квалификации должна обеспечивать прохождение означенной процедуры не реже одного раза в пять календарных лет.

УТВЕРЖДЕНЫ
Государственным комитетом СССР
по профессионально-
техническому образованию
19 января 1983 года

________________
Предусматриваются учебные планы и программы для повышения квалификации рабочих на производственно-технических курсах.


Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему совершенствованию подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве" (1979 год) ставится задача улучшения качества профессионального обучения и воспитания рабочих на производстве, создания условий для непрерывного совершенствования их мастерства в соответствии с требованиями социального и научно-технического прогресса.

Поскольку учебно-программная документация является одним из средств осуществления единой государственной политики в области профессионального обучения рабочих кадров на производстве, при ее разработке должны учитываться следующие исходные положения:

- единство требований к объему и уровню знаний и умений рабочих одинакового квалификационного разряда (класса, категории) независимо от форм профессионального обучения;

- преемственность в содержании обучения между начальной профессиональной подготовкой и последовательным повышением квалификации рабочих;

- идейно-воспитательная направленность обучения в целях формирования молодых строителей коммунизма как идейно убежденных, высокообразованных и умеющих трудиться.

Общие положения

1. Учебные планы и программы для подготовки и повышения квалификации рабочих являются основными документами, в соответствии с которыми осуществляется профессиональное обучение рабочих на производстве. Учебные планы и программы разрабатываются в соответствии с Типовым положением о профессиональном обучении рабочих на производстве, требованиями ЕТКС, Перечнем профессий, по которым осуществляется подготовка новых рабочих на производстве и настоящими Требованиями.
________________
Далее в тексте документ называется сокращенно - Перечень профессий.


По профессиям, не вошедшим в ЕТКС, учебные планы и программы разрабатываются на основе аналогичных ведомственных документов - "Справочника по тарификации конно-ручных работ в растениеводстве и животноводстве, механизированных работ в совхозах и других государственных предприятиях сельского, водного, лесного хозяйства и сельхозтехники", "Списки плавающего состава судов морского и речного флота", "Квалификационного справочника должностей служащих" и др.

2. Содержание учебных программ для подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве должно отвечать следующим требованиям:

- обеспечивать формирование профессиональных знаний и умений,

- способствовать формированию у обучающихся марксистско-ленинского мировоззрения, коммунистического отношения к труду и общественной собственности, любви к профессии, высоких моральных качеств;

- отражать современный уровень научных знаний в области техники и технологии производства, научной организации труда и передовой производственный опыт;

- обеспечивать преемственность повышения квалификации рабочих с подготовкой их в системе профтехобразования;

- обеспечивать соединение обучения с производительным трудом;

- способствовать соблюдению трудовой и производственной дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка;

- обеспечивать неукоснительное соблюдение требований охраны труда и правил безопасности труда.

В основу построения и содержания учебных программ должны быть положены научно-педагогические принципы обучения и воспитания.

3. Учебные планы и программы определяют объем и содержание учебного материала, необходимого для подготовки новых рабочих на производстве и повышения квалификации их от начального до высшего уровня.

4. Учебные планы и программы для подготовки новых рабочих разрабатываются, как правило, на начальный разряд (класс, категорию) по профессии.

При повышении квалификации рабочих программы разрабатываются на каждый разряд с учетом логической последовательности совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии. При незначительном отличии объема знаний и производственных умений в квалификационных характеристиках на каждый последующий разряд, допускается объединение изучаемого материала на 2 разряда. Решение по данному вопросу принимает соответствующее министерство (ведомство).

В случаях, когда квалификационный разряд зависит от различной мощности машин и механизмов, установок или пропускной способности агрегатов, программы разрабатываются только для подготовки новых рабочих.

5. Профессии, по которым осуществляется подготовка новых рабочих на производстве и сроки их обучения определяются действующим Перечнем профессий, но не более 6 месяцев. Примерный расчет учебного времени дан в приложении 6. Обучение новых рабочих по отдельным профессиям свыше 6 месяцев может проводиться только с разрешения Госпрофобра СССР.

Сроки обучения при повышении квалификации устанавливаются в соответствии с Типовым положением о профессиональном обучении рабочих на производстве, при этом общий срок не должен превышать 3 месяца с отрывом от производства и 6 месяцев без отрыва от производства.

6. Учебные программы для подготовки новых рабочих и для повышения их квалификации разрабатываются с учетом знаний и профессиональных умений обучающихся, имеющих общее среднее образование.

7. Учебные планы и программы для подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве разрабатываются и утверждаются:

- по профессиям, общим для всех отраслей народного хозяйства, Госпрофобром СССР;

- по профессиям, общим для ряда отраслей народного хозяйства, министерствами и ведомствами, определяемыми Госпрофобром СССР;

- по остальным профессиям - министерствами и ведомствами на основе рекомендаций Госпрофобра СССР.

С разрешения министерств и ведомств учебные планы и программы по отдельным профессиям разрабатываются и утверждаются предприятиями.

Учебные планы и программы, разрабатываемые по профессиям рабочих, связанных с обслуживанием объектов, поднадзорных органам Госгортехнадзора, в обязательном порядке согласовываются с Государственным комитетом СССР по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору.

8. Учебные планы и программы для переподготовки и обучения рабочих вторым профессиям разрабатываются в соответствии с Типовым положением о профессиональном обучении рабочих на производстве (п.17) на основе действующих учебных планов и программ для подготовки новых рабочих по соответствующим профессиям. При этом допускается сокращение программ за счет исключения ранее изученного материала с учетом фактического уровня профессиональных знаний, умений и навыков обучаемых. Сокращение тематики по вопросам охраны труда и правил безопасности не допускается.

9. Учебные программы для обучения рабочих на производстве издаются единым сборником для подготовки и повышения квалификации или отдельно для подготовки и отдельно для повышения квалификации на каждый разряд с обязательным сохранением структуры:

- титульный лист (приложение 1);

- пояснительная записка (приложение 2);

- квалификационная характеристика с указанием уровня квалификации (класс, разряд, категория);

- учебный план (приложения 3, 4);

- тематический план и программа производственного и теоретического обучения;

- список рекомендуемой литературы, учебно-наглядных пособий;

- содержание.

Пояснительная записка

Пояснительная записка составляется с учетом специфики профессии и отрасли на основе типовой пояснительной записки, разработанной ВНМЦентром Госпрофобра СССР.

Министерствам и ведомствам разрешается производить стереотипное размножение программ, разрабатываемых ВНМЦентром Госпрофобра СССР, министерствами и ведомствами, и переработку программ по профессиям, общим для ряда отраслей народного хозяйства.

Квалификационная характеристика

1. Квалификационная характеристика составляется на каждый разряд (класс, категорию) на основе Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), утвержденного Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам, и других ведомственных документов. По профессиям, не вошедшим в ЕТКС, учебные планы и программы разрабатываются на основе аналогичных ведомственных документов, указанных в п.1 "Общих положений" настоящих требований.

2. Квалификационные характеристики должны содержать:

- наименование профессий в точном соответствии с ЕТКС и Перечнем профессий;

- уровень квалификации (разряд, класс, категория);

- объем знаний, в том числе по охране труда и правилам безопасности, производственных умений и основных видов работ, которыми должны овладеть обучающиеся.

Кроме основных требований к уровню знаний и умений, изложенных в квалификационных характеристиках и предъявляемых к рабочему соответствующей квалификации и профессии, в квалификационную характеристику должны включаться также требования, предусмотренные "Общими положениями" ЕТКС (в том числе п.8а).
________________
Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 2 декабря 1982 года N 299/32.

3. Квалификационные характеристики по профессиям рабочих, связанных с обслуживанием объектов, поднадзорных органам Госгортехнадзора, должны предусматривать специальные требования (ПТЭ, ПТБ и др.), установленные этими органами.

4. Допускается вносить в квалификационные характеристики незначительные коррективы в части уточнения терминологии оборудования и технологии в связи с введением новых ГОСТов.

Учебный план

1. Учебный план подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве предусматривает наименование и последовательность изучения курсов и предметов, распределение времени на теоретическое и производственное обучение, консультации и квалификационный экзамен.

2. Теоретическое обучение при подготовке и повышении квалификации рабочих на производстве содержит специальный, общетехнический и ы.

3. Соотношение учебного времени на теоретическое и производственное обучение при подготовке новых рабочих и повышении их квалификации определяется в зависимости от характера и сложности осваиваемой профессии, сроков обучения и специфики профессионального обучения рабочих. На теоретическое обучение при подготовке новых рабочих рекомендуется выделять не менее 25% от общего количества учебных часов, а при повышении квалификации - от 130 до 180 часов.

4. На политические занятия отводится по 1 часу в неделю в период теоретического обучения при подготовке новых рабочих на производстве по программе, согласованной с местными партийными органами; при повышении квалификации политзанятия проводятся через различные формы сети политпросвещения.

Для экономической подготовки новых рабочих на производстве введен курс "Основы экономических знаний" при сроке обучения более 3 месяцев в объеме 30 часов по Типовому учебному плану и программе, утвержденным Госпрофобром СССР. На изучение вопросов экономики при подготовке новых рабочих со сроком обучения 1, 2, 3 месяца отводится соответственно не менее 8, 14, 20 часов. Обучение проводится по тематическому плану, представленному в приложении 5. Полный курс "Основы экономических знаний" в дальнейшем изучается в системе экономического образования на производстве. При повышении квалификации рабочих на производственно-технических курсах на изучение вопросов экономики выделяется 32 часа.
________________
Письмо Госпрофобра СССР "Об учебно-программной документации по экономическому образованию рабочих" от 15 марта 1982 года N 21-15/9-478.

5. Время на изучение вопросов охраны труда определяется с учетом специфики профессии, условий труда и сроков обучения. При подготовке новых рабочих количество часов определяется с учетом требований соответствующих правил безопасности, но не менее 10 часов.

6. Время на квалификационный экзамен предусматривается для проведения устного опроса и выделяется из расчета до 15 минут на одного обучающегося. Время на квалификационную пробную работу выделяется за счет производственного обучения.

7. Количество часов на консультации определяется из расчета 5-7% от общего времени, выделенного на теоретическое обучение.

На изучение общетехнического курса количество часов предусматривается от 25 до 27% от времени, выделенного на теоретическое обучение.

Программа производственного обучения

1. Производственное обучение является основой профессиональной подготовки и коммунистического воспитания обучающихся. Оно должно создавать условия - экономические и органические для стимулирования качественного, производительного труда, инициативы и предприимчивости.

Содержание производственного обучения должно предусматривать органическую взаимосвязь формирования профессиональных и социально-трудовых умений (работать коллективно, творчески, планировать и контролировать результаты своего труда), устойчивых навыков высокой культуры труда, бережливости, хозяйственного отношения к общественной собственности, выполнения требований трудовой и технологической дисциплины.

2. Программа производственного обучения для подготовки и повышения квалификации рабочих составляется на основе квалификационной характеристики, учебного и тематического планов.

3. Программа должна раскрывать содержание обучения в учебных мастерских, цехах, полигонах и др., а также на рабочих местах предприятия.

4. Материал программы должен раскрываться четкими, сжатыми формулировками, отражающими сущность системы умений и навыков, формируемых у обучающихся, с учетом требований действующих стандартов, нормативов, правил, инструкций, а также времени, отведенного на изучение предмета. Особое внимание в каждой теме программы необходимо уделять безопасному выполнению работ по профессии, рациональной организации рабочего места, экономному расходованию сырья и материалов, повышению производительности труда и эффективности производства, бережному отношению к технике, технологической оснастке, инструментам.

Содержание программы должно предусматривать выполнение учебно-производственных работ с применением новой техники и технологии, с использованием передовых приемов, бригадных форм организации труда, обеспечивающих формирование основ профессионального мастерства и профессиональной мобильности рабочего.

5. При подготовке новых рабочих содержание программы должно предусматривать ознакомление обучающихся с требованиями к работе по профессии, правилами внутреннего трудового распорядка, санитарными нормами и правилами безопасности труда, инструкциями по охране труда, производственными (должностными) инструкциями, обязанностью повышения квалификации различными формами и профессионального продвижения.

6. При повышении квалификации рабочих программа производственного обучения должна учитывать более глубокие специальные знания по профессии, ранее приобретенные производственные умения, необходимые для работы на более сложном оборудовании, а также для выполнения более сложных видов работ соответствующего разряда (класса, категории).

Программа теоретического обучения

1. Основной задачей теоретического обучения (специального, общетехнического и общественно-политического курсов) является формирование у обучающихся системы знаний об основах современной техники и технологии производства, организации труда в объеме, необходимом для прочного овладения профессией и дальнейшего роста производственной квалификации рабочих, формирования коммунистического отношения к труду и активной жизненной позиции.

2. Программы теоретического обучения для подготовки и повышения квалификации рабочих составляются на основе квалификационной характеристики, учебного и тематического планов.

3. Каждая тема программы должна иметь: название, содержание, раскрытое в перечислении основных понятий, явлений, законов, принципов действия, различных видов оборудования, технологических процессов и т.д.

4. Учебный материал специального и общетехнического курсов при подготовке новых рабочих должен быть согласован во времени и по содержанию с учебным материалом производственного обучения и опираться на знания обучающихся в объеме общеобразовательной средней школы.

Содержание программ теоретического обучения при повышении квалификации рабочих от начального до высшего уровня является логическим продолжением предыдущего этапа обучения.

6. В тех случаях, когда специфика профессии требует знания устройства и работы большого количества оборудования различных типов, марок и модификаций, в специальном курсе необходимо предусмотреть изучение принципиальных схем устройства и работы типового оборудования, типовых технологических процессов, характерных для данной группы предприятий.

7. В тему "Автоматизация и механизация производства" необходимо включить материалы: о микропроцессорах, принципах их устройства и действия, перспективах внедрения в отрасли оборудования, автоматизированного с помощью микропроцессоров; об автоматических манипуляторах (промышленных роботах). При отсутствии указанной темы аналогичный текст дается в предметах теоретического обучения (место внедрения материала определяется автором учебных программ).

8. Типовые учебные программы по предметам общетехнического курса разрабатываются ВНМЦентром Госпрофобра СССР и издаются отдельными выпусками.

Приложение 1. Требования к разработке учебных планов и программ для подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве

Приложение 1


Наименование министерства (ведомства), наименование учебно-методического подразделения, разрабатывающего данные программы

Учебные планы и программы для подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве

Наименование профессии

Квалификация

Код профессии

город, год

Приложение 2. Пояснительная записка

Приложение 2

УТВЕРЖДЕНО

наименование министерства, (ведомства)

Пояснительная записка

Настоящие учебные планы и программы разработаны

в соответствии с "Межотраслевым координационным планом разработки и издания учебно-программной документации для профессионального обучения рабочих на производстве".

Учебные планы согласованы с ВНМЦентром Госпрофобра СССР".

________________
Данная запись относится к профессиям, вошедшим в Межотраслевой координационный план.

Учебные программы предназначены для подготовки новых рабочих и повышения их

квалификации по профессии

наименование профессии

с _______ по _______ разряды для всех (ряда) отраслей народного хозяйства и объединены в сборник.

Сборник содержит квалификационные характеристики, учебные планы, тематические планы и программы производственного обучения, специальных и общетехнических предметов. Программы по общетехническим предметам, издаваемые отдельными выпусками, в сборник не включаются.

Программы по экономическому обучению и политзанятиям в настоящий сборник не включены. При подготовке новых рабочих политзанятия проводятся по программам, согласованным с местными партийными органами. При повышении квалификации политзанятия проводятся через различные формы сети политпросвещения.

Экономическое обучение при подготовке новых рабочих проводится по типовым программам "Основы экономических знаний", утвержденным Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию. При повышении квалификации экономическое обучение проводится по программам, публикуемым Экономической газетой.

Учебные программы являются документом, определяющим содержание обучения по соответствующим предметам, и разработаны с учетом задач профессионального обучения, вытекающих из решений Коммунистической партии и Советского правительства по вопросам совершенствования подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве. К числу таких задач относятся:

- подготовка для народного хозяйства всесторонне развитых, технически образованных и культурных квалифицированных рабочих, владеющих профессиональным мастерством, отвечающих требованиям современного производства, социального и научно-технического прогресса и перспективам развития;

- формирование у рабочих марксистско-ленинского мировоззрения, воспитания высоких моральных качеств, пролетарского интернационализма, социалистического патриотизма, коммунистического отношения к труду и общественной собственности, готовности беречь и приумножать революционные и трудовые традиции рабочего класса.

Квалификационные характеристики составлены в соответствии с Единым тарифно-

квалификационным справочником работ и профессий рабочих

год утверждения

N выпуска

наименование раздела

основным знаниям, умениям и навыкам, которые должны иметь рабочие указанной профессии и квалификации.

Кроме основных требований к уровню знаний и умений в квалификационные характеристики включены требования, предусмотренные "Общими положениями" ЕТКС, п.п.8, 8а.

Учебные программы для подготовки новых рабочих и повышения их квалификации по профессии

разработаны с учетом знаний и профессиональных

наименование профессии

умений обучающихся, имеющих общее среднее образование.

Продолжительность обучения новых рабочих установлена

срок обучения в месяцах

в соответствии с действующим Перечнем профессий, по которым осуществляется подготовка новых рабочих на производстве.

Продолжительность обучения при повышении квалификации рабочих установлена в соответствии с Типовым положением о профессиональном обучении рабочих на производстве.

Мастер (инструктор) производственного обучения должен обучать рабочих эффективной организации работы на каждом конкретном участке, использованию достижений научно-технического прогресса на данном рабочем месте, детально рассматривать с ним пути повышения производительности труда и меры по строжайшей экономии материалов на данном производстве, в данной отрасли.

К концу обучения каждый рабочий должен уметь выполнять работы, предусмотренные квалификационной характеристикой, в соответствии с техническими условиями и нормами, установленными на предприятии.

Квалификационная пробная работа проводится за счет времени, отведенного на производственное обучение.

В последнюю тему производственного обучения должен включаться примерный перечень работ по профессии, согласно ЕТКС. Им следует руководствоваться при проведении пробных квалификационных работ. В зависимости от специфики выпускаемой продукции в примерные перечни работ может вноситься корректировка.

Количество часов, отводимых на изучение отдельных тем программы, последовательность их изучения в случае необходимости разрешается изменять, но при непременном условии, что программы, будут выполнены полностью (по содержанию и общему количеству часов). Указанные изменения могут быть внесены в программы только после рассмотрения их учебно-методическим (педагогическим) советом и утверждения их председателем.

В связи с техническим прогрессом и совершенствованием производства программы теоретического и производственного обучения необходимо систематически дополнять учебным материалом о новом оборудовании, современных технологических процессах и передовых приемах и методах труда, которые начали внедряться в отечественную и зарубежную практику после издания настоящих программ, исключать из них изучение устаревших технологических процессов, оборудования, устаревшую терминологию и стандарты, заменяя их новыми.

Разрешается стереотипное размножение учебных программ. Ответственность за точное соответствие текстов переиздаваемых учебных программ несет руководство Учебно-методических кабинетов.

Отзывы и предложения по улучшению настоящих программ следует направлять

наименование учебно-методического подразделения - разработчика

Приложение 3. Примерный учебный план подготовки новых рабочих на производстве

Приложение 3


Срок обучения 5 месяцев
(22 недели)

Всего часов за курс обучения

часов в неделю

Производственное обучение

Теоретическое обучение

Специальный курс (специальная технология, общая технология производства; устройство и эксплуатация машин, специальное оборудование, охрана труда и т.п.)

Общественно-политический курс

Основы экономических знаний

Политзанятия

Консультации

Квалификационный экзамен

Приложение 4. Примерный учебный план повышения квалификации рабочих на производстве

Приложение 4


Срок обучения 2,5 месяца
(11 недель)

Всего часов за курс обучения

Часов в неделю

Производственное обучение

Теоретическое обучение

Специальный курс (специальная технология, общая технология производства, устройство и эксплуатация машин, специальное оборудование, охрана труда и т.п.)

Общетехнический курс (материаловедение, чтение чертежей, допуски и технические измерения, электротехника и т.п.)

Общественно-политический курс

Экономическое обучение

Консультации

Квалификационный экзамен

Приложение 5. Тематический план изучения вопросов экономики (при подготовке новых рабочих)

Приложение 5

Срок обучения

Количество часов (на тему)

Наша социалистическая экономика.

Экономическая политика КПСС

Социалистическое предприятие и трудовой коллектив

Планирование хозяйственной деятельности предприятия

Всемерный рост производительности труда - коренная экономическая задача

Качество продукции и культура производства

Технический прогресс и эффективное использование основных фондов

Режим экономики и рациональное использование материальных ресурсов

Нормирование и дисциплина труда

Организация заработной платы

Себестоимость и цена продукции

Организация хозяйственного расчета.

Хозрасчет участка, бригады

Социалистическое соревнование за высокую эффективность производства и качества работы

Приложение 6. Примерный расчет учебного времени при подготовке новых рабочих на производстве

Приложение 6

Срок обучения

Всего часов на обучение

Примерное количество недель

1 месяц

2 месяца

3 месяца

4 месяца

5 месяцев

6 месяцев

Примечание:

1. При расчете учебного времени за основу взято среднемесячное количество часов - 175.

2. Теоретическое и производственное обучение проводится в пределах рабочего времени, установленного законодательством о труде для работников соответствующих возрастов, профессий и производств.
________________
Типовое положение о профессиональном обучении рабочих на производстве, п.11.

3. Для обучения в возрасте до 18 лет за основу берется 36-часовая рабочая неделя.



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Повышение квалификации – это один из видов профессионального обучения работников предприятия, которое проводится с целью повышения уровня теоретических знаний, совершенствования практических навыков и умений сотрудников организации в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации.

Повышение квалификации работников может проводиться по мере необходимости.

Цель и задачи

Главная задача повышения квалификации – удовлетворить потребности специалистов в получении полного спектра необходимой информации в сфере новейших научных достижений, а также передового зарубежного и отечественного опыта по какому-либо профилю.

Кроме этого, приоритетная цель – обновление практико-теоретических знаний специалиста по причине повышения требований работодателя и ГОСТов к уровню компетентности работников различных профессий.

Также обучение проводится для достижения следующих целей:

    Мотивация персонала. Когда работник получает знания за счет организации, он чувствует, что руководство заботится о нем. Поэтому у сотрудника организации появляется стремление к повышению производительности труда;

    Воспитание собственных кадров. Это является производственной стратегией некоторых компаний. Они предпочитают обучать своих сотрудников, нежели принимать на работу большое количество людей со стороны.

Повышение квалификации и законодательные нормы

Работодатель, согласно четвертой части 196 статьи Трудового Кодекса РФ, обязан отправлять числящихся в штате его предприятия работников на повышение квалификации, если такое необходимо для полноценного выполнения ими должностных обязанностей.

В первой части статьи 196 статьи Трудового Кодекса РФ указано, что работодатель по собственному усмотрению может определять необходимость повышения квалификации своих работников для нужд предприятия.

Порядок и условия повышения квалификации определяются трудовым или же коллективным договором.

Документы, которые подтверждают прохождение обучения

Документы, которые выданы образовательным учреждением, подтверждают факт того, что:

    сотрудник прошел обучение и по результатам обучения работник предприятия получил определенную квалификацию;

    сотруднику организации присвоен определенный разряд, класс или категория.

Согласно требованиям законодательства образовательные учреждения могут выдавать своим слушателям следующие документы:

    Диплом, если сотрудник проходил обучение, длительность которого составила более тысячи часов;

    Свидетельство о прохождении повышения квалификации, если обучение продолжалось более ста часов и менее тысячи часов;

    Удостоверение, если сотрудник участвовал в семинаре или прошел краткосрочное обучение, длительность которого составила менее тысячи часов.

Виды повышения квалификации

Повышение квалификации подразделяется на три вида:

    Краткосрочное повышение квалификации;

    Проведение тематических семинаров;

    Длительное повышение квалификации.

Краткосрочное повышение квалификации

Время занятий составляет менее 72 часов. Краткосрочное повышение квалификации - это тематическое обучение по вопросам конкретного производства. Курсы повышения квалификации организуют сами работодатели, а обучение проводят высококвалифицированные работники предприятия. По завершении обучения сотрудники должны сдать соответствующий экзамен, зачёт или защитить реферат.

Проведение тематических семинаров

Время занятий составляет от 72 до 100 часов. Этот вид повышения квалификации направлен на ускоренное приобретение навыков, необходимых для работы в новых условиях. В рамках подобных программ проводится изучение диссонансных и резонансных вопросов, а также современной проблематики в сферах трудовой или научной деятельности слушателей курса.

Обучение проходит в виде тренингов, проведения тематических семинаров по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, которые возникают на уровне региона, отрасли организации, предприятия (объединения) или учреждения.

В конце курса участниками сдается зачет либо экзамен или пишется и защищается реферат по прослушанному материалу.

Если аттестационное мероприятие пройдено участником успешно, он становится обладателем персонального удостоверения, подтверждающего получение им повышения квалификации.

Длительное повышение квалификации

Время занятий составляет от 100 до 500 часов. Целью длительного повышения квалификации является углублённое изучение актуальных проблем по профилю профессиональной деятельности для обновления знаний или подготовки специалистов к выполнению новых трудовых функций. Такие программы рассчитаны на сотрудников организации, которые имеют определённый опыт работы и испытывают недостаток практических навыков и знаний.

В конце курса слушатели сдают зачет, экзамен или составляют и защищают реферат по теме материалов программы. Если аттестационные мероприятия пройдены участником курса успешно, ему предоставляется свидетельство, подтверждающее получение им повышения квалификации.

Форма обучения сотрудников организации

В зависимости от того, кем проводится программа повышения, его разделяют на внешнее обучение (за пределами компании) и внутрифирменное (в пределах компании).

У внутрифирменного обучения есть свои плюсы: уменьшение расходов для компании, возможность контролировать процесс, развитие корпоративного духа и так далее.

Кроме этого, виды и формы повышения квалификации отличаются друг от друга по типу занятости участников курсов.

Обучение сотрудников организации может проводиться без отрыва от трудовой деятельности, с отрывом от выполнения должностных обязанностей по месту работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения.

Методы внешнего повышения квалификации

К методам внешнего повышения квалификации относятся:

    Конференции, встречи, симпозиумы. Активная методика обучения, которая стимулирует развитие коммуникативных навыков, развивает логическое мышление, обучает специфике публичных выступлений.

    Тренинг. В процессе обучения тренер дает определенные инструкции и проверяет, насколько усвоены знания в течение определенного периода времени.

    Лекции. Самая традиционная методика. Материалы здесь усваиваются пассивно и этот метод сейчас не считают оптимальным, дополняют его другими.

    Самостоятельное обучение. Самый простой вариант, но при этом требующий самодисциплины и ответственности. Этот метод сейчас развивается благодаря внедрению различных обучающих программ и дистанционного обучения.

    Интерактивные курсы. Знания получают, закрепляют и тестируют при помощи обучающей программы.

    Деловая игра. Суть метода заключается в том, что проблему решает не один человек, а группа обучающихся.

    Кейс-стади. Этот метод позволяет решать реальные проблемы производства. В основном он подходит для руководителей высшего звена и управленческого персонала.

    Баскет-метод. Основан на имитации ситуаций, встречающихся в процессе работы.

Выбор методов обучения зависит от многих факторов: характеристик слушателей, возможностей компании (в том числе и финансовых), от квалификации преподавателей и целей процесса.

Методы внутрифирменного повышения квалификации

К методам обучения на рабочем месте относятся:

    Инструктаж. Применяется в случае, когда нужно приобрести навыки на новом рабочем месте.

    Коучинг. При использовании этого метода тренер и обучаемые взаимодействуют, а также налаживают связь между участниками процесса производства.

    Проектная группа. Составляется группа, которая коллективно работает над одним проектом. При этом совершенствуются навыки управления, решения проблем коллективно.

    Наставничество. Когда опыт целенаправленно передается, обучение сотрудника на личном примере. Более опытный сотрудник передает свои знания тому, кто менее опытен.

    Ротация. Сотрудника переводят внутри компании в другой отдел. Очень популярная в настоящее время методика.

    Стротеллинг. Молодых сотрудников обучают правилам работы, используя историю организации.

    Тьюторство. Вид наставничества. Ведется дискуссия, в процессе которой обучаемый демонстрирует полученные знания.

    Шэдуинг. Суть метода в том, что ведется наблюдение за процессом работы, которое позволяет выяснить, какие стороны в проф. подготовке сотрудника слабые и составить план повышения квалификации, чтобы их удалить.

Курсы повышения квалификации

Это мероприятие по обучению обычно проводят в специально предназначенном для этого месте. Большим плюсом при прохождении таких курсов является то, что как только обучение будет закончено, увеличится не только ваше мастерство, оно будет подтверждено документально.

На подобных курсах занятия проходят в небольших группах, от 5 до 30 человек максимум. Также могут проходить индивидуальные занятия.

Выстраивают обучение по программам повышения квалификации, разработанным для того, чтобы увеличить и расширить круг знаний и умений, причем тех, которые у человека уже есть.

Отметим, что курсы повышения квалификации могут проходить только те работники, которые уже имеет диплом о среднем или высшем профессиональном образовании.

Выбор подходящего учебного центра стоит осуществлять, опираясь на следующие показатели:

    состав преподавателей;

    насколько долго центр осуществляет свою деятельность;

    стоимость курсов;

    отзывы тех, кто уже проходил обучение.

Периодичность прохождения повышения квалификации

Периодичность прохождения повышения квалификации устанавливают сами работодатели. На практике, как правило, повышение квалификации проводят не реже одного раза в 5 лет на протяжении всей трудовой деятельности работника предприятия. При этом работодатель свое решение о периодичности прохождения повышения квалификации должен отразить в нормативном акте локального назначения.


Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме "Зарплата и кадры" .

Повышение квалификации: подробности для бухгалтера

  • Работодатель направил работника на повышение квалификации - является ли это служебной командировкой?

    Повышение квалификации, то является ли такое повышение квалификации служебной командировкой? Можно ли направлять на повышение квалификации... повышение квалификации, то является ли такое повышение квалификации служебной командировкой? Можно ли направлять на повышение квалификации... Некоторые специалисты посещение работником программ повышения квалификации рассматривают как служебную командировку*(1 ... , оформление направления работников на повышение квалификации как служебной командировки не вполне...

  • Периодичность повышения квалификации бухгалтера учреждения

    Учреждения? Нужно ли проходить ежегодное повышение квалификации бухгалтеру казенного, бюджетного, автономного... . Требование о прохождении бухгалтером программы повышения квалификации установлено профессиональным стандартом «Бухгалтер» ... дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, программам профессиональной переподготовки. Периодичность... Данными нормативными актами установлено следующее. Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется в случаях...

  • О включении в льготный стаж курсов повышения квалификации

    Досрочной пенсии периоды прохождения курсов повышения квалификации медработников? Врачам, которые осуществляли... досрочной пенсии периоды прохождения курсов повышения квалификации медработников? Такие периоды входят в... обучения на пенсионных стаж курсы повышения квалификации на гражданина не воздействуют... Соответственно, время обучения на курсах повышения квалификации считается работой с сохранением средней...), то периоды прохождения курсов повышения квалификации засчитываются в стаж для назначения...

  • Новый профстандарт для бухгалтера

    Главным бухгалтером дополнительных профессиональных программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки. Это, ... года и прохождение профильных программ повышения квалификации по бухгалтерскому учету, внутреннему... профессиональное образование – прохождение программ повышения квалификации не реже одного раза в... профессионального образования – прохождение программ повышения квалификации не реже одного раза в... а также прохождение программ повышения квалификации будут необходимы только в...

  • Как направить работника на стажировку за границей

    Тогда нельзя рассматривать стажировку (повышение квалификации) сотрудника за границей как выполнение... профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации непосредственно у данного работодателя связаны... проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников на условиях и в... обучения. В описанных случаях повышение квалификации становится обязанностью работника, а... сделать следующий вывод. Стажировку (повышение квалификации) сотрудника за границей (то...

  • Нецелевое использование средств: обзор арбитражной практики

    Заключивших договоры на образовательные услуги, повышение квалификации с образовательными учреждениями, от имени... разбирательства установлено, что с целью повышения квалификации Департамент направлял в служебные командировки... билеты, авансовые отчеты, удостоверения о повышении квалификации), суд установил, что расходы департамента...

  • Сотрудник направлен на профессиональную переподготовку: как правильно оформить документы

    Относятся дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки. Таким образом... обновлением своих профессиональных знаний. Следовательно, повышение квалификации не является командировкой (смотрите также... документы при направлении работника на повышение квалификации. Поэтому работодатель вправе самостоятельно разработать... распоряжение о направлении работника на повышение квалификации, как правило, оформляется приказом (распоряжением...

  • Все о стажировке

    И она применяется для повышения квалификации работника или получения им... допуска к работе, периодичности повышения квалификации руководящего и диспетчерского персонала. Этим... дополнительных профессиональных программ: программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки. ... освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретения практических навыков... включаться в программу переподготовки или повышения квалификации, но и быть самостоятельным...

  • Должны ли оценщики сдавать очередной экзамен и что делать аудиторам, получившим квалификационный аттестат СРО?

    По программам магистратуры, профессиональной переподготовки, повышения квалификации. Если смотреть на Федеральный закон... профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке...

  • Внедряем систему профстандартов в учреждении

    Образовании, в том числе при повышении квалификации и (или) переподготовке, предоставленных работником... подготовке рекомендаций по формированию плана повышения квалификации работников в целях приведения уровня...

  • Обязательно ли применение профессиональных стандартов в отношении главного бухгалтера?

    По дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации, программам профессиональной переподготовки. Однако из... им дополнительного обучения в форме повышения квалификации или профессиональной переподготовки, оно, по... должно подтверждаться либо удостоверением о повышении квалификации, либо дипломом о профессиональной переподготовке...

  • Исчисление среднего заработка при осуществлении отдельных выплат
  • Направляем работников на независимую оценку квалификации

    Работу, направление его на курсы повышения квалификации или переподготовку. В отдельных случаях... центре профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров» базовым центром профессиональной... подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров была определена автономная... центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров с участием представителей...

  • Предоставление отпуска педагогическим работникам и расчет отпускных

    Времени нахождения в командировке, на повышении квалификации, а также в других случаях... 30.09.2017 проходила курсы повышения квалификации. За данный период ей было... , а также выплата за курсы повышения квалификации, исчисленные исходя из среднего заработка... . дн. (период нахождения на курсах повышения квалификации))). Следовательно, в расчетном периоде на...

  • Верховный суд об исчислении специального стажа медработников для досрочного назначения пенсии

    Нетрудоспособности; периоды нахождения на курсах повышения квалификации. По мнению работницы, решение пенсионного... клиническая больница». Что касается периодов повышения квалификации, они включаются в специальный стаж... , поскольку периоду нахождения на курсах повышения квалификации предшествовало время работы гражданки в...

Специалисты по управлению персоналом должны регулярно посещать курсы повышения квалификации, чтобы получать актуальную информацию об особенностях кадрового делопроизводства, принципах регулирования и повышения производительности труда, внедрения профстандартов. Программы учебного центра ООО «Институт труда» будут полезны руководителям организаций, экономистам по труду и заработной плате, инженерам по организации и нормированию труда. Мы предлагаем курсы по нормированию труда, кадровому делопроизводству и другим направлениям с очной и дистанционной формой обучения.

Курсы обучения методам нормирования и оплаты труда, кадровому делопроизводству

Пройти обучение методам нормирования и оплаты труда, а также курсы по внедрению профстандартов и кадровому делопроизводству приглашает ООО «Институт труда». Семинары проводят опытные научные сотрудники, эксперты в нескольких областях. Обучающие программы, направленные на повышение квалификации и получение дополнительного образования, позволяют овладеть полезными навыками за установленное количество академических часов.

Обучение внедрению профессиональных стандартов, нормированию и оплате труда проводится на основе проведенных проектных работ. Благодаря применяемым методикам специалисты приобретут необходимые знания в области:

  • разработки и утверждения нормативных материалов, систем оплаты труда,
  • снижения трудозатрат и расчета трудоемкости работ,
  • управления производительностью труда на предприятии,
  • оптимизации численности персонала,
  • бережливого производства и пр.

По результатам обучения прошедшим курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации выдается удостоверение установленного образца. Очные программы включают 16 академических часов. Со стоимостью можно ознакомиться в каталоге.

Формы обучения внедрению профессиональных стандартов

Курсы повышения квалификации по нормированию труда, кадровому делопроизводству и внедрению профессиональных стандартов проводятся в различных формах:

  • очной,
  • дистанционной.

Часть занятий предполагает посещение нашего учебного центра. В УЦ специалисты могут получить необходимые материалы и задания на новый семестр. После выполнения итоговой квалификационной работы и ее защиты выдается диплом. Получение дополнительного профессионального образования при очной форме обучения требует отрыва от производства, поэтому важно заранее оценить загруженность сотрудников.

Также предлагаем воспользоваться дистанционными программами обучения. Они позволяют овладеть необходимыми знаниями и навыками без отрыва от профессиональной деятельности. По результатам освоения программы обучающиеся получают удостоверения установленного образца.

Наши преимущества

Курсы обучения кадровому делопроизводству, нормированию труда и внедрению профессиональных стандартов от ООО «Институт труда» дают отличную возможность получить необходимый объем знаний для повышения квалификации. Мы предлагаем несколько программ, которые отличаются друг от друга рядом параметров:

  • количеством академических часов,
  • формой обучения: очная или дистанционная.

После завершения обучения специалисты получают все необходимые подтверждающие документы: диплом, удостоверение о повышении квалификации и пр. Наши преимущества:

  • привлекательные цены, доступные широкому кругу клиентов;
  • предоставление необходимых материалов во время обучения;
  • актуальные программы, составленные с учетом действующего законодательства.

Ежегодно мы проводим сотни курсов профессиональной переподготовки по кадровому делопроизводству, нормированию и оплате труда, внедрению профстандартов. Также на базе учебного центра проводятся тренинги по различным направлениям. Среди всего многообразия услуг легко найти вариант, который подойдет сотрудникам любого предприятия.

Стоимость очного и дистанционного обучения с учетом специфики курсов приведена на сайте. Чтобы воспользоваться нашим предложением, оставьте заявку на сайте или позвоните по указанному номеру телефона. Для получения информации об особенностях выбранного курса и уточнения подробностей свяжитесь с менеджером.

С внедрением прогрессивных технологий в производство возникает объективная потребность в освоении сотрудниками новых трудовых приемов. О том, как организовать повышение квалификации и оформить соответствующие документы, рассказывается в статье.

Повышение квалификации - один из видов дополнительного профессионального образования. Его целью является обновление теоретических и практических навыков специалистов в связи с повышением требований к уровню профессиональных знаний и необходимостью освоения современных методов решения производственных задач. Об этом говорится в абз. 2 п. 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 610 (далее - Типовое положение).

Важные нюансы повышения квалификации

Обучение по инициативе работодателя и обязательное обучение

По усмотрению работодателя . Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель (ч. 1 ст. 196 ТК РФ). При этом условия и порядок повышения квалификации должны быть установлены коллективным договором или соглашением, трудовым договором (ч. 2 ст. 196 ТК РФ).

Согласно абз. 3 п. 7 Типового положения обучение проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения обучения работниками определенных профессий и специальностей устанавливает работодатель в локальном нормативном акте.

Обязательное обучение . Работодатель обязан направлять на повышение квалификации работников, если это является условием выполнения конкретных видов деятельности. Эта норма установлена ч. 4 ст. 196 Трудового кодекса. Работники определенных специальностей и занимающие определенные должности обязаны согласно некоторым законам проходить повышение квалификации. К ним, например, относятся:

  • научно-педагогические работники государственных высших учебных заведений и государственных научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования (ст. 21 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании");
  • работники железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов (Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации");
  • водители и другие работники автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающие безопасность дорожного движения (Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").

Виды повышения квалификации

В зависимости от потребностей работодателя, объема новых знаний и сроков обучения повышение квалификации может быть организовано по-разному:

  • краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства. Осуществляется по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
  • тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;
  • длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Это предусмотрено абз. 4 - 7 п. 7 Типового положения.

При этом все дополнительные профессиональные образовательные программы образовательные учреждения повышения квалификации разрабатывают самостоятельно с учетом потребностей и особых пожеланий заказчика, а также требований государственных образовательных стандартов к уровню подготовки специалистов по соответствующему направлению (специальности) (абз. 2 п. 42 Типового положения).

Формы повышения квалификации и гарантии работникам

Согласно п. 41 Типового положения повышение квалификации может проводиться:

  • с отрывом от работы;
  • без отрыва от работы;
  • с частичным отрывом от работы;
  • по индивидуальным формам обучения.

Сохранение рабочего места и среднего заработка . Согласно ст. 187 Трудового кодекса при направлении работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Командировка для повышения квалификации . Если же сотрудник направлен на учебу в другую местность, ему оплачиваются командировочные расходы в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. Кроме того, за все время нахождения сотрудника в командировке ему следует выплачивать средний заработок (ст. 187 ТК РФ).

И работа, и учеба . Если работник повышает квалификацию без отрыва (или с частичным отрывом) от производства, он получает заработную плату за фактически отработанное время (произведенную продукцию).

В случае если работник совмещает обучение и труд, их совокупная продолжительность не должна превышать ежедневную норму рабочего времени, предусмотренную трудовым законодательством (ст. 91 ТК РФ), правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора.

Куда пойти учиться

Повышение квалификации может проходить либо в самой организации, либо в образовательных учреждениях повышения квалификации (ч. 2 ст. 196 ТК РФ). Согласно п. 8 Типового положения к ним относятся:

  • академии (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования);
  • институты повышения квалификации (усовершенствования) - отраслевые, межотраслевые, региональные;
  • курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости.

Профессиональная подготовка также может быть получена у специалиста, имеющего требуемую квалификацию (п. 3 ст. 21 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании").

Все перечисленные учреждения обязаны иметь лицензию на ведение образовательной деятельности (п. 1 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 277).

Это требование не касается (п. 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 277):

  • образовательной деятельности в форме разовых лекций, семинаров, стажировок, когда не выдается документ об образовании или повышении квалификации;
  • индивидуального обучения сотрудника у специалиста, обладающего соответствующей квалификацией.

Направляем сотрудника на повышение квалификации

Внутренние документы о направлении на повышение квалификации

Согласно Письму Минфина России от 16.05.2002 N 04-04-06/88 основанием для направления работников на курсы повышения квалификации могут быть:

  • план обучения, в котором указываются причины и цели обучения сотрудников, а также их фамилии и должности;
  • приказ руководителя о направлении на повышение квалификации , в котором нужно обосновать производственную необходимость дополнительного образования сотрудника (внедрение нового оборудования, расширение производства и т.п.), а также указать, что он направлен на обучение по инициативе работодателя.

Закрытое акционерное общество

"Приморские отопительные системы"

Утверждаю

Медведев (И.А. Медведев)

Приказ будет являться основанием для посещения работником учебных занятий.

Договор на оказание образовательных услуг

При направлении работников на повышение квалификации работодатель должен заключить договор с образовательным учреждением (абз. 16 п. 7 Типового положения).

Форма договора . Примерные формы договоров на оказание образовательных услуг приведены в Приказах Минобразования России от 10.07.2003 N 2994 и от 28.07.2003 N 3177, а также в Методических рекомендациях по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования (Письмо Минобразования России от 01.10.2002 N 31ю-31нн-40/31-09). Но, как правило, бланк типового договора разрабатывает образовательное учреждение.

В документе необходимо указать программу, форму (очная, заочная, очно-заочная), стоимость и срок обучения работника, а также наименование документа, который он получит по его окончании.

Договор составляется в двух экземплярах - один остается у работника, другой - в образовательном учреждении.

Обратите внимание: заказчиком образовательных услуг должен быть работодатель, а не работник. В противном случае организация не сможет учесть сумму расходов на оплату обучения при исчислении налога на прибыль.

Приложение к договору . К договору прилагаются:

  • учебная программа образовательного учреждения с указанием количества часов посещения;
  • ксерокопия лицензии на ведение образовательной деятельности образовательным учреждением.

Дополнительный договор с работником

Согласно ч. 2 ст. 197 Трудового кодекса работодатель, направляющий работника на повышение квалификации, должен заключить с ним дополнительный договор (соглашение), в котором будут прописаны обязанности сотрудника после завершения обучения. Например, можно оговорить условие об обязательной отработке сотрудником определенного срока, установить санкции за нарушение учебной дисциплины, порядок возмещения работодателю затраченных средств в случаях неполной отработки установленного срока или прерывания обучения. Образец соглашения приведен ниже.

Документы об образовании

Согласно п. 27 Типового положения освоение образовательных программ повышения квалификации объемом свыше 72 часов завершается обязательной итоговой аттестацией. Предусмотрены следующие виды аттестационных испытаний:

  • итоговый экзамен по отдельной дисциплине;
  • итоговый междисциплинарный экзамен по программе обучения;
  • реферат по отдельной дисциплине или ряду дисциплин;
  • подготовка и защита аттестационной работы (выпускной, дипломной работы или дипломного проекта).

В зависимости от количества учебных часов работнику, прошедшему повышение квалификации, выдаются следующие документы государственного образца:

  • удостоверение о краткосрочном повышении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме от 72 до 100 часов;
  • свидетельство о повышении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов;
  • диплом о профессиональной переподготовке - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 часов;
  • диплом о присвоении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 1000 часов.

Это предусмотрено п. п. 1 - 3 Требований к документам государственного образца о повышении квалификации и профессиональной переподготовке, утвержденных Приложением N 1 к Постановлению Госкомвуза России от 27.12.1995 N 13 и п. 28 Типового положения.

Оригинал документа о повышении квалификации хранится у работника, а копию следует подшить в личное дело сотрудника.

Но не всегда по окончании обучения работник может получить документ об образовании государственного образца. Не выдают такие документы организации, которые ведут образовательную деятельность, не подлежащую лицензированию, - в форме разовых лекций, стажировок и семинаров, а также преподаватели, занимающиеся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью. Объем учебной программы в этом случае составляет менее 72 часов, а по окончании слушателям могут выдать сертификат с указанием темы и объема учебных часов. Образцы сертификатов каждое учреждение разрабатывает самостоятельно.

Акт об оказанных услугах

По окончании обучения образовательное учреждение обязано представить организации акт об оказанных услугах. В нем должны быть зафиксированы период обучения, наименование программы обучения и его стоимость в рублях.

При долгосрочном обучении акт следует составлять отдельно за каждый отчетный период, то есть один раз в квартал, а расходы на оплату образовательных услуг включать в состав затрат ежеквартально.

Сведения о повышении квалификации нужно внести в разд. V "Повышение квалификации" личной карточки работника (форма N Т-2). Но только в случае, если по окончании учебы работник получил удостоверение, свидетельство либо диплом установленного образца. Об этом говорится в п. 28 Типового положения.

Обучение в другой местности

Если работник направляется на обучение в другую местность, его поездка оформляется как служебная командировка. В этом случае, помимо перечисленных выше, необходимо оформить следующие документы:

  • служебное задание (форма N Т-10а), подписанное руководителем структурного подразделения. По окончании командировки сотрудник составляет краткий отчет о выполнении задания, а руководитель структурного подразделения делает соответствующее заключение;
  • приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку (форма N Т-9 или N Т-9а);
  • командировочное удостоверение (форма N Т-10);
  • отчет о выполнении задания (на бланке служебного задания). Его составляет работник, закончивший обучение, а руководитель структурного подразделения делает заключение о выполнении задания.

Все указанные документы оформляются на типовых бланках, которые утверждены Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1.

При направлении работника на повышение квалификации в другую местность за ним сохраняются рабочее место (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Кроме того, сотруднику надо оплатить командировочные расходы по правилам, предусмотренным для служебных командировок (ст. 187 ТК РФ). Это значит, что порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом (ч. 2 ст. 168 ТК РФ). В качестве командировочных расходов учитываются, в частности, затраты:

  • на проезд работника к месту командировки и обратно;
  • наем жилого помещения;
  • суточные в пределах норм (700 руб. - для расходов, учитываемых с целью уплаты НДФЛ (абз. 10 п. 3 ст. 217 НК РФ)).

По возвращении из командировки работник в течение трех рабочих дней должен представить авансовый отчет об израсходованных средствах и документы, подтверждающие произведенные в командировке расходы.

Напомним, что повышение квалификации с отрывом от работы в табеле учета рабочего времени обозначается буквенным кодом ПК или цифровым кодом 07. Это следует из Указаний по применению и заполнению форм первичной учетной документации, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1.

Бухучет расходов на повышение квалификации

Расходы, связанные с оплатой дополнительного профессионального образования сотрудника в интересах организации, признаются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Данные расходы учитываются в размере фактически произведенных затрат и отражаются по дебету счетов учета затрат в корреспонденции с кредитом счета 76 (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Если расходы на повышение квалификации работника относятся к нескольким отчетным периодам, то они учитываются на счете 97 и списываются в порядке, установленном в учетной политике организации (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение периода, к которому относятся. Об этом говорится в п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

Подтвердить факт оказания образовательных услуг для целей бухучета можно соответствующим актом и копией документа об образовании (диплома, свидетельства и т.п.).

Суммы среднего заработка, сохраняемого за работником на время повышения квалификации, учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности как расходы на оплату труда (п. п. 5 и 8 ПБУ 10/99). Они отражаются по дебету счета учета затрат на производство в корреспонденции с кредитом счета 70.

Расходы на командировку, связанную с повышением квалификации, также признаются расходами по обычным видам деятельности на дату утверждения авансового отчета руководителем организации (п. п. 5 и 8 ПБУ 10/99). Они отражаются по дебету счетов учета затрат и кредиту счета 71. Выдача денежных средств командированному работнику отражается проводкой:

Дебет 71 Кредит 50.

Налоги и взносы с расходов на повышение квалификации

Порядок налогообложения расходов на обучение будет зависеть, в частности, от наличия подтверждающих документов, выполнения условий для признания таких затрат, а также от того, по чьей инициативе оно проводится.

Налог на прибыль

Расходы на обучение . Согласно п. 3 ст. 264 Налогового кодекса расходы на повышение квалификации включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (Письмо Минфина России от 21.04.2010 N 03-03-06/2/77). Если используется метод начисления, то к учету данные расходы принимают в момент представления акта об оказании образовательных услуг, а при кассовом методе - в день оплаты на основании соответствующих документов (платежных поручений, квитанций к приходным кассовым ордерам и т.п.) (пп. 3 п. 7 ст. 272 и п. 3 ст. 273 НК РФ).

Условия для признания расходов . Затраты на повышение квалификации учитываются при исчислении налога на прибыль, если:

  • российское образовательное учреждение имеет лицензию, а иностранное учреждение - соответствующий статус (пп. 1 п. 3 ст. 264 НК РФ и Письмо Минфина России от 06.10.2009 N 03-03-06/4/84). Статус иностранного образовательного учреждения могут подтвердить лицензия, программа, устав либо иные документы, перечень которых зависит от специфики его деятельности, а также от требований законодательства иностранного государства в отношении подтверждения статуса образовательного учреждения (Письмо Минфина России от 05.08.2010 N 03-04-06/6-163). Поэтому к первичным документам следует приложить копию соответствующего документа;
  • между организацией и образовательным учреждением заключен договор на обучение (пп. 2 п. 3 ст. 264 НК РФ);
  • повышающий квалификацию сотрудник работает в организации на основании трудового договора (пп. 2 п. 3 ст. 264 НК РФ);
  • сотрудник обучается в интересах работодателя (пп. 23 п. 1 ст. 264 и п. 29 ст. 270 НК РФ и Письмо Минфина России от 25.05.2007 N 03-03-06/1/312). Документом, подтверждающим этот факт, может быть приказ руководителя, в котором будет указано, что сотрудник направлен на обучение по инициативе организации и в связи с производственной необходимостью.

Если эти условия не соблюдены, расходы на повышение квалификации не признаются в налоговом учете. По окончании налогового периода их следует исключить из состава расходов, уменьшающих облагаемую базу по налогу на прибыль, и отнести к внереализационным доходам.

Кроме того, нельзя учитывать расходы на обучение (пп. 2 п. 3 ст. 264 НК РФ):

  • не подтвержденные оправдательными документами;
  • связанные с содержанием образовательных учреждений или оказанием им бесплатных услуг;
  • связанные с оплатой дополнительных услуг, предоставляемых образовательным учреждением на время обучения, если они не связаны с производственной необходимостью (например, оплата питания или культурно-развлекательной программы, если их стоимость выделена в документах отдельной строкой);
  • произведенные не в интересах организации, например, если полученные работником новые знания не будут использоваться им в процессе производства (Письмо Минфина России от 25.05.2007 N 03-03-06/1/312).

Оправдательные документы . Для признания в целях налогообложения прибыли расходов на повышение квалификации документальным подтверждением затрат могут служить договор с образовательным учреждением, приказ руководителя о направлении сотрудника на обучение, учебная программа образовательного учреждения с указанием количества часов посещений, сертификат или иной документ, подтверждающий, что сотрудники прошли обучение, акт об оказании услуг. Об этом говорится в Письме Минфина России от 21.04.2010 N 03-03-06/2/77. Эти же документы нужны и для признания расходов на обучение за границей (Письмо Минфина России от 28.02.2007 N 03-03-06/1/137).

Напомним, что работодатель, оплачивающий обучение, обязан хранить связанные с этим документы не менее четырех лет (пп. 8 п. 1 ст. 23 и пп. 2 п. 3 ст. 264 НК РФ).

Командировочные расходы . Если с целью повышения квалификации работник был направлен в другую местность, то в состав командировочных расходов организация вправе включить стоимость проезда к месту обучения и обратно, а также стоимость проживания и суточные. Данные затраты учитываются в полной сумме в составе прочих расходов на основании пп. 12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса (Письмо Минфина России от 28.02.2007 N 03-03-06/1/137). Датой признания расходов является дата утверждения авансового отчета (пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ и Письмо Минфина России от 28.02.2007 N 03-03-06/1/137).

Средний заработок . Если работник повышает квалификацию с отрывом от производства, то суммы среднего заработка, выплачиваемые ему на период учебы, включаются в расходы на оплату труда на основании п. 19 ст. 255 Налогового кодекса.

НДФЛ, страховые взносы и взносы на случай травматизма

Оплата обучения . Сумма оплаты повышения квалификации работника не облагается налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами, если учреждение, где обучается сотрудник, имеет лицензию на образовательную деятельность (или соответствующий статус - для иностранного образовательного учреждения). Такой вывод следует из п. 21 ст. 217 Налогового кодекса и п. 12 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ).

Это касается также случая, если работник обучается у специалиста, который обладает соответствующей квалификацией (Письмо Минфина России от 17.07.2009 N 03-04-06-02/50). Такая квалификация должна быть подтверждена особым документом - квалификационным аттестатом, лицензией, дипломом и т.п. (п. 3 ст. 21 Закона РФ N 3266-1).

На суммы оплаты обучения работника, направленного работодателем на курсы повышения квалификации, не нужно начислять взносы на случай травматизма, поскольку они не являются платой за труд (доходом) работника. Это следует из п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184 (далее - Правила).

Командировочные расходы . В доход работника, направленного на повышение квалификации в другую местность, не включаются суточные, если они не превышают 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории РФ (2500 руб. - на территории иностранного государства), а также документально подтвержденные расходы на проезд до места назначения и обратно и расходы по найму жилого помещения (п. 3 ст. 217 НК РФ).

Страховые взносы, как и взносы на случай травматизма, на сумму расходов на командировку не начисляются (ч. 2 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, п. 10 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 N 765, и Письмо ФСС РФ от 18.03.2009 N 02-18/07-2165).

Средний заработок . Сумма среднего заработка, выплачиваемого сотруднику на период повышения квалификации с отрывом от работы, облагается налогом на доходы физических лиц, страховыми взносами и страховыми взносами по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ, ч. 1 ст. 7 и ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ и п. 3 Правил).

НДС по образовательным услугам

Сумма платы за обучение сотрудника, направленного на повышение квалификации, может включать или не включать налог на добавленную стоимость.

Облагаются НДС образовательные услуги, которые оказывают коммерческие образовательные учреждения или соответствующие специалисты (п. 1 ст. 143 НК РФ). Налог исчисляется по ставке 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ). В бухгалтерском учете заказчика образовательных услуг выделенная в расчетных документах сумма налога отражается по дебету счета 19 в корреспонденции с кредитом счета 76.

Кроме того, облагаются НДС:

  • дополнительные услуги, оказываемые образовательной организацией, в частности обеспечение учащихся питанием и проживанием, так как они не связаны с производственной необходимостью (Письмо УМНС России по г. Москве от 28.01.2003 N 24-11/05512);
  • услуги по проведению разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, которые не сопровождаются итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании или квалификации (Письмо Минфина России от 27.08.2008 N 03-07-07/81).

Не облагаются НДС услуги :

  • некоммерческих образовательных организаций в сфере образования, расположенных на территории РФ, по проведению учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) процесса, за исключением консультационных услуг (пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ). Такая льгота распространяется только на те образовательные услуги, которые поименованы в лицензии учебного заведения (Письмо УФНС России по г. Москве от 06.05.2005 N 19-11/32602);
  • оказанные за пределами территории РФ (пп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ).

"Входной" НДС , уплаченный коммерческому образовательному учреждению или специалисту, имеющему соответствующую квалификацию, можно принять к вычету при расчете суммы налога на добавленную стоимость, если в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 Налогового кодекса:

  • стороны подписали акт об оказании образовательных услуг;
  • у организации есть счет-фактура с указанием суммы налога на добавленную стоимость.

В бухучете принятие к учету налога по расходам на повышение квалификации отражается проводкой:

Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19.

Пример . Руководитель ЗАО "Приморские отопительные системы" решил направить слесаря-монтажника приборного оборудования В.Л. Кабанчикова на курсы повышения квалификации с 1 по 13 ноября 2010 г. Для этого организация заключила договор с Владивостокским производственно-учебным комбинатом. Обучение должно проходить с отрывом от производства. Его стоимость составляет 10 000 руб., которые были перечислены комбинату 28 октября.

Учебное заведение является некоммерческим и имеет государственную лицензию на образовательную деятельность. По окончании курсов работник получил сертификат. Какие проводки в этом случае нужно сделать?

Решение. На основании договора между организацией и образовательным учреждением в учете были сделаны следующие проводки.

Дебет 76 Кредит 51

10 000 руб. - перечислены средства за обучение работника учебному комбинату.

Дебет 20 Кредит 76

10 000 руб. - отражены расходы на повышение квалификации работника.

Поскольку обучение проводится в той же местности, где расположена организация-работодатель, работнику выплачивается только средний заработок за время учебы (ст. 187 ТК РФ). На него следует начислить НДФЛ, страховые взносы и взносы на случай травматизма (пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ, ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ и п. 3 Правил).

Расходы на выплату среднего заработка работнику, направленному на повышение квалификации, признаются в составе расходов на оплату труда в месяце начисления (п. 6 ст. 255 и п. 4 ст. 272 НК РФ). Сумма начисленных на него страховых взносов относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса (Письмо Минфина России от 13.04.2010 N 03-03-06/1/260). Взносы на случай травматизма также учитываются в составе прочих расходов на дату их начисления (пп. 45 п. 1 ст. 264 и пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Таким образом, в ноябре бухгалтер уменьшил налог на прибыль на суммы оплаты повышения квалификации, среднего заработка, выплаченного работнику за период обучения, и начисленных на него страховых взносов.

О.В.Негребецкая Научный редактор журнала "Зарплата" / "Зарплата", 2010, N 10

  • Обучение, Развитие, Тренинги

Ключевые слова:

1 -1

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх